Денежно-кредитная политика Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.
Задачи исследования следующие:
Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации Центрального Банка;
Оценить состояние денежно-кредитной сферы России на современном этапе;
Анализ основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Выявить причины, затрудняющих эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие денежно-кредитной политики, её цели, теории, лежащие в её основе и правовое регулирование ………………………………………………………… 6
1.1 Кейнсианское направление в теории денежно-кредитного регулирования экономики …………………………………………………………………………… 7
1.2 Монетаристское направление ……………………………………………… 8
1.3 Правовые основы денежно-кредитной политики Банка России …….… 12
2. Методы реализации денежно-кредитной политики ……………………… 15
2.1 Основные инструменты регулирования денежно-кредитной политики Банка России …………………………………………………………………………….… 17
2.2 Реализация денежно-кредитной политики в 2009 году ………………... 36
3. Основные направления реализации государственной денежно-кредитной политики на 2010 и на период 2011 и 2012годов, её проблемы и пути оптимизации …………………………………………………………………………………..…… 45
3.1.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 и на период 2011 и 2012годов …………………………….. 45
3.2 Анализ проблем реализации денежно-кредитной политики Банка России и пути их оптимизации ……………………………………………………………… 50
Заключение ……………………………………………………………………… 66
Список литературы ……………………………………………………….…… 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………….. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………….. 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В …………………………………………………………….… 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ……………………………………………………………….. 79

Работа содержит 1 файл

готовая_курсовая.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

       ВЫВОДЫ 

     В целом в Проекте воспроизводятся подходы, характерные для докризисного этапа развития как российской, так и мировой экономики. Они состоят в ограничении влияния монетарных властей на экономические процессы. Но в условиях глобального кризиса центральные банки отказались от подобных подходов и приняли на себя ответственность за создание благоприятных и стабильных макроэкономических условий.

  • Предложенная Банком России ДКП недостаточно учитывает современные экономические реалии и тенденции денежно-кредитной, и в частности курсовой политики центральных банков ведущих стран, а также возможные изменения на мировых финансовых рынках.
  • Из Проекта следует, что Банк России не рассматривает вероятное ухудшение внешних условий и, следовательно, не готов, как и осенью 2008 г., к действиям в подобной ситуации.
  • Независимость Банка России
  • Банк России обладает формальными признаками политической и экономической независимости. Однако в практике макроэкономического регулирования он подвергается перманентному давлению со стороны заинтересованных сторон. В значительной мере политика Банка России зависит от видения общей экономической политики со стороны Правительства РФ, в частности Минэкономики и Минфина (рис.).
  • Банк России не обладает самостоятельностью в составлении денежной программы и прогнозов, а также в назначении целевых ориентиров, хотя несет за них ответственность. В ежегодно разрабатываемом проекте денежно-кредитной политики ключевые макроэкономические параметры заимствуются из документов Минэкономики. В международной же практике самостоятельное назначение правительством целевых ориентиров для центрального банка, наоборот, наименее распространенный вариант (рис. 10). В идеале Банк России должен самостоятельно определять целевые ориентиры исходя из своих реальных возможностей или после собственной разработки согласовывать их с правительством.

     

     Рисунок 10 - Ответственный государственный орган за назначение целевых ориентиров денежно-кредитной политики, % стран, реализовавших режим инфляционного таргетирования на 2009 год. 

     Таким образом, отсутствие необходимой иерархии целей макроэкономической политики, равно как и подчиненности тарифной и налогово-бюджетной политики приоритету цели по инфляции приводит к низкой эффективности ДКП. Повышение фактической, а не номинальной независимости Банка России может произойти только в результате сознательного невмешательства правительства в вопросы управления курсом рубля и инфляцией.

     Подотчетность и ответственность Банка России

     Независимость Банка России должна компенсироваться высокой степенью его подотчетности и ответственности. В настоящее время он несет минимальную ответственность за результаты своей политики. Например, ежегодно денежные власти могут не выполнять целевые ориентиры ДКП и не отвечать за последствия.

     Кроме того, Банк России должен быть подотчетным перед обществом, и это правило необходимо строго соблюдать. Его высшие должностные лица должны быть готовы предстать перед лицом общественности для отчета о провалах в достижении целей ДКП. В случае невыполнения целевых ориентиров по инфляции регулятору необходимо принять на себя новые обязательства по возвращению инфляции на целевую траекторию.

     Монополизация и тарифная политика

     Одна  из важнейших причин высокой российской инфляции - отсутствие конкуренции. Тарифная политика Правительства РФ, с точки зрения управляемости инфляцией, должна находиться на первом месте. Ее координацию с Банком России необходимо вменить в обязанность Федеральной службы по тарифам.

     Операционные  процедуры и инструментарий Банка  России

     Инструментарий, применяемый центральными банками  для таргетирования инфляции, имеет характерные особенности. Денежно-кредитная политика основывается на операционных процедурах, которые представляют собой систему операций центрального банка, способствующих достижению операционных целей. При таргетировании инфляции они включают операции постоянного действия, проводимые по инициативе банков, а также операции на открытом рынке, осуществляемые центральным банком. Оба инструмента служат для управления рыночными процентными ставками.

     С точки зрения операционных процедур, Банк России развил пассивный подход к управлению процентными ставками. Дальнейшая трансформация этого подхода для таргетирования инфляции предполагает, что Банк России будет опираться на коридор кратко- и среднесрочных процентных ставок, формируемый посредством операций постоянного действия (так называемый европейский стиль ДКП). Пассивный подход включает 3 компонента:

  • узкий коридор процентных ставок на межбанковском рынке (рис. 11);

     

     Рисунок 11 - Распределение стран, проводящих таргетирование инфляции по ширине коридора процентных ставок на межбанковском рынке «овернайт».

     Источник. Рассчитано Центром экономических исследований МФПА по данным центральных банков. 

     
  • проведение  нерегулярных операций на открытом

     рынке (РЕПО или обеспеченных кредитов);

  • обязательные резервы с механизмом усреднения

     для сглаживания спроса на ликвидность. 

     Система инструментария денежно-кредитной  политики центрального банка для  таргетирования инфляции в России может  быть представлена следующим образом:

  • депозитные операции и беззалоговое кредитование как инструменты постоянного действия для формирования узкого коридора краткосрочных процентных ставок на межбанковском рынке;
  • депозитные операции, прямое РЕПО, ломбардные кредиты, кредиты, обеспеченные нерыночными активами, как инструменты постоянного действия для формирования широкого коридора среднесрочных процентных ставок на межбанковском рынке;
  • операции на аукционной основе (ломбардные кредиты, прямое РЕПО), валютные интервенции, операции с государственными ценными бумагами и с облигациями Банка России как операции на открытом рынке для корректировки ликвидной позиции банковского сектора в среднесрочном периоде и тонкой настройки в краткосрочном периоде;
  • нулевые обязательные резервы - при возникновении избыточных резервов банков на них начисляются процентные платежи, ставка по которым приравнена к депозитным операциям до востребования.

     Информационная  политика Банка России

     Таргетирование  инфляции во многом представляет собой механизм управления инфляционными ожиданиями через обеспечение доверия к регулятору посредством большей публичности и прозрачности его действий. Текущая практика раскрытия Банком России информации о своей деятельности недостаточная с точки зрения как лучшего мирового опыта, так и повышения доверия к действиям регулятора

     Среди наиболее важных эффектов транспарентности следует отметить повышение подотчетности Центрального банка обществу, которая является важным противовесом независимости денежных властей. Раскрытие информации стимулирует регулятора действовать в интересах общества и нести ответственность за принятые обязательства. В свою очередь при улучшении практики раскрытия информации регулятор может рассчитывать на поддержку своей независимости со стороны общества.

     Проект ДКП, разработанный Банком России, носит формальный характер. Он заранее определяет действия Банка России как реагирующие на характер бюджетно-налоговой политики Правительства РФ и изменения на международных финансовых рынках. В результате реализации предлагаемых в Проекте мер, российская экономика будет не в состоянии не только выйти из экономического кризиса, но и создать необходимые условия для перевода промышленной инфраструктуры на инновационный путь развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов  развития и формирования денежно-кредитной  системы любой страны. Основными  направлениями государственного регулирования  являются: политика Центрального Банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти.

     Ключевым  элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.

     Центральный Банк РФ при осуществлении денежно-кредитной политики оперирует следующими инструментами: устанавливает процентные ставки по операциям Банка России, нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; осуществляет рефинансирование банков, валютное регулирование; устанавливает ориентиры роста денежной массы и прямые количественные ограничения.

     Исходя  из анализа денежно-кредитной сферы, можно сделать вывод, что денежно-кредитный  рынок все более расширяется  и требует более совершенных мер по проводимому регулированию. В связи с этим. Были разработаны основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ:

      • создание благоприятных условий для поступательного экономического развития страны в долгосрочной перспективе;
      • последовательное снижение уровня инфляции (до 5,5 5 в 2006 г.);
      • повышение темпов экономического роста;
      • укрепления национальной валюты, что позволило продолжить накопление золотовалютных резервов государства в значительных масштабах;
      • ослабление зависимости экономики и денежно-кредитной сферы от влияния высоких цен на нефть;
      • использование для стабилизации денежно-кредитной сферы средства Стабилизационного фонда;
      • стабилизация повышения спроса на деньги при помощи ограничений на денежную наличность;
      • стимулирование кредитных операций;
      • совершенствование межбанковского кредитного рынка и другие.

     При реализации данных направлений денежно-кредитной  политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости внешних и внутренних факторов экономики  неизбежно возникают разнообразные  проблемы. Это и несовершенство законодательной базы, и рисковость денежно-кредитной сферы, отсутствие достаточного объема информации о денежно-кредитной сфере, нехватка наличных и безналичных денежных средств и другие.

     Общий вывод  связан с тем, то для эффективного решения задач макроэкономического регулирования, с одной стороны, действия Центрального банка Российской Федерации должны характеризоваться независимостью и последовательностью, с другой  стороны, меры, принимаемые в денежно-кредитной сфере, должны сопровождаться адекватной бюджетной политикой. Несмотря на сложность текущей ситуации, проблемы, состоящие перед Банком России, не являются уникальными в мировой практике. В частности, со схожими проблемами сталкивался целый ряд восточноевропейских стран. Все это означает, что Банк России при разработке своей политики может смелее опираться на мировой опыт и учитывать чужие ошибки, не проверяя их на себе.

     Хотелось  бы, чтобы Основные направления единой государственной денежно-кредитной  политики со временем превратились в  понятный и эффективный аналитический инструмент для всех участников финансового рынка, на основании которого можно было бы производить оценку текущей финансово-экономической ситуации и прогнозировать развитие бизнеса. У нас  пока таких аналитических инструментов явно недостаточно.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Банка России