Автор: Екатеина Екатерина, 04 Декабря 2010 в 17:59, курсовая работа
Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных
затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает
производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу
за потребителя и улучшение качества товаров.
Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1.1 Определение конкуренции. 4
1.2 Виды конкуренции. 7
1.3 Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
2 глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
2.1 Формирование конкурентной среды РБ. 15
2.2 Регулирование конкуренции в РБ. 18
2.3 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.
Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1.1 Определение
конкуренции.
1.2 Виды конкуренции.
1.3 Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
2 глава. Проблема
формирования конкурентной
2.1 Формирование конкурентной среды РБ. 15
2.2 Регулирование
конкуренции в РБ.
2.3 Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.
Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных
затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает
производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу
за потребителя и улучшение качества товаров.
При этом, конкуренция является обязательным условием существования рынка.
Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как
общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции - естественное
состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной
предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее
возникновения и развития чрезвычайно важна для переходной к рынку экономики
Беларуси. При ее
решении следует различать
и условия формирования конкурентной среды.
Недостаточное понимание сущности и механизма проявления конкуренции
отрицательно сказалось
на первых шагах белорусских
получивших право самостоятельно вести внешнеторговые операции.Если
предприятие не ориентировано на деятельность в условиях конкуренции,
рассчитывать на завоевание и удержание рынка не приходится.
Большинство крупных белорусских предприятий не перестроили свою работу, а
усилия производственного менеджмента зачастую концентрируются не на
финансовых результатах, а на решении непроизводственных задач (содержание
социальной сферы, культурно-массовые мероприятия и т.д.).
Таким образом, Беларусь за десять лет существенно растратила стартовый
потенциал для самостоятельного развития. Экономическая политика привела к
серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни населения, к
потере экспортных рынков.
1 глава. Понятие конкуренции.
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от
латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В
экономике конкуренция определяется следующим образом.
«Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных
направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные
группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».[14,
c. 16]
Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий.
Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В
частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность
взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке.
Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей,
которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более
выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом
конкурентной борьбы считались цены.
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической
политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за
редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их
можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ
недостаточно в сравнении с по Наряду с поведенческой трактовкой начиная с
конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная
концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее
авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции
этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам
термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании.
Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный
продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала,
что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену
товара путем изменения объема продаж.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм
друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в
нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается не
соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему
победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности)
влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие
невозможно, то речь
идет о рынке совершенной
— об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».[7, c. 38]
Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее
определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией
и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь
совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов
настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы
независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают
сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком
конкурентном поведениии-
рынке, то есть, не возможна монополия.
Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и
появилась необходимость в четком разграничении понятий «конкуренция» и
«соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к
действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание
лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для
характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для
качественной характеристики строения рынка. Термин «конкуренция» в свою
очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.
Кроме поведенческой
и структурной трактовки
теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также
характеристика конкуренции как «процедуры открытия».
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем
австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития
он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут
предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути,
осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача
предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной,
не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он
может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей,
которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся
спросом продукцию.
Другой австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек
рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По
его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение
цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении
нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря
ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции
«открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что,
сколько, где и кому продавать. [7, с. 39-40] Неизбежные для такого “прорыва ”
потери Хайек связывает не с разрушительным характером конкуренции как
таковой, а с принципиальной непредсказуемостью поступков людей. Более того,
он пологает, что конкуренция ценна лишь постольку , поскольку ее результаты
непредсказуемы и в целом отличны от тех , которые кто-либо мог
запланировать.[9,c. 42]
Нетрудно заметить , что большие ученые, исповедуя функциональный понимание
конкуренции, на самом деле были мало озабочены тем, чтобы дать ей “правильное
”. Скорее, формулируя свои хлесткие , запоминающиеся дефиниции, они просто
хотели заострить внимание на принципиальной важности определенных последствий
конкурентной борьбы.
[7, c. 40]
Cуществуют и
другие определения
способ непрерывного
возбуждения экономических
условности конкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за
существование, стремление обойти конкурента , не уступить, не отстать от него
создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры за
экономическое существование
и процветание действует
стимулов.[6, с. 238]
Конкуренция —
это соперничество между
лучшие условия производства, купли и продажи товаров.[13, с. 242]
Конкуренция – это экономическая борьба, соперничество между обособленными
производителями продукции, работ, услуг, за удовлетворение своих интересов,
связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним
и тем же потребителям.[12, с. 177]
Конкуренция —
это экономический закон