Автор: Екатеина Екатерина, 04 Декабря 2010 в 17:59, курсовая работа
Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных
затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает
производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу
за потребителя и улучшение качества товаров.
Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1.1 Определение конкуренции. 4
1.2 Виды конкуренции. 7
1.3 Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
2 глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
2.1 Формирование конкурентной среды РБ. 15
2.2 Регулирование конкуренции в РБ. 18
2.3 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.
производстве и на рынке. В соответствии с законодательством ФРГ доминирующее
положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно
предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В США в течение
нескольких десятилетий этот показатель устанавливался исходя из доли четырех
крупнейших фирм. Монополизм в производстве и на рынке также проявляется в
установлении монопольных цен — завышенных при продаже и заниженных при
покупке товаров.
По происхождению выделяют два основных вида монополий:
1) естественную, которая существует по объективным причинам (энергетика,
железные дороги, газоснабжение, связь и т.д.);
2)
искусственную — специально
руках определенной хозяйственной деятельности (картели, синдикаты, тресты,
концерн и т.д.). Можно также сказать: монопольное положение фирмы может быть
”естественным", когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми
ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путем
организационных приемов образует монополию.
Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции. Это обусловлено тем,
что:
1. она обладает довольно точной информацией о потребителях и конкурентах;
2. более доступна реклама;
3.
монополия через каналы
влияние на заказчика в лице государственных учреждений. [13, c. 248]
Следующий моделью
несовершенной конкуренции
конкуренция. Ее отличительные признаки:
1) существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль
каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор
фактически невозможен;
2)
продукты характеризуются
различающимися условиями их продажи;
3)
экономическое соперничество
конкуренцию;
4) вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление
и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в
долговременном периоде;
5)
тип продукта
На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической
конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и
стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль.
Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и
небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара
(его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).
Третья модель несовершенной конкуренции — олигополия. Ее признаки,
характерные черты:
1) наличие нескольких фирм;
2) тип продукта, стандартизированный или дифференцированный;
3)
контроль над ценой:
при тайном сговоре;
4)
наличие существенных
5)
очень типична неценовая
Олигополия более распространена в отраслях, где эффективнее крупное
производство и
отсутствуют широкие
товара.
В зависимости
от типа продукции различают
1) чистую,
2) дифференцированную.
Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный
продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной
промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.
Дифференцированные олигополии обычно специализируются на выпуске товаров
потребительского назначения (автомобили, покрышки и камеры, электробытовая
техника, сигареты).[13, c. 249]
Интенсивность конкуренции резко отличается на разных рынках. В одних отраслях
почти все компоненты получают высокую прибыль, для других же – типичны
убытки, и лишь отдельные фирмы оказываются способными избежать их.
Соответственно, в благополучных отраслях конкуренция носит мягкий характер.
Фирмы могут позволять себе поступать по принципу : “Живи и дай жить другим”.
Напротив, в неблагополучных отраслях идет ожесточенная борьба, нацеленная на
полное вытеснение конкурентов с рынка, ибо для каждой из фирм победа над
соперником – это вопрос жизни и смерти. [ 7, c.43]
Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем
коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке.
Необходим выбор
приоритетов и выработка
соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом
использующей сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от
тактических действий на рынке стратегия конкуренции должна быть направлена на
обеспечение преимуществ над конкурентами в долгосрочной перспективе,
оцениваемой в 3-5 лет.
Конкурентный анализ включает два основных этапа:
• определение главных конкурентных сил в отрасли;
• формулирование основных вариантов конкурентных стратегий.
Признанным лидером разработки конкурентного анализа является профессор
Гарвардской школы бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению
главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий.
Доля рынка, уровень прибыли фирмы определяются тем, насколько эффективно
компания противодействует следующим конкурентным силам (схема 1.):
1)
проникающим в отрасль новым
конкурентам, выпускающим
2)
угрозе со стороны товаров-
3)
компаниям-конкурентам, уже
4) воздействию продавцов (поставщиков);
5)
воздействию покупателей (
1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие
входные барьеры:
-
экономия на масштабе и опыте
производства уже
отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне, который
недоступен потенциальным конкурентам;
-
дифференциация продуктов и
подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями (например,
трудно конкурировать с уникальными свойствами изделий народных промыслов -
Палеха, Гжели. Само появление многочисленных товаров-подделок подчеркивает
практическую
- потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует
крупных первоначальных инвестиций;
- издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков,
переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и
т.д.;
- необходимость создания новой системы каналов распределения. Так,
из-за отсутствия хорошо налаженных каналов распределения фирма "Эпл" не
смогла широко внедриться со своими персональными компьютерами на российский
рынок;
-
политика государства (
проникновению на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для
иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для
новичков.[14, c. 114]
2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров,
эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом.
Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить предприятия,
выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это
диетический продукт с низким уровнем холестерина.
Препятствиями на пути товаров-субститутов могут стать:
-
проведение ценовой
покупателя с проблемы качества на снижение цены;
-
рекламные атаки на
-
производство новых,
конкуренцию со стороны
изготовителей колбасных
начинают выпуск новых, оригинальных сортов с разнообразными добавками;
-
улучшение качества
3. Внутриотраслевая конкуренция и ее интенсивность.
Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до
жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет
себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:
- большое число конкурентов;
-
однородность выпускаемых
-
наличие барьеров снижения
постоянные затраты;
-
высокие выходные барьеры (
не понеся при этом значительных убытков);
- зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для
мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей
покупателей).
Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции является
использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.
4. Сила воздействия
поставщиков. Фирма
экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со
своими контрагентами-
Сильные поставщики могут:
- повышать цену на свои товары;
- снижать качество поставляемых продуктов и услуг.
Сила поставщиков определяется:
-
наличием крупных компаний-