Дефицит бюджета в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на то, что система централизованного управления публичными финансами имеет давнюю историю, сам термин «бюджет» вошел в экономический и юридический оборот сравнительно недавно — в начале XIX в. Под бюджетом стали понимать акт, содержащий предварительное одобрение государственных расходов и доходов. Обязательное утверждение бюджета представительным органом власти способствовало укоренению в финансово-правовой науке

Содержание

Введение 3
1. Бюджетный дефицит: исторический аспект 5
2. Современные способы разрешения бюджетных проблем 13
2.1 Методы сокращения бюджетного дефицита за рубежом 13
2.2 Пакт о финансовой стабильности и росте в ЕС 17
3. Современный механизм работы с бюджетным дефицитом 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Дефицит бюджета в зар странах.docx

— 56.35 Кб (Скачать)

    Пакт  стабильности и роста представляет собой соглашение, которое обязывает  страны-члены (в первую очередь членов зоны евро) соблюдать бюджетную дисциплину.

    На  саммите в Дублине в 1996 Европейский  Совет поручил Совету по экономическим  и финансовым вопросам для развития "Решение о Пакте стабильности и роста", которая впоследствии была принята Советом Европы в  Амстердаме в июне 1997 года.

    Для обеспечения необходимой для  работы Экономического и валютного  союза (ЭВС) долгосрочной конвергенции в договоре предусматриваются четыре критерия, которым должно соответствовать  каждое государство-член ЕС, желающее участвовать в третьем этапе  ЭВС и намеревающееся ввести в  обращение евро. Выполнение Критериев  конвергенции определяется с помощью  отчетов Комиссии и Европейского Центрального Банка (ЕЦБ). Установлены  следующие критерии:

    - Дефицит госбюджета не должен  превышать 3 % валового национального  продукта, а государственный долг  должен составлять не более  60 % валового национального продукта.

    - Должна наблюдаться относительно  высокая стабильность цен, а  средние темпы инфляции (за последний  год перед проверкой) не должны  превышать более чем на 1,5 процентных  пункта темпы инфляции трех  государств-участников, демонстрирующих  лучшие показатели в области  стабильности цен.

    - Средняя номинальная процентная  ставка по долгосрочным кредитам  не должна превышать более  чем на 2 процентных пункта соответствующий  средний показатель для трех  государств-участников, демонстрирующих  лучшие показатели в области  стабильности цен.

    Предусмотренные в рамках механизма действия валютных курсов нормальные пределы колебания  должны сохраняться в течение  как минимум последних двух лет  перед проверкой. Критерии конвергенции должны обеспечивать сбалансированное экономическое развитие внутри ЭВС без возникновения напряжения между государствами-участниками. При этом критерии, относящиеся к дефициту госбюджета и внешнему долгу, должны выполняться также и после начала третьего этапа создания ЭВС (1 января 1999 г.). С этой целью на заседании Европейского Совета в июне 1997 г. в Амстердаме был заключен Пакт о стабильности и росте. Этот пакт является инструментом, позволяющим странам-членам еврозоны согласовывать их национальную бюджетную политику друг с другом и избегать чрезмерного дефицита бюджета. 
 
 
 
 

  1.   Современный механизм работы с бюджетным дефицитом
 

    Дефицит федерального бюджета США в закончившемся 30 сентября 2010 финансовом году составил 1 триллион 294 миллиарда долларов, или 8,9% от ВВП страны, сообщил в пятницу американский Минфин.

    Таким образом, бюджетный дефицит США  снизился на 122 миллиарда долларов по сравнению с 2009-м финансовым годом, когда дефицит равнялся 1,416 триллиона  долларов, или 10,0% ВВП9.

    "Денежные  поступления в американский федеральный  бюджет в 2010 финансовом году  составили 2 триллиона 162 миллиарда  долларов (14,9% от ВВП), расходы бюджета  - 3 триллиона 456 миллиардов долларов, или 23,8% от ВВП", - говорится в сообщении американского министерства.

    Представленные  Минфином США показатели являются официальными и окончательными.

    Доходы  федерального бюджета США в 2009 финансовом году составили 2,104 триллиона долларов (14,9% ВВП), расходы - 3,520 триллиона долларов (25,0% ВВП).

    Сокращение  дефицита стало возможным, благодаря  поступлению большего объема доходов  и сокращению трат. Доходы бюджета  увеличились по сравнению с 2009 финансовым годом на 57 миллиардов долларов, или  на 2,7%. В свою очередь, рост доходов  после двухлетнего их снижения стал возможным, благодаря увеличению объемов  поступлений средств от налогообложения, а также прибыли, получаемой Федеральной  резервной системой. Это частично возместило общее снижение средств, получаемых от налогообложения физических лиц. Однако в процентах от ВВП  общий объем доходов бюджета  остался неизменным - 14,9 процента.

    Сокращение  бюджетных расходов объясняется  главным образом тем, что правительство  завершило программы кризисной  поддержки экономики, в том числе известную программу по выкупу так называемых "токсичных" активов банков10.

    Огромный  бюджетный дефицит является одной  из тяжелых экономических проблем, с которыми сталкивается действующая  администрация демократа Барака Обамы. Представители администрации  постоянно напоминают политическим оппонентам о том, что основа столь  высокого бюджетного дефицита была заложена в годы правления президента-республиканца  Джорджа Буша-младшего, развязавшего две дорогостоящие войны и  неосторожно снижавшего налоги. Кроме  того, по словам представителей администрации, все дорогостоящие программы  по спасению в кризисный год за счет бюджета крупных банков и  компаний были инициированы и начали реализовываться еще при прошлой  администрации.

    В условиях глобального финансового  кризиса многие страны ЕС прибегают  к мера ужесточающим финансовую дисциплину.

    Министры  финансов 16 стран еврозоны в начале июня 2010 года учредили европейский финансовый механизм стабильности в форме компании с ограниченной ответственностью, которая располагается в Люксембурге.

    Эта компания будет привлекать деньги с  финансовых рынков в размере до 440 млрд. евро путем выпуска еврооблигаций  под твердые кредитные гарантии стран еврозоны для поддержки  стран испытывающих финансовые трудности.

    Обязательства стран еврозоны выпускать кредитные  гарантии для долговых инструментов созданной компании вступят в  силу после окончания национальных парламентских процедур, которые  уже проходят и должны завершиться  в конце текущего месяца.

    Министры  стран еврозоны решили в целях  достижения высокого кредитного качества и рейтинга долговых инструментов созданной  компании обеспечить 120% гарантию под  каждый облигационный выпуск, а также  денежный резерв по операциям компании.

    Созданный финансовый механизм является частью целой неформальной финансовой структуры, созданной для помощи странам  ЕС, располагающей ресурсами в 750 млрд. евро. Она формируется из 3-х  источников: 60 млрд. евро со стороны  бюджета ЕС, 250 млрд. евро от МВФ и 440 млрд. евро от нового финансового  механизма стабильности.

    Кроме того, страны еврозоны согласились  на создание других механизмов в случае необходимости для дальнейшего  укрепления кредитоспособности облигаций  или долговых инструментов выпускаемых  данной компанией.

    Создание  упомянутого финансового механизма  и компании дополняется крупными программами сокращения бюджетных  затрат в ряде стран ЕС. Так в  Германии бюджетные расходы в  следующем году будут урезаны  на 11,2 млрд. евро, а до 2014 г. сократятся на 80 млрд. евро11. Подобные меры, направленные на оздоровление государственных финансов, уже приняты в Испании и других странах ЕС. Планируется их принятие в Великобритании.

    Можно ожидать, что в краткосрочной  перспективе бюджетная консолидация еврозоны будет усиливаться и фискальная стратегия выхода из кризиса обернется весомым сокращением бюджетных расходов, повышением налогов и увольнением государственных служащих.

    Меры  фискального характера планируется  дополнить структурными реформами  в пенсионных системах, на рынках труда, производственных рынках и в сфере  услуг.

    Принимаемые меры представляются вполне оправданными в силу ухудшения показателей  характеризующих финансовую устойчивость. Так, совокупный бюджетный долг стран еврозоны увеличился с 5,9 трлн. евро в 2007 г. до 7 трлн. евро в 2009 г. Если в 2007 г. бюджетный дефицит по еврозоне составлял в среднем 0,6% от ВВП, а государственный долг 66% от ВВП, то в 2009 г. эти показатели выросли до 6,3% и 78%, соответственно. На 2010 г. прогнозировался рост бюджетного дефицита до 7%, а государственного долга до 84%12.

    Нарастание  госдолга и бюджетных дефицитов  создает угрозу для устойчивости госфинансов, экономического роста  и сбалансированного социально-экономического развития. Поэтому комплекс принимаемых  мер должен повысить долгосрочную устойчивость государственных финансов и увеличить  потенциал экономического роста  зоны евро и ее стран. Однако ценой  долгосрочной стабилизации ситуации в  еврозоне может стать ослабление экономического роста и повышение  безработицы в среднесрочной  перспективе, особенно в странах  активно проводящих политику экономии.

    Между тем кажется очевидным, что создание в ЕС финансового механизма помощи для стран-членов на случай их кризисного состояния и оказания им поддержки  через такой инструмент, ляжет  дополнительным бременем для госфинансов  стран доноров этой финансовой помощи, что, соответственно, потребует ужесточения  экономической координации и  регулирования в еврозоне.

    По  заявлениям президента Европейского совета уже в ближайшее время бюджетные  планы стран еврозоны будут проходить  дополнительную проверку в Еврокомиссии и странах членах ЕС, что подразумевает  повышение качества составляемых бюджетов в контексте устойчивости госфинансов  и принятие большей ответственности  национальных политиков за их исполнение.

    Также заявлено, что значительно ужесточится  порядок соблюдения Пакта стабильности и роста, который до последнего времени  повсеместно нарушался странами еврозоны и не имел для них серьезных  последствий, и внимание со стороны  органов ЕС будет в равной мере уделяться как уровню бюджетного дефицита (не более 3% ВВП), так и государственному долгу (не более 60% ВВП).

    Кроме того, ЕС в лице Еврокомиссии и Евросовета видит своей задачей не только усилить бюджетную координацию и контроль в странах еврозоны, но и тщательно регулировать макроэкономические дисбалансы внутри еврозоны посредством мониторинга и контроля изменений конкурентоспособности.

    Стоит заметить, что бюджетная политика ЕС остается одной из самых слабых мест в инструментарии европейского экономического регулирования как в доходной, так и расходной ее части. Поэтому от качества проведения бюджетной политики наряду с монетарной политикой и механизмами экономического координирования в не малой степени будет зависеть финансовая стабильность в ЕС, повышательное социально-экономическое развитие, а также динамичный экономической рост.

    Среди европейских политиков снова  оживились дебаты относительно роли общего бюджета в ЕС как небольшого в размере (около 1 % ВВП ЕС), но важного  инструмента экономической политики. Несоответствие общего бюджета ЕС европейской  экономике и интеграции очевидно не только из-за его малого размера  и структуры доходов и расходов, но также вследствие отсутствия связи  между бюджетом ЕС и национальными  бюджетными процессам и особенно Пактом стабильности и роста.

      Еврокомиссия планировала представить  окончательный документ реформирования  общего бюджета ЕС в 2011 г., однако  в условиях финансовой нестабильности  в Европе и на фоне предпринимаемых  мер укрепления экономического  регулирования, есть вероятность,  что «бюджетный вопрос» будет  решен уже в этом году.

    Эффективность предпринимаемых мер по укреплению финансовой стабильности в еврозоне будет зависеть не только от действий органов ЕС, от их своевременности  и полноты, но также от единодушной  поддержки стран-членов по выполнению намеченных программ финансовой стабилизации и от качества структурных реформ социально-экономического характера  в странах ЕС.

Заключение

    Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжелым бременем на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не более 2—3%.

    Основными методами покрытия бюджетных дефицитов  служат выпуск государственных займов и эмиссия кредитных денег. В целях сбалансированности бюджетов правительства могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Ес­ли в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Информация о работе Дефицит бюджета в зарубежных странах