Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа
Поэтому целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.
Задачи исследования следующие:
Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации Центрального Банка;
Оценить состояние денежно-кредитной сферы России на современном этапе;
Анализ основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Выявить причины, затрудняющих эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Введение ………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие денежно-кредитной политики, её цели, теории, лежащие в её основе и правовое регулирование ………………………………………………………… 6
1.1 Кейнсианское направление в теории денежно-кредитного регулирования экономики …………………………………………………………………………… 7
1.2 Монетаристское направление ……………………………………………… 8
1.3 Правовые основы денежно-кредитной политики Банка России …….… 12
2. Методы реализации денежно-кредитной политики ……………………… 15
2.1 Основные инструменты регулирования денежно-кредитной политики Банка России …………………………………………………………………………….… 17
2.2 Реализация денежно-кредитной политики в 2009 году ………………... 36
3. Основные направления реализации государственной денежно-кредитной политики на 2010 и на период 2011 и 2012годов, её проблемы и пути оптимизации …………………………………………………………………………………..…… 45
3.1.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 и на период 2011 и 2012годов …………………………….. 45
3.2 Анализ проблем реализации денежно-кредитной политики Банка России и пути их оптимизации ……………………………………………………………… 50
Заключение ……………………………………………………………………… 66
Список литературы ……………………………………………………….…… 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………….. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………….. 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В …………………………………………………………….… 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ……………………………………………………………….. 79
Учитывая уточненные прогнозные оценки макроэкономических показателей, темп прироста рублевой денежной массы в 2009 году может составить 8-10%.
В целом за девять месяцев 2009 года объем рублевой денежной массы увеличился на 1,2%. При этом значительное сжатие денежного агрегата М2 произошло в январе 2009 года (на 11,1% против 2,7% за январь 2008 года) в результате роста спроса на иностранную валюту, обусловившего существенное сокращение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (в долларовом эквиваленте на 9,8%).
Скорость обращения денег (по денежному агрегату М2, рис. 8), несмотря на неустойчивость ее динамики, по предварительным оценкам, за январь-сентябрь 2009 года снизилась на 2,2% (за январь-сентябрь 2008 года ее снижение также составило 2,2%).
По мере стабилизации и последующего укрепления курса рубля, а также роста процентных ставок по депозитам срочные вклады в национальной валюте стали постепенно увеличиваться. Однако их ежемесячные темпы прироста на протяжении трех кварталов 2009 года (за исключением мая и сентября) были ниже, чем в предыдущем году.
После существенного роста в январе происходило снижение ежемесячных темпов роста этого показателя (за исключением летних месяцев). Тем не менее, уровень валютизации депозитов в январе-сентябре 2008 года был заметно выше, чем в соответствующий период 2008 года. Так, доля депозитов в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте) в общем объеме депозитов банковской системы, по предварительным данным, на 1.10.2009 составила 27,6% (на 1.10.2008 - 13,9%), а в структуре широкой денежной массы - 22,1% (на 1.10.2008 - 10,5%).
Рисунок
8 - Скорость обращения денег по агрегату
М2
Широкая денежная масса за январь - сентябрь 2009 года, по предварительным данным, увеличилась на 4,5% (за январь-сентябрь 2008 года ее прирост составил 9,8%). Годовой темп прироста широкой денежной массы на 1.10.2009 составил 9,1% (на 1.10.2008 - 26,5%). Основными источниками увеличения этого денежного агрегата были рост чистого кредита федеральному правительству, а также увеличение чистых иностранных активов органов денежно- кредитного регулирования (за февраль- сентябрь их рост в долларовом эквиваленте составил 11,6%).
В 2009 году происходило существенное сокращение объема выдаваемых банковских кредитов, что привело к снижению годовых темпов прироста задолженности по кредитам нефинансовым организациям и физическим лицам (рис 9.).
Темпы прироста задолженности по кредитам нефинансовым организациям в рублях и иностранной валюте (в рублевом выражении), по предварительным данным, за январь-сентябрь 2009 года значительно снизились - до 1,6% по сравнению с ростом на 29,1% за январь-сентябрь 2008 года.
Рисунок
9 - Номинальные процентные ставки по кредитам
в рублях, % годовых
Значительное уменьшение рублевой депозитной базы, произошедшее в начале года, а также продолжающееся сокращение поступлений средств, привлекаемых на международных финансовых рынках, существенно ограничивали предложение кредитов со стороны российской банковской системы.
Просроченная задолженность по банковским кредитам нефинансовым организациям и населению в первой половине 2009 года росла быстрыми темпами. Она увеличилась с 415 млрд. рублей на 1.01.2009 до 824 млрд. рублей на 1.07.2009. В дальнейшем ее рост замедлился, а в сентябре наблюдалось ее некоторое снижение. На 1.10.2009 она составляла 948 млрд. рублей.
Динамика денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно- кредитного регулирования, отражала основные изменения ситуации на денежном рынке и проводимой денежно-кредитной политики.
В январе 2009 года в условиях значительного оттока капитала сектора произошло резкое (на 22,4%) сокращение денежной базы, в основном за счет существенного снижения наличных денег (на 14,5%) и остатков средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России (более чем в 2 раза), превысившее их уменьшение, традиционное для первого месяца года.
Проведение Банком России масштабных валютных интервенций в рамках политики постепенной девальвации рубля привело к снижению международных резервов органов денежно-кредитного регулирования, рассчитанных по текущим кросс- курсам иностранных валют к доллару США, на 40,2 млрд. долларов США, а суммарное изъятие ликвидности с рынка в результате этих операций было сопоставимо с общим снижением денежной базы.
За апрель-сентябрь 2009 года в условиях закрепления позитивных внешнеэкономических тенденций, укрепления валютного курса рубля, смягчения бюджетной политики объем денежной базы возрос на 11,7%. В этот период объем наличных денег в составе денежной базы увеличился на 5,8%. Рост ликвидности в банковском секторе в апреле-сентябре 2009 года проявился также в увеличении объема депозитов кредитных организаций в Банке России на 32,8%.
Основными источниками увеличения денежной базы за апрель-сентябрь 2009 года были операции Банка России на внутреннем валютном рынке и рост чистого кредита федеральному правительству.
Оценка величины денежной базы в узком определении на конец 2009 года снижена с 6,1 -6,6 трлн. рублей до 5,0 трлн. рублей, то есть предполагаемый темп прироста этого показателя за текущий год составит 14%.
В апреле-сентябре 2009 года сократилась задолженность по кредитам Банка России: объем валового кредита кредитным организациям снизился на 1,7 трлн. рублей (на 48,4%). При этом особенно существенно сократилась задолженность кредитных организаций по кредитам без обеспечения (в 5,2 раза), часть которой была погашена досрочно.
Одним из основных рыночных инструментов рефинансирования в 2009 году оставались операции прямого РЕПО Банка России. За девять месяцев 2009 года объем данных операций составил 25,1 трлн. рублей по сравнению с 8,4 трлн. рублей за аналогичный период 2008 года. Средний дневной объем операций прямого РЕПО Банка России за этот период составил136,3 млрд. рублей, при этом в январе был достигнут максимальный дневной уровень данного показателя - около 763 млрд. рублей.
Повышению потенциала данного инструмента в 2009 году способствовало начало проведения операций РЕПО Банка России на Фондовой бирже ММВБ, а также расширение Ломбардного списка Банка России. Кроме того, важным шагом являлось возобновление операций прямого РЕПО на срок 90 дней и начало проведения операций на сроки 6 и 12 месяцев.
Существенно увеличился спрос на ломбардные кредиты. За девять месяцев 2009 года общий объем операций по предоставлению кредитным организациям ломбардных кредитов превысил 251 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2008 года в 4,4 раза, при этом 49,6% составили ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке на срок от 1 до 30 календарных дней, в том числе более 16,5 млрд. рублей - через систему электронных торгов ММВБ.
В 2009 году Банк России продолжил работу по расширению перечня активов, которые банки могут использовать в качестве обеспечения при проведении операций рефинансирования с Банком России. Существенно возрос в январе-сентябре 2009 года объем операций по внутридневным кредитам, предоставляемым Банком России в целях обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы, - до 16,6 трлн. рублей, что на 40,7% больше, чем за соответствующий период 2008 года.
В целях регулирования ликвидности банковского сектора Банк России проводил депозитные операции с кредитными организациями-резидентами в валюте Российской Федерации по фиксированным процентным ставкам на стандартных условиях: «том-некст», «спот-некст», «до востребования», «1 неделя», «спот-неделя», а также по процентным ставкам, определяемым на аукционной основе со сроками привлечения средств в депозиты на «4 недели» и «3 месяца».
В качестве дополнительного инструмента регулирования банковской ликвидности Банк России также использовал операции с облигациями Банка России (ОБР), однако возможности использования данных операций были ограничены ввиду низкой активности участников и ограниченной ликвидности данного сегмента рынка.
В 2009 году Банк России в качестве инструмента прямого регулирования ликвидности использовал обязательные резервные требования.
C 1 ноября 2009 года вступило в силу новое Положение Банка России «Об обязательных резервах кредитных организаций», которым уточнены категории резервируемых обязательств, что позволит Банку России устанавливать при необходимости дифференцированные нормативы обязательных резервов.
В сентябре 2009 года Банк России принял решение о сохранении ранее установленных нормативов обязательных резервов в размере 2,5% по каждой из категорий резервируемых обязательств.
Кроме того, Банк России до 1 марта 2010 года предоставил возможность использования усреднения обязательных резервов, то есть поддержания части обязательных резервов на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России кредитным организациям, независимо от классификационных групп, присваиваемых им в результате оценки экономического положения в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов Банка России.
Для поддержания ликвидности кредитных организаций, осуществляющих мероприятия по предупреждению банкротства с участием государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Агентство), Банк России предоставил таким кредитным организациям право при расчете суммы обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России, не включать в состав резервируемых обязательств обязательства перед Агентством и (или) обязательства перед инвесторами, не являющимися кредитными организациями, возникающие в рамках оказания финансовой помощи по планам участия Агентства в предупреждении банкротства в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».
Установленный
Банком России коэффициент усреднения
обязательных резервов (0,6) позволяет кредитным
организациям поддерживать на корреспондентских
счетах (корреспондентских субсчетах)
и использовать в расчетах 60% от общей
величины обязательных резервов, подлежащей
депонированию в Банке России.
3.
Основные направления единой
государственной денежно-
3.1.
Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2010 и на
период 2011 и 2012годов
В
условиях, когда приоритетной задачей
национального социально-
В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%, в 2011 году - до 7-8%, в 2012 году - до 5-7% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году и 4,5-6,5% в 2012 году.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. Диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%.
Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно.
Денежная программа на 2010-201 2 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы.