Денежно-кредитная политика Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.
Задачи исследования следующие:
Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации Центрального Банка;
Оценить состояние денежно-кредитной сферы России на современном этапе;
Анализ основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Выявить причины, затрудняющих эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие денежно-кредитной политики, её цели, теории, лежащие в её основе и правовое регулирование ………………………………………………………… 6
1.1 Кейнсианское направление в теории денежно-кредитного регулирования экономики …………………………………………………………………………… 7
1.2 Монетаристское направление ……………………………………………… 8
1.3 Правовые основы денежно-кредитной политики Банка России …….… 12
2. Методы реализации денежно-кредитной политики ……………………… 15
2.1 Основные инструменты регулирования денежно-кредитной политики Банка России …………………………………………………………………………….… 17
2.2 Реализация денежно-кредитной политики в 2009 году ………………... 36
3. Основные направления реализации государственной денежно-кредитной политики на 2010 и на период 2011 и 2012годов, её проблемы и пути оптимизации …………………………………………………………………………………..…… 45
3.1.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 и на период 2011 и 2012годов …………………………….. 45
3.2 Анализ проблем реализации денежно-кредитной политики Банка России и пути их оптимизации ……………………………………………………………… 50
Заключение ……………………………………………………………………… 66
Список литературы ……………………………………………………….…… 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………….. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………….. 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В …………………………………………………………….… 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ……………………………………………………………….. 79

Работа содержит 1 файл

готовая_курсовая.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

     В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8-17%, в 2011 году - 11-19%, в 2012 году - 13-19%.

     В рамках первого варианта денежной программы в 2010 году ожидается снижение чистых международных резервов на 0,2 трлн. рублей и увеличение ЧВА на 0,7 трлн. рублей.

     Исходя из прогноза платежного баланса в условиях этого варианта ЧМР увеличиваются в 2011 году на 0,1 трлн. рублей, в 2012 году - на 0,3 трлн. рублей. При этом чистые внутренние активы увеличиваются ежегодно на 0,5 трлн. рублей.

     По второму варианту программы, параметры которого соответствуют проекту федерального бюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,5 трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы это потребует увеличения ЧВА на 0,2 трлн. рублей. Ожидается, что в структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству возрастет на 1,8 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,3 трлн. рублей.

     В 2011 году по данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что потребует увеличения чистых внутренних активов на 0,2 трлн. рублей. В 2012 году предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,9 трлн. рублей и ЧВА - на 0,2 трлн. рублей.

     По третьему и четвертому вариантам денежной программы прогнозируемое увеличение ЧМР в 2010-2012 годах превышает объем, требуемый для обеспечения прироста денежной базы, что предопределяет абсолютное снижение чистых внутренних активов.

     Согласно третьему варианту в 2010 году прогнозируется увеличение ЧМР на 1,2 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,4 трлн. рублей. В этих условиях чистый кредит расширенному правительству увеличится на 1,5 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,7 трлн. рублей.

     Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,3 трлн. рублей в 2011 году и на 0,2 трлн. рублей в 2012 году.

     Четвертый вариант программы предполагает в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,2 трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении увеличится на 0,9 трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,9 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собой сокращение ЧВА на 1,5 и 1,8 трлн. рублей соответственно (Приложение Г). 

     Политика валютного курса 

     Политика валютного курса Банка России в 2010-2012 годах будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей задачей создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики.

     Политика валютного курса Банка России в 2010-2012 годах будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей задачей создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики.

     Направление и объем интервенций внутри плавающего интервала стоимости бивалютной корзины будут определяться с учетом факторов формирования платежного баланса, проводимой бюджетной политики и состояния внешних и внутренних финансовых рынков.

     Таким образом, долгосрочные тенденции изменения курса рубля будут определяться балансом внешнеторговых операций, а также динамикой трансграничных потоков капитала. При этом в среднесрочной перспективе существенную роль в формировании указанных составляющих продолжит играть конъюнктура мировых рынков энергоносителей - основных товаров российского экспорта, изменение которой будет определять величину притока иностранной валюты от экспортных операций и ожидания внешних инвесторов. В то же время высокая волатильность потоков капитала и их зависимость от состояния внешних финансовых рынков будут обусловливать неопределенность курсовой динамики. В этих условиях тенденция к росту валютных рисков повысит эффективность использования процентной политики Банка России и ее вклада в достижение установленных целей денежно-кредитной политики. 
 
 
 

     Инструменты денежно-кредитной политики и их использование.

     В среднесрочной перспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.

     По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности.

     В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

     Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

     При формировании избыточного денежного предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля.

     В 2010-2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.

     Кроме того, Банком России совместно с Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

     Банк России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

     В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований. 

              3.2 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Банка России и пути оптимизации. 

     Принципы денежно-кредитной политики 

     Проект начинается с перечисления принципов денежно-кредитной политики (далее - ДКП). Но по содержанию в разделе 1 (с. 3-4) перечислены не принципы ДКП, а предполагаемые возможные действия Банка России. Раздел не содержит твердых обязательств, ответственность за следование которым Банк России берет на себя.

     Банк России (как принцип деятельности!) отмечает, что «будет развивать систему прогнозирования и анализа ДКП, использовать методы моделирования макроэкономических процессов» (с. 4), хотя в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке» это - его полномочие.

     К числу положений, которые с определенной долей условности можно рассматривать как принципы, следует отнести два положения раздела 1 Проекта:

  1. «На успешность ДКП будет влиять проведение консервативной бюджетной политики при улучшении внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств» (с. 3). Это положение Проекта указывает, что Банк России:

     а) снимает с себя ответственность за проведение эффективной ДКП;

     б) изначально предполагает проводить реагирующую ДКП, которую намерен корректировать исходя из исполнения бюджета;

     в) поскольку для преодоления последствий экономического кризиса правительство разработало пакет мер по фискальному стимулированию (т.е. фискальная политика планируется не как консервативная), то предлагаемые Банком России меры носят несогласованный с фискальной политикой характер.

  1. «Банк России также будет использовать инструменты ДКП для сохранения стабильности банковской

     и платежной систем» (с. 4). Данная норма закреплена в Федеральном законе как полномочие Банка России. 

     ВЫВОДЫ 

     В процессе своей деятельности Банк России должен руководствоваться следующими принципами своей ДКП:

  • нести ответственность перед обществом за устойчивое развитие национальной экономики;
  • отвечать за поддержание финансовой устойчивости всех институтов, выступающих финансовыми посредниками, применяя различные методы надзора и ограничивая риски; N гарантировать и нести ответственность за внутреннюю и внешнюю стабильность национальной валюты.
 

     2. Сценарии макроэкономического развития российской экономики 

     В этом разделе Проекта описаны внешние условия развития российской экономики с учетом лишь одного параметра - среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке.

     Как показывает опыт даже 2009 г., мировой рынок капиталов остается для крупнейших российских предприятий и финансовых институтов важным источником финансирования. Вероятное повышение процентных ставок на ведущих торговых площадках может оказать воздействие на российский финансовый рынок, финансовое положение российских предприятий и финансовых институтов, а также на платежный баланс страны.

     Прогнозируя состояние платежного баланса, Банк России абстрагируется от вероятного «некоторого повышения» процентных ставок на внешних рынках. Поэтому он полагает, что активное сальдо торговли товарами и услугами будет достаточным при всех сценарных условиях для компенсации дефицитов по другим счетам, отмечая, что «отрицательное сальдо счета

     операций с капиталом и финансовыми инструментами будет снижаться по всем вариантам прогноза» (с. 20). Такой подход регулятора представляется слишком оптимистичным. 

       ВЫВОДЫ 

     Банк России должен разрабатывать возможные сценарии функционирования российского рынка денег и капиталов не только с учетом параметров цен на основные экспортные товары, но и с учетом внешних факторов, способных оказать негативное воздействие на национальный финансовый рынок.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Банка России