Конкуренция

Автор: Екатеина Екатерина, 04 Декабря 2010 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных
затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает
производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу
за потребителя и улучшение качества товаров.

Содержание

Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1.1 Определение конкуренции. 4
1.2 Виды конкуренции. 7
1.3 Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
2 глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
2.1 Формирование конкурентной среды РБ. 15
2.2 Регулирование конкуренции в РБ. 18
2.3 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.

Работа содержит 1 файл

New Microsoft Word Document (2).doc

— 316.00 Кб (Скачать)

производстве и  на рынке. В соответствии с законодательством  ФРГ доминирующее

положение предприятия  или группы предприятий на рынке  возникает, если на одно

предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В США в течение

нескольких десятилетий  этот показатель устанавливался исходя из доли четырех

крупнейших фирм. Монополизм в производстве и на рынке  также проявляется в

установлении монопольных  цен — завышенных при продаже и заниженных при

покупке товаров.

По происхождению  выделяют два основных вида монополий:

1)      естественную, которая существует  по объективным причинам (энергетика,

железные дороги, газоснабжение, связь и т.д.);

2)      искусственную — специально созданная путем концентрации в чьих-то

руках определенной хозяйственной деятельности (картели, синдикаты, тресты,

концерн и т.д.). Можно также сказать: монопольное  положение фирмы может быть

”естественным", когда она владеет редкими, уникальными  невоспроизводимыми

ресурсами, но может  быть создано и искусственно, когда  фирма сама путем

организационных приемов образует монополию.

Монополия снижает  уровень риска в процессе конкуренции. Это обусловлено тем,

что:

1.      она обладает довольно точной  информацией о потребителях и конкурентах;

2.      более доступна реклама;

3.      монополия через каналы финансовых  и политических связей оказывает

влияние на заказчика  в лице государственных учреждений. [13, c. 248]

Следующий моделью  несовершенной конкуренции является монополистическая

конкуренция. Ее отличительные  признаки:

1)      существует достаточно большое  число фирм, что ограничивает  контроль

каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор

фактически невозможен;

2)      продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и

различающимися  условиями их продажи;

3)      экономическое соперничество влечет  за собой и ценовую, и неценовую

конкуренцию;

4)      вступление в отрасль является  относительно легким. Легкое вступление

и массовый выход  фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в

долговременном  периоде;

5)      тип продукта дифференцированный. [12, c. 180]

На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической

конкуренции, стремится  к такой особой комбинации цены, продукта и

стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать  его прибыль.

Монополистическая конкуренция утверждается там, где  эффективными могут быть и

небольшие предприятия  и особенно там, где много возможностей изменения товара

(его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

Третья модель несовершенной конкуренции —  олигополия. Ее признаки,

характерные черты:

1)      наличие нескольких фирм;

2)      тип продукта, стандартизированный  или дифференцированный;

3)      контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный

при тайном сговоре;

4)      наличие существенных препятствий  при вступлении в отрасль;

5)      очень типична неценовая конкуренция,  особенно при дифференциации  цен.

Олигополия более  распространена в отраслях, где эффективнее крупное

производство и  отсутствуют широкие возможности  дифференциации отраслевого

товара.

В зависимости  от типа продукции различают олигополию:

1)      чистую,

2)      дифференцированную.

Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный

продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или  сталелитейной

промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.

Дифференцированные  олигополии обычно специализируются на выпуске товаров

потребительского  назначения (автомобили, покрышки и камеры, электробытовая

техника, сигареты).[13, c. 249]

    

1.3 Концепция пяти  сил конкуренции  ( по М. Портеру).

 

Интенсивность конкуренции  резко отличается на разных рынках. В одних отраслях

почти все компоненты получают высокую прибыль, для других же – типичны

убытки, и лишь отдельные фирмы оказываются  способными избежать их.

Соответственно, в  благополучных отраслях конкуренция  носит мягкий характер.

Фирмы могут позволять  себе поступать по принципу : “Живи  и дай жить другим”.

Напротив, в неблагополучных  отраслях идет ожесточенная борьба, нацеленная на

полное вытеснение конкурентов с рынка, ибо для  каждой из фирм победа над

соперником –  это вопрос жизни и смерти. [ 7, c.43]

Ни одно предприятие  не может достичь превосходства  над конкурентами по всем

коммерческим характеристикам  товара и средствам его продвижения  на рынке.

Необходим выбор  приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени

соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом

использующей сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от

тактических действий на рынке стратегия конкуренции  должна быть направлена на

обеспечение преимуществ  над конкурентами в долгосрочной перспективе,

оцениваемой в 3-5 лет.

Конкурентный анализ включает два основных этапа:

• определение  главных конкурентных сил в отрасли;

• формулирование основных вариантов конкурентных стратегий.

Признанным лидером  разработки конкурентного анализа  является профессор

Гарвардской школы  бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению

главных сил конкуренции  и вариантов конкурентных стратегий.

Доля рынка, уровень  прибыли фирмы определяются тем, насколько эффективно

компания противодействует следующим конкурентным силам (схема 1.):

1)      проникающим в отрасль новым  конкурентам, выпускающим подобные  товары;

2)      угрозе со стороны товаров-заменителей  (субститутов);

3)      компаниям-конкурентам, уже закрепившимся  на отраслевом рынке;

4)      воздействию продавцов (поставщиков);

5)      воздействию покупателей (клиентов).

1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут  предупредить следующие

входные барьеры:

-         экономия на масштабе и опыте  производства уже обосновавшихся  в

отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне, который

недоступен потенциальным  конкурентам;

-         дифференциация продуктов и услуг,  то есть опора на торговые  марки,

подчеркивающие  уникальность товара и признание  его покупателями (например,

трудно конкурировать  с уникальными свойствами изделий народных промыслов -

Палеха, Гжели. Само появление многочисленных товаров-подделок подчеркивает

практическую непревзойденность  этих торговых марок);

-         потребность в капитале. Очень  часто эффективная конкуренция  требует

крупных первоначальных инвестиций;

-         издержки переориентации, связанные  со сменой поставщиков,

переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и

т.д.;

-         необходимость создания новой  системы каналов распределения. Так,

из-за отсутствия хорошо налаженных каналов распределения  фирма "Эпл" не

смогла широко внедриться со своими персональными  компьютерами на российский

рынок;

-         политика государства (правительства), не способствующая

проникновению на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для

иностранных конкурентов  или отсутствие льготных государственных субсидий для

новичков.[14, c. 114]

2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может  появление товаров,

эффективно удовлетворяющих  те же потребности, но несколько иным способом.

Так, конкуренцию  производителям сливочного масла могут  составить предприятия,

выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это

диетический продукт  с низким уровнем холестерина.

Препятствиями на пути товаров-субститутов могут стать:

-         проведение ценовой конкуренции,  которая переключает внимание

покупателя с  проблемы качества на снижение цены;

-         рекламные атаки на потребителей;

-         производство новых, привлекательных  продуктов. Например, ощущая

конкуренцию со стороны  изготовителей колбасных изделий, производители сыра

начинают выпуск новых, оригинальных сортов с разнообразными добавками;

-         улучшение качества обслуживания  при продаже и распространении  товара.

3. Внутриотраслевая конкуренция  и  ее интенсивность.

Интенсивность конкуренции  может колебаться от мирного сосуществования до

жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет

себя конкуренция  в отраслях, для которых характерны:

-         большое число конкурентов;

-         однородность выпускаемых товаров;

-         наличие барьеров снижения издержек, например  стабильно высокие

постоянные затраты;

-         высокие выходные барьеры (когда  фирма не может выйти   из  отрасли,

не понеся при  этом значительных убытков);

-         зрелость, насыщенность рынков (эта  ситуация сегодня характерна для

мирового компьютерного  рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей

покупателей).

Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции является

использование сравнительных  преимуществ, которыми обладает фирма.

4. Сила воздействия  поставщиков. Фирма конкурирует,  то есть ведет

экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со

своими контрагентами-поставщиками, конкурентами.

Сильные поставщики могут:

-         повышать цену на свои товары;

-         снижать качество поставляемых  продуктов и услуг.

Сила поставщиков  определяется:

-         наличием крупных компаний-поставщиков;

Информация о работе Конкуренция