Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа
Поэтому целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.
Задачи исследования следующие:
Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации Центрального Банка;
Оценить состояние денежно-кредитной сферы России на современном этапе;
Анализ основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Выявить причины, затрудняющих эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Введение ………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие денежно-кредитной политики, её цели, теории, лежащие в её основе и правовое регулирование ………………………………………………………… 6
1.1 Кейнсианское направление в теории денежно-кредитного регулирования экономики …………………………………………………………………………… 7
1.2 Монетаристское направление ……………………………………………… 8
1.3 Правовые основы денежно-кредитной политики Банка России …….… 12
2. Методы реализации денежно-кредитной политики ……………………… 15
2.1 Основные инструменты регулирования денежно-кредитной политики Банка России …………………………………………………………………………….… 17
2.2 Реализация денежно-кредитной политики в 2009 году ………………... 36
3. Основные направления реализации государственной денежно-кредитной политики на 2010 и на период 2011 и 2012годов, её проблемы и пути оптимизации …………………………………………………………………………………..…… 45
3.1.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 и на период 2011 и 2012годов …………………………….. 45
3.2 Анализ проблем реализации денежно-кредитной политики Банка России и пути их оптимизации ……………………………………………………………… 50
Заключение ……………………………………………………………………… 66
Список литературы ……………………………………………………….…… 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………….. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………….. 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В …………………………………………………………….… 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ……………………………………………………………….. 79
Банку
России следует учитывать при прогнозе
состояния платежного баланса те изменения
на международных рынках денег и капиталов,
которые могут стать «ценовыми шоками»
как для российского финансового рынка,
так и для товарных рынков.
3. Цели и инструменты
денежно-кредитной политики
В Проекте сказано, что главной целью единой государственной ДКП является снижение инфляции и поддержание ее на уровне, обеспечивающем условия для долгосрочного устойчивого экономического роста. В частности, уровень инфляции в стране в 2010 г. планируется довести до 9-10%, а в 2012г. - снизить до 5-7% (с. 3, 10).
Банк России планирует в предстоящий период «завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля» (с. 3). Для достижения указанных целей Банк России намерен «использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты» ДКП (там же).
Зарубежный опыт демонстрирует, что реализовать таргетирование инфляции невозможно, если: а) основным фактором, способствующим развитию инфляционных процессов в экономике, выступает монопольное ценообразование, особенно естественных монополий; б) центральный банк не может эффективно противодействовать инфляции монетарными методами; в) национальная финансовая система неустойчива; г) проводится политика бюджетной экспансии; д) широко распространено «валютное замещение»; е) национальный финансовый рынок недостаточно эффективен и емок; ж) у центрального банка ограничен выбор инструментов денежно-кредитной политики.
Практически все указанные «ограничители» в настоящее время действуют в российской экономике. Поэтому сформировать минимально необходимые условия для перехода к таргетированию инфляции не представляется возможным. К их числу относятся:
Банк России признает (с. 5-6), что в 2009 г. темпы роста инфляции {по индексу потребительских цен) и базовой инфляции опережают аналогичные показатели 2006 г. О некотором замедлении темпов инфляции в 2009 г. можно говорить лишь по сравнению с 2008 г. Достижение эффективной дезинфляции станет реальным, если годовой темп инфляции будет измеряться однозначными значениями. Пока же Банк России прогнозирует, что в 2009 г. «инфляция на потребительском рынке может составить менее 12% по сравнению с 13,3% в 2008 г.» (с. 6). По оценкам ряда экспертов, темп инфляции будет выше - до 15%, В любом случае говорить о том, что удалось добиться существенного замедления инфляции, не приходится. Более того, в условиях социально-экономической нестабильности, как следствия экономического кризиса, у хозяйствующих субъектов сложились высокие инфляционные ожидания, подкрепленные ростом бюджетных расходов.
В целях создания условий для перехода к таргетированию инфляции Банк России из всего перечня имеющихся в его распоряжении инструментов планирует использовать:
политику валютного курса.
Это означает, что он предполагает использовать валютные (рублевые) интервенции для поддержания обменного курса рубля. Более того, Банк России признает, что «направление и объем интервенций... будут определяться с учетом факторов формирования платежного баланса, проводимой бюджетной политики и состояния внешних и внутренних финансовых рынков» (с. 25). Это означает, что Банк России сохранит режим управляемого плавающего обменного курса;
процентную политику.
В Проекте указано, что в среднесрочной перспективе инструменты ДКП будут ориентированы на создание условий для реализации эффективной процентной политики (с. 25). Но на 2010 г. Банк России намерен продолжить использовать механизмы рефинансирования, введенные в рамках антикризисных мер в октябре 2008 г. Таким образом, он по-прежнему будет устанавливать (косвенно определять на межбанковском рынке) только краткосрочные процентные ставки. процентная политика Банка России в предстоящий период в основном будет влиять на возможности экстренного рефинансирования банков, но, скорее всего, не станет оказывать существенного воздействия на фактические ставки межбанковского кредитования и ставки кредитования нефинансового сектора;
операции на открытом рынке
Он лишь планирует совместно с Минфином России разработать меры по совершенствованию рынка государственных облигаций для регулирования денежного предложения. Это означает, что Банк России по-прежнему не сможет использовать операции на открытом рынке как наиболее гибкий и оперативный инструмент управления предложением денег;
обязательные резервные требования.
Банк России лишь отмечает, что намерен продолжить использование данного инструмента, оставляя за собой право «принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации» (с. 26). Проект не расшифровывает, каким образом он предполагает использовать данный инструмент ДКП;
депозитную политику.
Банк России предполагает использовать депозитные аукционы и привлечение временно свободных средств банков на депозиты по фиксированным ставкам как инструмент стерилизации избыточного денежного предложения.
в Проекте не определено, какие каналы денежной эмиссии преимущественно намерен использовать Банк России.
В Проекте также не предусмотрено, как инструменты ДКП будут использоваться для достижения главной цели. Общее описание возможных к применению инструментов ДКП (тем более без отсылки к трансмиссионному механизму воздействия инструментов) позволяет заключить, что либо Банк России видит в качестве основной цели ДКП в предстоящий период неинфляционное таргетирование, либо в Проекте отсутствует соответствующий план действий Центрального банка.
Банку России следует широко использовать мировой опыт проведения процентной политики, в частности, систему регулирования разновременных процентных ставок по операциям рефинансирования (main refinancing operations); долгосрочным операциям рефинансирования (longer-term refinancing operations); операциям тонкой настройки (fine-tuning operations); операциям, связанным со структурными преобразованиями (structural operations); операциям льготного кредитования (marginal lending facility).
Политика
процентных ставок Банка России должна
устанавливать, прежде всего, как это принято
в развитых странах, ставки по кредитам
«овернайт» и краткосрочным операциям.
Поскольку долгосрочные процентные ставки
представляют собой усредненную величину
ожидаемых в будущем краткосрочных ставок,
Центральному банку предстоит сформировать
положительные общественные ожидания
в отношении своей процентной политики,
в том числе стать действительно публичным
институтом, ответственным перед обществом
в целом.
ВЫВОДЫ
Банк России уже несколько лет в качестве приоритетной цели ДКП выбирает управление темпами инфляции, но ни разу не смог обеспечить достижения поставленных целей. В условиях экономического кризиса таргетирование инфляции усугубляет негативные процессы в реальном секторе. Проводимая на остром этапе развития кризиса экспансионистская ДКП (в том числе и за счет средств бюджета) абсолютно несовместима с таргетирова- нием инфляции. Более того, она несовместима с фискальной экспансией, предусмотренной в федеральном бюджете на 2010 г.
Сохранение в качестве основного канала эмиссии денег операций на валютном рынке несовместимо с инфляционным таргетированием. Высокая зависимость предложения национальной валюты на внутреннем рынке от притока в страну иностранной валюты усиливает и инфляционные, и девальвационные ожидания.
4.
Оценка реальности отдельных направлений
денежно-кредитной политики
Цели, инструменты и направления ДКП выстроены вокруг конъюнктуры мировых рынков энергоносителей (в частности цен на нефть), являющихся основным фактором формирования счета внешнеторговых операций платежного баланса, проводимой бюджетной политики и состояния внешних и внутренних финансовых рынков. В рамках такого подхода не прослеживается роль Банка России как органа, формулирующего и реализующего ДКП.
Банку России необходимо отказаться от эмиссии денег, уравновешивающей проводимые им активные операции, и перейти к эмиссии, учитывающей реальный спрос на деньги. В противном случае на рынке денег постоянно будет либо дефицит ликвидности, либо ее избыток, стимулирующий инфляционные процессы.
Основным каналом денежной эмиссии для Банка России должны стать кредитование банковской системы и переучет векселей, учтенных банками и кредитными организациями.
Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы в 2010 г. и на период 2011-го и 2012 г. в основном касаются вопросов пруденциального банковского надзора, направленного на поддержание стабильности банковской системы страны .
Данные
направления деятельности рассматриваются
в отрыве от потребностей реальной экономики,
стратегии социально-экономического развития
регионов и от особенностей современного
развития рынка денег и капиталов (отечественного
и зарубежных). В Проекте не предусмотрены
меры по стимулированию развития региональной
экономики и поддержанию малого бизнеса.
Большую озабоченность также вызывает
тот факт, что Банк России, вопреки курсу
Правительства РФ на поощрение российского
экспорта продукции с высокой долей добавленной
стоимости, не планирует, например, расширить
операции по переучету векселей национальных
предприятий-экспортеров.
ВЫВОДЫ
Для реализации эффективного механизма кредитования и рефинансирования российских банков представляется необходимым:
провести скорейшую модернизацию и создать современную финансовую инфраструктуру
разделение коммерческого и политического кредитования: кредитование предприятий, участвующих в реализации государственных социально-экономических программ, осуществлять исключительно через государственные банки развития, а коммерческой деятельности - через коммерческие банки и специализированные финансовые институты;
добиться прозрачности деятельности государственно-частных коммерческих банков (прежде всего Сбербанка РФ, ВТБ). Публичность в объяснении основных направлений их деятельности и реформирования дала бы хозяйствующим субъектам ориентиры преобразования своей деятельности и способствовала бы соблюдению банками кодекса корпоративного поведения;
реформировать
региональную банковскую систему, стимулируя
формирование класса институтов, способных
оказывать финансовую поддержку местным
хозяйствующим субъектам. Выходом должно
стать развитие различных банковских
и небанковских кредитных институтов
(в том числе кредитных организаций с ограниченной
лицензией и микрофинансовых институтов:
кредитных союзов, почтово-сберегательных
касс, кредитных кооперативов, строительно-сберегательных
ассоциаций и т. д.); внести изменения в
регулятивную и надзорную практику Банка
России, прежде всего ввести дифференцированный
подход к требованиям по ликвидности и
достаточности собственного капитала
банка в зависимости от его специализации,
отраслевой структуры клиентов и состава
кредитных портфелей. Так, например, переход
Банка России на регулирование ликвидности
и достаточности собственного капитала
банка с учетом, например, специализации,
способствовал бы развитию земельного,
ипотечного и жилищного кредитования,
т.е. стал бы предпосылкой реализации социальных
целей политики Правительства РФ. Друтой
вариант - смягчение Банком России указанных
нормативных требований к банкам, в кредитных
портфелях которых преобладают долгосрочные
кредиты. Эта мера способствовала бы реализации
инвестиционных проектов и повышению
качества человеческого капитала.
Валютная политика и прогнозные сценарии
платежного баланса России
В
Проекте предложено четыре варианта прогноза
состояния платежного баланса России
соответственно в 2010, 2011-м, 2012 г. За основу
каждого из сценариев взято соответствующее
значение мировой цены на нефть в диапазоне
от 45 от 95 долл. США за баррель. Разумеется,
прогноз зависимости состояния платежного
баланса России, как крупнейшего экспортера
энергоресурсов, от мировой цены на нефть
необходим. Однако этот прогноз было бы
целесообразно дополнить прогнозом динамики
несырьевого экспорта и импорта, что позволит
разработать подходы к курсовой политике,
способствующей преодолению последствий
экономического кризиса за счет стимулирования
национальной экономики.