Денежно-кредитная политика Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.
Задачи исследования следующие:
Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации Центрального Банка;
Оценить состояние денежно-кредитной сферы России на современном этапе;
Анализ основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Выявить причины, затрудняющих эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие денежно-кредитной политики, её цели, теории, лежащие в её основе и правовое регулирование ………………………………………………………… 6
1.1 Кейнсианское направление в теории денежно-кредитного регулирования экономики …………………………………………………………………………… 7
1.2 Монетаристское направление ……………………………………………… 8
1.3 Правовые основы денежно-кредитной политики Банка России …….… 12
2. Методы реализации денежно-кредитной политики ……………………… 15
2.1 Основные инструменты регулирования денежно-кредитной политики Банка России …………………………………………………………………………….… 17
2.2 Реализация денежно-кредитной политики в 2009 году ………………... 36
3. Основные направления реализации государственной денежно-кредитной политики на 2010 и на период 2011 и 2012годов, её проблемы и пути оптимизации …………………………………………………………………………………..…… 45
3.1.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 и на период 2011 и 2012годов …………………………….. 45
3.2 Анализ проблем реализации денежно-кредитной политики Банка России и пути их оптимизации ……………………………………………………………… 50
Заключение ……………………………………………………………………… 66
Список литературы ……………………………………………………….…… 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………….. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ……………………………………………………………….. 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В …………………………………………………………….… 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ……………………………………………………………….. 79

Работа содержит 1 файл

готовая_курсовая.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

     Размеры ставок по минимальным резервам существенно  колеблются по странам. Наивысшие ставки установлены в Италии и Испании. На противоположном полюсе находится  Япония, где ставка по минимальным резервам обычно не превышает 2,5%. Банк Англии, который практически не использует минимальные резервы как инструмент денежной политики, требует от кредитных институтов лишь 0,45% обязательств, подлежащих учету в минимальных резервах. Такую существенную разницу между ставками по минимальным резервам можно объяснить тем, что в странах, где установлена высокая резервная ставка, обязательства по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными.

     В большинстве развитых стран в  последние годы активность использования политики минимальных резервов в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций снизилась. В Японии резервные ставки претерпели последнее существенное колебание после первого нефтяного кризиса середины 70-х гг., однако они остались после этого практически на том же уровне. В США резервная система уже давно отказалась от механизма изменения ставок минимальных резервов, однако Немецкий федеральный банк успешно использует данный инструмент, хотя и значительно реже, чем во времена функционирования Бреттонвудской валютной системы.

     Стремление  центральных банков добиться четкого  выполнения требований по соблюдению минимальных резервов наталкивается  на попытки коммерческих банков уклониться в рамках закона от платежей по поддержанию обязательных резервов. Так, в США в конце 70-х гг. многие банки вышли из ФРС в связи с тем, что в то время предписания по минимальным резервам касались только банков-членов. Развитие новых финансовых операций и появление свободных от резервного бремени еврорынков дало новые возможности коммерческим банкам США, так как депозиты, размещенные на еврорынке, остаются не охваченными национальными минимальными резервами. Происходит это по следующей причине: центральный банк отдельной страны либо вообще не использует механизм минимальных резервов (Люксембург), либо от обязательств по минимальным резервам освобождаются депозиты нерезидентов (во Франции и Испании), либо учету в минимальных резервах не подлежат те депозиты нерезидентов, которые компенсируются кредитами нерезидентам (в Германии).

     С появлением новых путей обхода предписаний  по минимальным резервам руководителям  денежно-кредитной политики приходится все чаще изменять условия их взимания. В начале 80-х гг. США выступили с инициативой ввести единую систему минимальных резервов на еврорынке. Тогда данное предложение не нашло достаточной поддержки и поэтому не имело успеха.

     Механизм  обязательных резервов используется как  инструмент кредитной политики практически во всех развитых странах. При этом страны, придерживающиеся твердого валютного курса, применяют данный инструмент в рамках политики гибкого регулирования. С развитием международных экономических связей, в том числе в банковском секторе, при создании свободных экономических зон, крупных региональных экономических объединений (например, таких, как ЕЭС) использование политики. 

     Дисконтная (учетная) и залоговая политика центрального банка. 

     Кредитные институты имеют возможность  получать при необходимости кредиты центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методом изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. Практически во всех странах Европейского Сообщества кредитные институты имеют возможность рефинансирования непосредственно в национальном банке. Исключение составляют Италия и Португалия. При этом рефинансирование может происходить как под залог ценных бумаг, так и без залога.

     Рефинансирование  в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету  векселей; контингентом переучета, т.е. максимально возможным объемом  переучета векселей для одного кредитного института; учетной ставкой центрального банка. В рамках залоговой политики к таким параметрам относятся требования к качеству принимаемых в залог ценных бумаг, ставка по залоговым кредитам; при необходимости количественное ограничение или временное приостановление выдачи залоговых кредитов.

     При осуществлении дисконтной и залоговой  политики центральный банк может  селективно воздействовать на определенные отрасли народного хозяйства  путем поощрения или ограничения  приема к переучету или в залог векселей определенного рода путем изменения требований к качеству принимаемых в залог и к переучету векселей. Селективное воздействие нередко сопровождается общеэкономическими последствиями. Так, при ограничении объема определенных ценных бумаг, принимаемых в залог или к переучету, центральный банк снижает в целом кредитный потенциал коммерческих банков.

     Поэтому в настоящее время общеэкономический  эффект воздействия путем проведения дисконтной или залоговой политики выступает по своему значению на первый план. Макроэкономический эффект регулирования учетной ставки подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением ее величины и темпом роста валового национального продукта.

     Изменение контингента рефинансирования позволяет  центральному банку достигать следующего эффекта. При ограничении контингента коммерческие банки вынуждены обращаться к более дорогим источникам кредитования, например к залоговым кредитам, что означает снижение объема их кредитного потенциала и удорожание кредитов. Ставка по залоговым кредитам центрального банка обычно выше ставки переучета.

     В Бельгии, Германии, Дании и Нидерландах  кредитные институты имеют возможность  рефинансироваться в ограниченном объеме у центрального банка по ставкам  ниже рыночных. В Германии и Дании кредитные институты могут при этом получать практически нелимитированные кредиты центрального банка дополнительно по рыночным ставкам, что повышает их ликвидность и конкурентоспособность по сравнению с коммерческими банками других европейских государств.

     Рассмотрим  действие данного инструмента на примере изменения величины учетной  ставки (Приложение Г). Если цель центрального банка -удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учетную ставку. Однако данное мероприятие не принесет желаемого эффекта, если на денежном рынке наблюдается понижательная тенденция, так как в этом случае кредитные институты предпочтут межбанковские кредиты. Центральному банку для достижения поставленной цели необходимо воздействовать на денежный рынок другими методами (путем повышения ставок по минимальным резервам и т.д.). При прочих равных условиях, в случае действенного повышения учетной ставки, рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране. Тем не менее крупные банки зачастую позволяют себе снижать маржу и не изменять вслед за центральным банком процентные ставки, чтобы привлечь более широкую клиентуру.

     Если  целью центрального банка является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению.

     Изменение учетной ставки центрального банка влечет за собой изменения условий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг, в чем проявляется косвенное воздействие данного механизма регулирования. Повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, обусловленное ростом учетной ставки центрального банка, вызывает уменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг. Спрос на ценные бумаги уменьшается как со стороны небанков, потому что более привлекательными для них становятся депозиты, так и со стороны кредитных институтов, вследствие того, что при дорогих кредитах выгоднее прямое финансирование.

     Таким образом, рост учетной ставки центрального банка относительно уменьшает рыночную стоимость ценных бумаг. Снижение учетной  ставки центрального банка, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что ведет к процессам, обратным рассмотренным ранее. Растет спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость.

     Осуществляя дисконтную и ломбардную политику центральный  банк выполняет «сигнальную миссию». Снижение учетной ставки центрального банка кредитные институты и небанковские учреждения расценивают как сигнал к ориентации на экспансивную политику центрального банка. Повышение учетной и ломбардной ставок и служит сигналом к проведению контрактивной денежной политики. Такие сигналы позволяют кредитным институтам «подготовиться» к новым мерам центрального банка, ориентир на содержание которых они получили благодаря его «сигнальной миссии» при проведении дисконтной и залоговой политики.

     В результате учетная и залоговая политика центрального банка является способом его непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов путем изменения условий переучета и залога ценных бумаг, что влечет за собой косвенное воздействие на экономику страны.

     Центральный банк Российской Федерации предоставляет  банковскому сектору централизованные кредиты, выдаваемые на рыночных условиях в рамках денежно-кредитной программы  Правительства и ЦБ РФ. До конца 1992 г. механизм рефинансирования кредитных институтов, принятый в развитых странах, в практике экономического регулирования Банка России фактически отсутствовал. Центральный банк Российской Федерации пытался влиять на процентные ставки коммерческих банков путем регулирования объема и цены централизованных кредитов, что отвечало требованиям поставленной задачи антиинфляционного регулирования. Однако путем простого увеличения ставок достичь поставленной цели антиинфляционного регулирования не удалось. С января 1997 г. ЦБ РФ изменял ставки рефинансирования несколько раз и снизил их с 48%, 42%, 36%, 24% до 21% в октябре 1997 г.

     Курс  Банка России на развитие рыночных механизмов регулирования выразился  в организации кредитных аукционов, с введением которых ограничивается административное установление процентных ставок и объемов кредитов центрального банка.

     Произошли изменения и в условиях предоставления ликвидности по отдельным инструментам. Они были аналогичны изменениям, имевшим  место в развитых странах, и направлены на расширение круга финансовых институтов, имеющих доступ к ресурсам Центрального Банка; расширение круга ценных бумаг, принимаемых Центробанком в обеспечение по кредитам; удлинение сроков предоставления ресурсов.

     Были  введены новые инструменты денежно-кредитной  политики. Основными среди них  стали беззалоговые кредиты (рис. 6). Банк России начал предоставлять кредиты под обеспечение «нерыночными» активами (залог векселей, право требования по кредитным договорам).

     

     Рисунок 6 – Кредиты без обеспечения  кредитным организациям (млрд.руб.)

     Источник: данные Центрального банка Российской Федерации (www.cbr.ru/hd_base/UnSecLoans.asp). 
 

     2.2 Реализация денежно-кредитной политики. 

     При принятии решений  по денежно-кредитной  политике БР основывается на анализе внутренних и внешних макроэкономических тенденций, формирующихся в обществе ожиданий относительно будущей динамики инфляции и валютного курса рубля, а также принимает во внимание динамику денежных и кредитных агрегатов.  С целью  ограничения инфляционного давления БР в начале года принимал решения о повышении процентных ставок по своим операциям, оставляя при этом неизменной ставку рефинансирования.

     С целью ограничения инфляционного давления Банк России в начале года принимал решения о повышении процентных ставок по своим операциям, оставляя при этом неизменной ставку рефинансирования.

     Стабилизация ситуации на внутреннем валютном рынке способствовала снижению девальвационных ожиданий. Значительное сокращение как предложения кредитов со стороны банковского сектора, так и спроса на кредиты со стороны экономических агентов обусловило сокращение в феврале- сентябре 2009 года общей задолженности по кредитам, выданным кредитными организациями. В этих условиях Совет директоров Банка России в апреле-октябре текущего года восемь раз принимал решение о снижении процентных ставок. За этот период ставка рефинансирования была снижена с 13 до 9,5% годовых, а ставки по операциям Банка России - на 2,25-3,75 процентного пункта.

  Рисунок 7 - Процентные ставки по основным операциям Банка России и MIACR (% годовых). 
 
 

     Изменение процентных ставок по операциям Банка России оказало влияние на снижение краткосрочных ставок рынка межбанковских кредитов. В частности, средневзвешенная ставка MIACR по однодневным кредитам в рублях снизилась с 16,3% годовых в январе до 7,2% годовых в сентябре (рис 7).

Информация о работе Денежно-кредитная политика Банка России