Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:01, курсовая работа
Несмотря на то, что система централизованного управления публичными финансами имеет давнюю историю, сам термин «бюджет» вошел в экономический и юридический оборот сравнительно недавно — в начале XIX в. Под бюджетом стали понимать акт, содержащий предварительное одобрение государственных расходов и доходов. Обязательное утверждение бюджета представительным органом власти способствовало укоренению в финансово-правовой науке
Введение 3
1. Бюджетный дефицит: исторический аспект 5
2. Современные способы разрешения бюджетных проблем 13
2.1 Методы сокращения бюджетного дефицита за рубежом 13
2.2 Пакт о финансовой стабильности и росте в ЕС 17
3. Современный механизм работы с бюджетным дефицитом 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Бюджетный дефицит в промышленно развитых странах в целом неуклонно рос на второй половины ХХ века с начала 60-х гг., стабилизировавшись на короткое время в конце 80-х гг., а затем вновь продолжив расти.
Для развивающихся стран в целом было характерно заметное, хотя и в разной степени, улучшение бюджетной дисциплины. Бюджетный дефицит начал быстро снижаться в начале 80-х гг., благодаря, главным образом, существенному сокращению бюджетных расходов.
Тем не менее этот агрегированный показатель отражает в основном успехи, достигнутые в странах Азии и Латинской Америки, которые добились устойчивого и резкого сокращения дефицита. Напротив, в первой половине 90-х гг. ни африканские, ни ближневосточные страны не смогли продолжить сокращение дефицита, достигнутого во второй половине 80-х гг.
Рассмотрение мирового опыта проявления бюджетного дефицита показывает, что многие процветающие сегодня страны, имели в прошлом значительные дефициты государственного бюджета. Так США, в тяжелые 1943-1945 годы, имели дефицит государственного бюджета в размере 105-230 % от уровня доходов, или 50-70 % от расходов, или 22-31% от валового внутреннего продукта. В США, Германии, Великобритании и Франции, начиная с 1974 г. не было ни одного государственного бюджета, не имевшего дефицита6.
К
числу конкретных причин возникновения
и быстрого роста дефицитов, особенно
после 1960-х годов, принято относить
множество разнообразных
В
американской бюджетной практике за
последние десятилетия трудно было
бы обнаружить сколько-нибудь масштабный
пример непредвиденного развития событий.
Все отклонения фактических показателей
от программ и прогнозов, как правило,
умещались в рамки допустимых
погрешностей или же заранее оговаривались
в прогнозах и объяснялись
небывало сложными сочетаниями изменений
в динамике экономического роста, в
темпах инфляции, во внешнеполитических
доктринах администраций и т.д.
Запрограммированные цифры по конкретным
разделам бюджета часто не совпадали
с фактически достигнутыми показателями
за конкретный период, причем расхождения,
в том числе и между
К началу 90-х годов ХХ века бюджетный дефицит в расходной части бюджета США составлял - 11,6%, во Франции составлял 9,6%, в Японии - 15,6%, Италии - 25,2%.
Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, нужно оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным.
1.
Дефицит может быть связан
с необходимостью
2.
Дефициты возникают в
3.
Дефицит может отражать
Отсюда
вытекает, что бюджетный дефицит
— это финансовое явление, не обязательно
относящееся к разряду
Практически
невозможно представить себе государство,
в котором безупречно работают все
финансово-экономические
Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и, как следствие, приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего законодательной базы, кардинальное реформирование банковской системы (в первую очередь, снижение ставки банковского процента), пересмотр системы предоставления льгот, оптимизация налоговой политики.
Огромную
роль в сбалансированности бюджетов
западных стран играет мощная законодательная
база, защищающая национального производителя.
Например, законы, касающиеся антимонопольных
и антидемпинговых мер в
Решение
проблемы дефицита бюджета (или хотя
бы уменьшение его доли в бюджете
государства) зависит от правильности
подхода правительства к ее оценке
и введение цивилизованных мер направленных
на сокращение бюджетного дефицита. Принятие
продуманных законов
Для устранения бюджетного дефицита необходимо его финансирование. Выделяют следующие способы финансирования:
1)
кредитно-денежная эмиссия (
2)
увеличение налоговых
3) выпуск займов;
1) В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Правительства
особенно часто прибегают к этому
средству в критических ситуациях
- во время войны, длительного кризиса.
Последствия такой эмиссии
В целях сохранения хозяйственной и социальной, стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей.
Монетизация
дефицита госбюджета может не сопровождаться
непосредственно эмиссией наличности,
а осуществляться в других формах,
например в виде расширения кредитов
Центрального банка государственным
предприятиям по льготным ставкам процента
или в форме отсроченных
2)
Второй способ вряд ли можно
отнести к способам, используемым
исключительно для
В США в 1991 г. был принят план сокращения и постепенного сведения к нулю дефицита федерального бюджета. Тогда это не удалось, но страна не отказывается от намеченной цели. В 1995 г. принят закон "О сбалансированном бюджете", сведение дефицита к нулю намечено на 2002г. Главным считается не увеличение доходов государства (предполагается снижение налогов), а сокращение его расходов8. Для этого проводятся детальная инвентаризация и анализ решений и программ, включаемых в федеральный бюджет, устраняются устаревшие "программы-динозавры", которые не пересматривались десятилетиями, а также многочисленные дублирования в деятельности организаций, ответственных за выполнение одних и тех же статей бюджета. Пересматривается не только бюджетный процесс в целом, но и функции президента, комиссий конгресса по разработке и контролю за исполнением бюджета.
Развитие
бюджетной политики учитывает многие
меняющиеся реалии и потребности - связанные,
например, с развитием НТП, с переменами
в международной обстановке или
в экологии, - однако все они принимаются
во внимание при разработке той или
иной общенациональной концепции или
программы. Задачу разработки таких
концепций для экономической
сферы с успехом выполняет
Экономический совет при