Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа
Поэтому целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.
Задачи исследования следующие:
Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации Центрального Банка;
Оценить состояние денежно-кредитной сферы России на современном этапе;
Анализ основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Выявить причины, затрудняющих эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Введение ………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие денежно-кредитной политики, её цели, теории, лежащие в её основе и правовое регулирование ………………………………………………………… 6
1.1 Кейнсианское направление в теории денежно-кредитного регулирования экономики …………………………………………………………………………… 7
1.2 Монетаристское направление ……………………………………………… 8
1.3 Правовые основы денежно-кредитной политики Банка России …….… 12
2. Методы реализации денежно-кредитной политики ……………………… 15
2.1 Основные инструменты регулирования денежно-кредитной политики Банка России …………………………………………………………………………….… 17
2.2 Реализация денежно-кредитной политики в 2009 году ………………... 36
3. Основные направления реализации государственной денежно-кредитной политики на 2010 и на период 2011 и 2012годов, её проблемы и пути оптимизации …………………………………………………………………………………..…… 45
3.1.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 и на период 2011 и 2012годов …………………………….. 45
3.2 Анализ проблем реализации денежно-кредитной политики Банка России и пути их оптимизации ……………………………………………………………… 50
Заключение ……………………………………………………………………… 66
Список литературы ……………………………………………………….…… 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………….. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………….. 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В …………………………………………………………….… 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ……………………………………………………………….. 79
ВЫВОДЫ
В целом в Проекте воспроизводятся подходы, характерные для докризисного этапа развития как российской, так и мировой экономики. Они состоят в ограничении влияния монетарных властей на экономические процессы. Но в условиях глобального кризиса центральные банки отказались от подобных подходов и приняли на себя ответственность за создание благоприятных и стабильных макроэкономических условий.
Рисунок
10 - Ответственный государственный орган
за назначение целевых ориентиров денежно-кредитной
политики, % стран, реализовавших режим
инфляционного таргетирования на 2009 год.
Таким образом, отсутствие необходимой иерархии целей макроэкономической политики, равно как и подчиненности тарифной и налогово-бюджетной политики приоритету цели по инфляции приводит к низкой эффективности ДКП. Повышение фактической, а не номинальной независимости Банка России может произойти только в результате сознательного невмешательства правительства в вопросы управления курсом рубля и инфляцией.
Подотчетность и ответственность Банка России
Независимость Банка России должна компенсироваться высокой степенью его подотчетности и ответственности. В настоящее время он несет минимальную ответственность за результаты своей политики. Например, ежегодно денежные власти могут не выполнять целевые ориентиры ДКП и не отвечать за последствия.
Кроме того, Банк России должен быть подотчетным перед обществом, и это правило необходимо строго соблюдать. Его высшие должностные лица должны быть готовы предстать перед лицом общественности для отчета о провалах в достижении целей ДКП. В случае невыполнения целевых ориентиров по инфляции регулятору необходимо принять на себя новые обязательства по возвращению инфляции на целевую траекторию.
Монополизация и тарифная политика
Одна из важнейших причин высокой российской инфляции - отсутствие конкуренции. Тарифная политика Правительства РФ, с точки зрения управляемости инфляцией, должна находиться на первом месте. Ее координацию с Банком России необходимо вменить в обязанность Федеральной службы по тарифам.
Операционные процедуры и инструментарий Банка России
Инструментарий, применяемый центральными банками для таргетирования инфляции, имеет характерные особенности. Денежно-кредитная политика основывается на операционных процедурах, которые представляют собой систему операций центрального банка, способствующих достижению операционных целей. При таргетировании инфляции они включают операции постоянного действия, проводимые по инициативе банков, а также операции на открытом рынке, осуществляемые центральным банком. Оба инструмента служат для управления рыночными процентными ставками.
С точки зрения операционных процедур, Банк России развил пассивный подход к управлению процентными ставками. Дальнейшая трансформация этого подхода для таргетирования инфляции предполагает, что Банк России будет опираться на коридор кратко- и среднесрочных процентных ставок, формируемый посредством операций постоянного действия (так называемый европейский стиль ДКП). Пассивный подход включает 3 компонента:
Рисунок 11 - Распределение стран, проводящих таргетирование инфляции по ширине коридора процентных ставок на межбанковском рынке «овернайт».
Источник.
Рассчитано Центром экономических исследований
МФПА по данным центральных банков.
рынке (РЕПО или обеспеченных кредитов);
для
сглаживания спроса на ликвидность.
Система инструментария денежно-кредитной политики центрального банка для таргетирования инфляции в России может быть представлена следующим образом:
Информационная политика Банка России
Таргетирование инфляции во многом представляет собой механизм управления инфляционными ожиданиями через обеспечение доверия к регулятору посредством большей публичности и прозрачности его действий. Текущая практика раскрытия Банком России информации о своей деятельности недостаточная с точки зрения как лучшего мирового опыта, так и повышения доверия к действиям регулятора
Среди наиболее важных эффектов транспарентности следует отметить повышение подотчетности Центрального банка обществу, которая является важным противовесом независимости денежных властей. Раскрытие информации стимулирует регулятора действовать в интересах общества и нести ответственность за принятые обязательства. В свою очередь при улучшении практики раскрытия информации регулятор может рассчитывать на поддержку своей независимости со стороны общества.
Проект
ДКП, разработанный Банком России, носит формальный
характер. Он заранее определяет действия
Банка России как реагирующие на характер бюджетно-налоговой
политики Правительства РФ и изменения на международных
финансовых рынках. В результате реализации
предлагаемых в Проекте мер, российская экономика
будет не в состоянии не только выйти из
экономического кризиса, но и создать
необходимые условия для перевода промышленной
инфраструктуры на инновационный путь
развития.
Заключение
Государственное
регулирование кредитно-
Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.
Центральный
Банк РФ при осуществлении денежно-
Исходя
из анализа денежно-кредитной
При
реализации данных направлений денежно-кредитной
политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости
внешних и внутренних факторов экономики
неизбежно возникают
Общий
вывод связан с тем, то для эффективного
решения задач
Хотелось
бы, чтобы Основные направления единой
государственной денежно-