Дефицит бюджета в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на то, что система централизованного управления публичными финансами имеет давнюю историю, сам термин «бюджет» вошел в экономический и юридический оборот сравнительно недавно — в начале XIX в. Под бюджетом стали понимать акт, содержащий предварительное одобрение государственных расходов и доходов. Обязательное утверждение бюджета представительным органом власти способствовало укоренению в финансово-правовой науке

Содержание

Введение 3
1. Бюджетный дефицит: исторический аспект 5
2. Современные способы разрешения бюджетных проблем 13
2.1 Методы сокращения бюджетного дефицита за рубежом 13
2.2 Пакт о финансовой стабильности и росте в ЕС 17
3. Современный механизм работы с бюджетным дефицитом 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Дефицит бюджета в зар странах.docx

— 56.35 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Бюджетный дефицит: исторический аспект 5

2. Современные способы разрешения бюджетных проблем 13

2.1 Методы сокращения бюджетного дефицита за рубежом 13

2.2 Пакт о финансовой стабильности и росте в ЕС 17

3. Современный механизм работы с бюджетным дефицитом 19

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Введение

 

    Несмотря  на то, что система централизованного  управления публичными финансами имеет  давнюю историю, сам термин «бюджет» вошел в экономический и юридический  оборот сравнительно недавно — в начале XIX в. Под бюджетом стали понимать акт, содержащий предварительное одобрение государственных расходов и доходов. Обязательное утверждение бюджета представительным органом власти способствовало укоренению в финансово-правовой науке Запада представления о бюджете как о приказе, данном народом через своих депутатов по распоряжению государственными финансами в границах и на условиях, заранее строго определенных законом. А потому считается, что не существует бюджета в собственном смысле слова в тех странах, где нет конституционного правления. Законодательство зарубежных стран по бюджетным вопросам отличается значительным разнообразием в самом подходе к определению бюджета. Одни определяют бюджет как операцию счетного порядка — роспись государственных доходов и расходов (Геккель, Лерца-Болье, Эсберг); другие видят в бюджете закон, разрешающий правительству сбор доходов и их расходование (Штейн, Штурм); наконец, третьи под бюджетом понимают «план ведения государственного хозяйства», рассчитанный на определенный период (Елинек, Жез, Вагнер). Общие подходы в развитии бюджетного права зарубежных стран проявляются прежде всего в его основных принципах. Одним из них является требование обязательного облечения бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти. Чаще всего бюджет принимается в виде соответствующего закона, что закрепляется, как правило, на конституционном уровне.

    Практическое  использование бюджетных отношений  для реализации возложенных на государство  функций позволяет говорить о  трех возможных состояниях бюджетного фонда - дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Идеальное исполнение государственного бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат задолженности или перевести его в доход бюджета следующего года. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо - дефицит бюджета.

    Цель  данной работы заключается в том, чтобы  охарактеризовать сущность бюджетного дефицита и его последствия в зарубежных странах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Бюджетный дефицит: исторический аспект
 

    Государственный бюджет строится по балансовому методу, его расходы должны быть равны  доходам. Превышение доходов над  расходами образует излишек, который  обычно идет на покрытие государственного долга или другие нужды. В конце XIX — начале XX вв. государственный бюджет в большинстве случаев сводился с излишком (или профицитом). Это создавало определенную устойчивость государственных финансов и денежного обращения, возможность сравнительно постепенно увеличивать налогообложение.

    В современных условиях, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в ведущих зарубежных странах наблюдается хронический дефицит их государственных бюджетов, т.е. превышение расходов бюджета над его доходами.

    В экономической теории различают  структурный и циклический бюджетный дефицит1. Структурный дефицит — это разность между доходами и расходами при определенной фискальной политике и постоянно заданном уровне безработицы (например, базовый уровень безработицы в США в начал 2000-х годов составляет 6%2). Если уровень безработицы начинает превышать базовый, то реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом называется циклическим бюджетным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане.

    При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней занятости и выпуска. В ходе осуществления этих решений вследствие увеличений государственных расходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов правительство целенаправленно создает дефицит госбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания инфляционных тенденций целенаправленно создается бюджетный излишек.

    При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и излишки возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

    Создание  эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования  занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием  адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического  управления. Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса. Он вызван автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне циклического спада (подъема) деловой активности (рис. 1.1). Пояснения: В фазе циклического подъема совокупный доход увеличивается (Y2 > Y0), и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются.  

      

    Рисунок 1.1. Бюджетные дефициты3 

    В результате возрастает циклический  бюджетный излишек, и инфляционный бум относительно сдерживается. В  фазе циклического спада совокупный доход снижается (Y1 < Y0), и поэтому  налоги автоматически падают, трансферты растут. В итоге увеличивается  циклический бюджетный дефицит  на фоне относительного роста совокупного  спроса и объема производства, что  относительно ограничивает глубину  спада.

    Величины  циклических дефицитов (излишков) определяются степенью "крутизны" графиков налоговой  и бюджетной функций. Угол наклона  налоговой функции T определяется величиной  предельной налоговой ставки t, а  угол наклона функции государственных  расходов G - величиной, которая характеризует  соотношение между изменением суммы  получаемого трансферта и изменением величины дохода. Чем выше уровень  дохода, тем выше вносимый налог  и ниже трансферт, получаемый от государства.

    Даже  в том случае, когда все государственные  расходы G упрощенно представлены как  неизменная величина, не зависящая  от динамики текущего дохода, степень  встроенной стабильности экономики  оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия T. В  положении T1 величины циклических бюджетных  дефицитов и излишков больше, чем в положении T2, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса4

    При прочих равных условиях величины циклических бюджетных дефицитов и излишков, а также степень встроенной стабильности экономики оказываются тем выше, чем выше уровень предельных налоговых ставок, а также чем выше соотношение между изменением суммы государственных трансфертов и изменением величины национального дохода.

    В то же время, увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой  политики - укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, к предпринимательскому риску и к труду оказываются  относительно сильнее в условиях постепенного снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин  циклических бюджетных дефицитов  и излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики.

    Выбор приоритетов между краткосрочными и долгосрочными эффектами бюджетно-налоговой  политики является сложной макроэкономической проблемой и для индустриальных, и для переходных экономик.

    В переходных экономиках проблема дефицита государственного бюджета еще более  усложняется в связи с тем, что, как правило, широко практикуется манипулирование его размерами - искусственное увеличение или, чаще, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году. Это манипулирование  может, например, осуществляться с помощью  следующих инструментов:

    - "налоговая амнистия", которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную определенной части общего налогового сбора;

    - мероприятия по сбору просроченных налоговых платежей;

    - введение временных или добавочных налогов;

    - отсрочка расчетов с поставщиками;

    - отсрочка выплаты заработной платы работникам государственного сектора;

    - отсрочка обязательной индексации заработной платы в соответствии с динамикой уровня инфляции;

    - расширенная практика приватизации государственной собственности, включая распродажу прав на исследовательские и изыскательские работы5.

    В переходных экономиках дефицит государственного бюджета определяется в большей  мере текущими мерами государственного регулирования, чем циклическими колебаниями  экономики. Только после корректировки  текущего бюджетного дефицита с учетом воздействия этих мер и влияния  общих экономических колебаний  может быть получен характерный  для переходных экономик аналог структурного дефицита, который иногда определяется как коренной дефицит бюджета.

    Измерение его нередко оказывается еще  более сложным, чем оценки структурного дефицита. Поэтому при разработке стратегий стабилизации и структурных  реформ в переходных экономиках приходится опираться на обычные оценки бюджетного дефицита, хотя оптимальная долгосрочная фискальная политика должна быть в  большей мере сориентирована скорее на коренной, нежели на фактический  дефицит.

    Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

    Обслуживание  задолженности (т.е. выплата процентов  по ней и постепенное погашение  основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных  расходов.

    Нередко объявленный в отчетах бюджетный  дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным. Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.

    Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным  дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Информация о работе Дефицит бюджета в зарубежных странах