Конкуренция

Автор: Екатеина Екатерина, 04 Декабря 2010 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных
затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает
производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу
за потребителя и улучшение качества товаров.

Содержание

Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1.1 Определение конкуренции. 4
1.2 Виды конкуренции. 7
1.3 Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
2 глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
2.1 Формирование конкурентной среды РБ. 15
2.2 Регулирование конкуренции в РБ. 18
2.3 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.

Работа содержит 1 файл

New Microsoft Word Document (2).doc

— 316.00 Кб (Скачать)

Курсовая: Проблема формирования конкурентной среды  в Республике Беларусь

Проблема  формирования конкурентной среды в РБ.

 

План.

 

Введение.

1 глава. Понятие  конкуренции.

1.1  Определение  конкуренции.                                                  4

1.2  Виды конкуренции.                                                         7

1.3  Концепция  пяти сил конкуренции ( по М.  Портеру).       12

2 глава. Проблема  формирования конкурентной среды  в РБ.

2.1  Формирование  конкурентной среды РБ.                            15

2.2  Регулирование  конкуренции в РБ.                                      18

2.3  Меры по  улучшению конкурентной среды  в РБ.               24

Заключение.

    

Введение.

 

Конкуренция как  метод экономического контроля стоит обществу минимальных

затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно  толкает

производителя на сокращение издержек производства и  цен, стимулирует борьбу

за потребителя  и улучшение качества товаров.

При этом, конкуренция  является обязательным  условием  существования   рынка.

Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как

общественная форма  экономических связей. Наличие конкуренции - естественное

состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной

предпринимательской  деятельности.   Проблема  создания условий для ее

возникновения и  развития чрезвычайно важна для  переходной к рынку экономики

Беларуси. При ее решении следует различать условия  возникновения конкуренции

и условия формирования конкурентной среды.

Недостаточное понимание  сущности и механизма проявления конкуренции

отрицательно сказалось  на первых шагах белорусских предпринимателей,

получивших право  самостоятельно вести внешнеторговые операции.Если

предприятие не ориентировано на деятельность в условиях конкуренции,

рассчитывать на завоевание и удержание рынка  не приходится.

Большинство крупных  белорусских предприятий не перестроили  свою работу, а

усилия производственного  менеджмента зачастую концентрируются  не на

финансовых результатах, а на решении непроизводственных задач (содержание

социальной сферы, культурно-массовые мероприятия и  т.д.).

Таким образом, Беларусь за десять лет существенно растратила стартовый

потенциал для  самостоятельного развития. Экономическая  политика привела к

серьезному  разрушению основных фондов, снижению уровня жизни  населения, к

потере экспортных рынков.

     1 глава. Понятие конкуренции.

    

1.1  Сущность конкуренции  и ее значение.

 

Термин «конкуренция»  вошел в экономическую теорию из разговорного языка от

латинского слова  «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание».  В

экономике конкуренция  определяется следующим образом.

«Конкуренция —  ситуация, когда существует несколько  альтернативных

направлений использования  редкого блага, в котором заинтересованы различные

группы людей, борющихся  между собой за право распоряжаться  этим благом».[14,

c. 16]

Толкование понятия  конкуренции в экономической  науке прошло несколько стадий.

Классической экономической  теории был характерен поведенческий подход. В

частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как  совокупность

взаимонезависимых попыток различных продавцов  установить контроль на рынке.

Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов  и покупателей,

которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более

выгодные условия  продажи или покупки товаров. При этом основным объектом

конкурентной борьбы считались цены.

Поведенческая трактовка  конкуренции была характерна и для  неоклассической

политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за

редкие экономические  блага, а также за деньги потребителей, на которые их

можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ

недостаточно в  сравнении с по Наряду с поведенческой  трактовкой начиная с

конца ХIХ века в экономическую теорию стала  проникать другая, структурная

концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее

авторов  были   Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции

этих ученых в  современной западной экономической науке столь сильны, что сам

термин «конкуренция»  чаще всего используется именно в  структурном понимании.

Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный

продукт, настолько  велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала,

что никакая фирма  одна и самостоятельно не может существенно  повлиять на цену

товара путем  изменения объема продаж.

Таким образом, при  структурном подходе акцент смещается  с самой борьбы фирм

друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в

нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается  не

соперничество фирм в установлении цены, не выяснения  того, кто и почему

победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности)

влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие

невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае

— об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».[7, c. 38]

Такое понимание  конкуренции, как видим, значительно отличается  от ее

определения в  классической теории, не проводившей  различия между конкуренцией

и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели  в виду лишь

совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость  продавцов

настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы

независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают

сколько-нибудь заметного  влияния на поведение других фирм. При таком

конкурентном поведениии-соперничестве  ни одна фирма не может стать лидером на

рынке, то есть, не возможна монополия.

Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и

появилась необходимость  в четком разграничении понятий  «конкуренция» и

«соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к

действительному поведению рыночных агентов, направленному  на завоевание

лидирующего (отличного  от других) положения на рынке и  используется для

характеристики  сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для

качественной характеристики строения рынка. Термин «конкуренция» в свою

очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.

Кроме поведенческой  и структурной трактовки конкуренции, в экономической

теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также

характеристика  конкуренции как «процедуры открытия».

Функциональный  подход к определению конкуренции  связан, в частности, с именем

австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития

он определял  конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут

предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути,

осуществляющие  новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача

предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной,

не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он

может выиграть в  конкурентной борьбе, вытеснив с рынка  тех предпринимателей,

которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают  не пользующуюся

спросом продукцию.

Другой австрийский  экономист и политический философ — Ф. фон Хайек

рассматривал конкуренцию  еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По

его мнению, предпринимателю  важно, ориентируясь на повышение или  понижение

цен на ресурсы  и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении

нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря

ценам и конкуренции  скрытое становится явным. Только «процедура»  конкуренции

«открывает», какие  ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что,

сколько, где и кому продавать. [7, с. 39-40] Неизбежные для такого “прорыва ”

потери Хайек  связывает не с разрушительным характером конкуренции как

таковой, а с  принципиальной непредсказуемостью поступков  людей. Более того,

он пологает, что  конкуренция ценна лишь постольку , поскольку ее результаты

непредсказуемы  и в целом отличны от тех , которые  кто-либо мог

запланировать.[9,c. 42]

Нетрудно заметить , что большие ученые, исповедуя  функциональный понимание

конкуренции, на самом  деле были мало озабочены тем, чтобы дать ей “правильное

”. Скорее, формулируя свои хлесткие , запоминающиеся дефиниции, они просто

хотели заострить  внимание на принципиальной важности определенных последствий

конкурентной борьбы.

[7, c. 40]

Cуществуют и  другие определения конкуренции.  Конкуренция – это сильнейший

способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью

условности конкуренцию  можно назвать цивилизованной формой борьбы за

существование, стремление обойти конкурента , не уступить, не отстать  от него

создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры за

экономическое существование  и процветание действует надежнее всех иных

стимулов.[6, с. 238]

Конкуренция —  это соперничество между участниками  рыночного хозяйства за

лучшие условия  производства, купли и продажи товаров.[13, с. 242]

Конкуренция –  это экономическая борьба, соперничество  между обособленными

производителями продукции, работ, услуг, за удовлетворение своих интересов,

связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним

и тем же потребителям.[12, с. 177]

Конкуренция —  это экономический закон рыночного  хозяйства. Она происходит

Информация о работе Конкуренция