Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 11:27, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследование сущности электронных денег и практическом анализе их появления и развития.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
* изучить историю развития электронных денег;
* исследовать понятие «электронные деньги», раскрыть сущность и содержание электронных денег через изучение их природы и функций;
* рассмотреть классификацию электронных денег;
* изучить общие принципы функционирования электронных денежных систем;
* проанализировать практику функционирования появившихся систем электронных денег, определить присущие им преимущества и недостатки;
* оценить возможное влияние электронных денег на денежно-кредитную систему;
* определить основные причины, сдерживающие развитие электронных денег;
* охарактеризовать основные перспективы развития электронных денег.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ 6
1.1. Этапы появления и развития электронных денег 6
1.2. Сущность электронных денег 11
1.3. Классификация электронных денег 18
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ В СОВРЕМЕННЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ 26
2.1. Принципы функционирования электронных денежных систем 26
2.2. Анализ основных систем электронных денег 33
2.3. Влияния электронных денег на денежное обращение 37
2.4. Регулирование электронных денег: мировой опыт и
российская практика 40
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ
ДЕНЕГ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сравнительный анализ систем электронных денег и традиционных наличных 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Характеристики популярных систем электронных
платежей в России 55
В данных условиях вопросы влияния электронных денег на денежную систему является предметом пристального внимания современной экономической теории. Электронные деньги оказывают влияние на объем и скорость обращения денежной массы, эмиссионный доход центральных банков [6 с. 78].
По мнению многих отечественных и западных экономистов, широкомасштабное внедрение ЭД в экономику способно оказать существенное влияние на показатели денежных агрегатов, в частности на агрегат M1. Существует также и противоположная позиция, согласно которой внедрение электронных денег не приводит к изменению совокупного денежного предложения, а следовательно, нет и оснований для выделения их как новой формы денег и включения в состав денежных агрегатов [13, с. 29].
При анализе влияния электронных денег на объем и скорость обращения денежной массы можно говорить о двух теоретических взглядах.
Опасение, что в случае бесконтрольной эмиссии электронных денег произойдет резкое увеличение денежной массы и ускорение темпов инфляции, представляется, по мнению авторов, вполне оправданным [6, с. 78]. Одной из превентивных мер может быть привязка размера эмиссии электронных денег к размеру привлекаемых вкладов до востребования с установлением специального норматива мгновенной ликвидности, а также введение обязательного резервирования в размере эмиссии. При этом число эмитентов должно быть ограничено в целях облегчения контроля со стороны Центрального банка, а в отношении этих организаций должен применяться мониторинг в режиме реального времени.
В разумных границах кредитная экспансия электронных денег способна оказать положительное влияние на экономику. Низкие процентные ставки по кредитам будут стимулировать потребление, что в свою очередь положительно скажется на финансовом состоянии розничных сетей. Кроме того, если банки получат доступ к длинным деньгам, то соответственно они смогут предложить бизнесу среднесрочные кредиты по доступным процентным ставкам [13, с. 33].
Использование электронных денег может привести к резкому увеличению скорости денежного обращения, что приведет к росту инфляции даже без увеличения объема денежной массы. В то же время платежная система не существует сама по себе, а обеспечивает сделки хозяйственного оборота. Поскольку использование электронных денег рассчитано на осуществление розничных платежей, то результат от повышения эффективности расчетов ниже риска инфляции. Вместе с тем использование электронных денег при расчетах на денежных рынках может способствовать повышению их нестабильности. Одним из способов избежания подобного риска является введение института уполномоченных эмитентов и посредников при операциях на денежных рынках.
Широкое замещение наличных денег электронными может привести к потере эмиссионного дохода (сеньоража) центральных банков, хотя его снижение до уровня, не обеспечивающего покрытие издержек на эмиссионные операции Центрального банка, будет продолжаться достаточно длительный период времени. В этом случае у центральных банков имеется два основных способа предотвращения потери эмиссионного дохода: монополизация эмиссии электронных денег или расширение нормативов обязательных резервов. Кроме того, некоторые исследователи, прогнозируя негативное влияние частной эмиссии электронных денег на эмиссионный доход государства, полагают, что целесообразно предусмотреть уплату процентов эмитентом по суммам, привлеченным в результате эмиссии электронных денег.
Существует три основных метода оценки влияния электронных денег на эмиссионный доход государства: по средней стоимости, хранимой на картах; по деноминированной стоимости; по потребности в наличных деньгах. Анализ статистических данных эмиссионных доходов и расходов центральных банков показывает, что если каждый индивид является держателем электронных денег в размере суммы, эквивалентной 100 долл., падение эмиссионного дохода (в процентах к ВВП) составит: во Франции — 0,03%, в Германии — 0,03, в Японии — 0,01, в Англии — 0,05, в США — 0,03%. Если электронные деньги замещают все банкноты, деноминированные до 25 долл., то процентное отношение выглядит следующим образом: во Франции — 0,08%, в Германии — 0,06, в Японии — 0,06, в Англии — 0,14, в США — 0,14%. Если же электронные деньги замещают всю денежную наличность до 25 долл., то процентное отношение составит: во Франции — 0,07%, в Германии — 0,06, в Японии — 0,04, в Англии - 0,10, в США - 0,09% [6, с. 79].
Поскольку в отношении электронных денег в развитых странах не применяются единые принципы надзора за их эмитентами, может проявиться тенденция использования электронных денег вместо совершения банковских операций, подпадающих под резервирование в соответствии с требованиями Центрального банка. Такой обход пруденциальных норм оказывает негативное влияние на баланс Центрального банка. В целях предотвращения этого влияния эмиссия электронных денег может быть взята Центральным банком под свой контроль, в частности, увеличен размер обязательных резервов с учетом сумм эмиссии электронных денег, которая может быть включена в число операций, подпадающих под резервирование.
При равенстве норм резервирования по электронным деньгам и депозитам замещение наличных денег электронными деньгами по своему макроэкономическому эффекту тождественно расширению депозитов до востребования. Такой механизм эмиссии электронных денег не способен вызвать существенных изменений в предложении денег. В данных рамках электронные деньги являются скорее более дешевым аналогом магнитных карт. Гораздо более масштабные последствия могут иметь место при начале осуществления банками кредитования в электронных деньгах. В отсутствие должного внимания к этой проблеме со стороны регулятора это может привести к возникновению платежного кризиса и раскручиванию инфляционной спирали. Однако кредитную экспансию электронных денег следует рассматривать как положительный фактор. Это будет способствовать распространению новых платежных технологий, а также будет стимулировать спрос на товары длительного пользования. В целом это способно также изменить роль центрального банка [13, с. 34].
Деятельность в сфере электронных денег не должна осуществляться произвольно в силу специфического характера электронных денег как нового средства платежа, рассматриваемого в большинстве стран в качестве электронного суррогата наличных денег.
Сравнивая
подходы к регулированию
Первая группа включает страны, в которых эмитенты электронных денег могут быть как традиционными депозитными институтами, так и специализированными кредитными институтами. Последние (специализированные институты) рассматриваются в качестве особого типа кредитных институтов, деятельность которых регламентируется специальными нормативно-правовыми актами. К странам, придерживающимся такого подхода, относятся: страны ЕС, Австралия и др.
Вторая
группа включает страны, в которых
эмитенты электронных денег
Рассмотрим основные подходы к регулированию деятельности в сфере электронных денег на примере стран ЕС. В рамках Европейского Союза регулирование деятельности в сфере электронных денег осуществляется на всесторонней и согласованной основе. Основой этого регулирования являются две Директивы ЕС, принятые в 2000 г.: Директива Европейского парламента и Совета № 2000/46/ЕС по регулированию деятельности институтов-эмитентов электронных денег и Директива Европейского парламента и Совета № 2000/28/ЕС по регулированию деятельности кредитных институтов, которые регулируют порядок эмиссии электронных денег и определяют основные принципы надзора за традиционными депозитными институтами и новыми кредитными институтами, названными институтами-эмитентами электронных денег. В настоящее время национальные денежные и банковские законодательства всех 25 стран-членов ЕС согласованы с требованиями данных директив.
Поскольку выпускать электронные деньги в настоящее время могут как банки, так и небанковские кредитные институты, следует указать на некоторые различия в порядке регулирования деятельности институтов-эмитентов электронных денег. В целом режим регулирования институтов-эмитентов электронных денег является более мягким, чем режим регулирования банковских институтов, однако предусматривает ряд серьезных ограничений: необходимость в постоянном поддержании балансовых остатков, ограничения по источникам вложения средств, полученных в результате эмиссии электронных денег и др.
Кроме того, деятельность институтов-эмитентов электронных денег, помимо эмиссии электронных денег, ограничена следующими операциями:
Среди основных мер по регулированию деятельности институтов-эмитентов электронных денег необходимо отметить следующие:
Европейские
законодательные органы стремятся
сделать регулирование
В России в течение длительного времени на законодательном уровне не решается вопрос о регулировании электронных денег. Банковский комитет Государственной Думы, который занимается разработкой соответствующего законопроекта, акцентирует внимание, в первую очередь, на вопросах, касающихся приема платежей через платежные терминалы самообслуживания. Такой подход представляется, по мнению автора неправильным, поскольку оборот «электронных денег» в огромных масштабах осуществляется и через сеть Интернет, и с использованием мобильных телефонов [11, с. 56].
В
России в настоящее время нет
специальных нормативно-
Внося
изменения в действующее
Первоочередным, по мнению автора, является внесение в российское законодательство самого понятия - электронные деньги. Это связано с тем, что способы приема платежей и расчетов электронными деньгами операторами ЭПС могут значительно различаться. Сегодня основные способы расчетов с использованием электронных денег – это платежные системы в сети Интернет, сети терминалов по приему платежей и, так называемая, «мобильная коммерция». Данный список с развитием информационных технологий будет лишь расширяться, а быстрое развитие научного прогресса, в свою очередь, может вызвать необходимость постоянного и частого изменения законодательства, что достаточно неудобно. В связи с этим, во-первых, ни в коем случае нельзя осуществлять регулирование путем фиксации в законодательстве частных способов оплаты электронными деньгами; во-вторых, само понятие «электронных денег» необходимо формулировать через общие признаки, свойственные данному феномену [11, с. 56].