Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 12:23, дипломная работа
Банкротство фирмы и банкротство банка — явления, различающиеся по своей сути. Крах небольшой фирмы создает проблемы только для ее клиентов, партнеров и ограниченного круга кредиторов. Экономике государства или региона такое банкротство большого ущерба нанести не может. Другое дело — крупный банк, кредиторами которого выступают тысячи физических и юридических лиц. В результате банкротства банка парализуется не только работа предприятий и организаций — клиентов банка, но и рушатся планы его вкладчиков. Для экономики в целом денежные средства, “зависшие” в банке-банкроте, исключаются из оборота.
Введение
Глава 1. Теоретические основы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
1.1.Понятие и причины банкротства
1.2.Развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций в РФ.
1.3.Использование оценочных технологий при банкротстве кредитной организации.
Глава 2. Механизм предупреждения банкротства кредитных организаций
2.1.Необходимые меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
2.2.Финансовое оздоровление
2.3.Временная администрация
2.4.Реорганизация
Глава 3. Конкурсное производство в отношении кредитной организации
3.1.Экономическое содержание конкурсного производства
3.2.Задачи и функции конкурсного управляющего
3.3.Ликвидация кредитной организации в процессе конкурсного производства
Заключение
Список использованой литературы
Приложения
Расчеты с кредиторами осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с особенностями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
В процессе удовлетворения требований кредиторов кредитной организации необходимо учитывать требования ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в которой установлена очередность удовлетворения требований кредиторов.
Установление очередности – один из основных принципов конкурсного права, поскольку именно таким образом разрешается «конкуренция прав кредиторов», о которой говорили российские дореволюционные ученые. Смысл и цель конкурсных отношений – осуществить удовлетворение одновременно всех кредиторов (насколько полно это возможно), а не последовательно (в соответствии со сроками требования).
Очередность удовлетворения требований кредиторов была установлена и Законами 1992 и 2002г., и ГК РФ. При этом всегда действовали основные принципы очередности:
переход к последующей очереди осуществляется только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди;
при недостаточности средств для всех кредиторов в рамках одной очереди осуществляется пропорциональное удовлетворение.
Эти два типа, о которых императивно говорится в ГК РФ, ранее не имели исключений. В настоящее время установлены исключения для каждого из них, что может квалифицироваться как противоречие между нормами ГК и Закона.
В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено не пять очередей, как это было ранее, а три, заставляя тем самым задуматься о соответствии ее положений ГК и применении в связи с этим п. 2 ст. 3 ГК РФ (эта новелла Закона – далеко не бесспорна). Представляется вполне допустимым изменение количества очередей, однако при этом необходимо внести изменения в ГК (либо соответствующим образом переформулировать положения п. 1 ст. 64, либо исключить п. 2 ст. 3). Пока это не сделано, с формально-юридической точки зрения мы должны прийти к выводу о необходимости применения норм ГК, как бы не казалось разумным иное.
Установление требований очередных, к которым, собственно, применяются принципы соразмерности и пропорциональности, всегда предшествует определение внеочередных требований.
Внеочередной характер определенных требований связан с их возникновением после возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве)
Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:
судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений, предусмотренных статьями 28 и 54 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника (при этом внеочередной характер этих требований не изменяется в зависимости от того, возникли они до либо после открытия конкурсного производства);
требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства;
требования уполномоченных органов, возникшие после принятия заявления о банкротстве должника и до введение конкурсного производства (внеочередной порядок их удовлетворения установлен п. 2 ст. 137 Закона);
требования работников, связанные с выплатой заработной платы (во внеочередном порядке будут удовлетворяться требования, возникшие после принятия заявления о банкротстве).
Требования кредиторов удовлетворяются в следующем порядке:
1. в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
2. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; особенности статуса кредиторов 2-й очереди определены ст. 136 Закона;
3. в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами (т. е. что по Закону 1998г. и в соответствии с ГК относятся к 5-й очереди). Статус кредиторов этой очереди имеет определенные особенности, установленные ст. 137, 138 Закона[67].
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
При недостаточности денежных средств кредитной организации они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально сумма требований, подлежащих удовлетворению, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе по уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
Требования кредиторов первой и второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реестра требований кредиторов, подлежат удовлетворению. До полного удовлетворения указанных требований удовлетворение требований кредиторов соответствующей очереди приостанавливается. В таком же порядке подлежат удовлетворению требования кредиторов других очередей, заявленные в установленный срок, но не признанные конкурсным управляющим, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда об их удовлетворении.
Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
Тем не менее п. 1 ст. 148 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» допускает погашение требований кредитора путем принятия им неликвидного имущества, оставшегося нереализованным в ходе конкурсного производства.
Конкурсный управляющий может быть отстранен от занимаемой должности на основании ходатайства кредиторов; основании жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве.
Таким образом, суду не представляется права по собственной инициативе отстранить конкурсного управляющего за неисполнение им обязанностей, хотя в ряде случаев это целесообразно.
После завершения расчетов с кредиторами, согласования ликвидационного баланса, а также при прекращении производства по делу о банкротстве, конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Конкурсный управляющий обязан приложить к отчету документы, подтверждающие продажу имущества кредитной организации; реестр требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований каждого из кредиторов.
Закон не устанавливает, в течение какого времени конкурсный управляющий должен предоставить отчет. Представляется, что это должно быть разумное время; при этом суд может потребовать от конкурсного управляющего предоставление отчета, иначе завершение конкурсного производства будет невозможным.
Также, законом не предусмотрено представление отчета кредиторам, следовательно, у них нет прав утвердить либо не утвердить отчет, хотя, конечно, потребовать они его могут – в соответствии со ст. 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
По имуществу кредитной организации, оставшемуся после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий уведомляет органы местного самоуправления по месту нахождения имущества кредитной организации.
По результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае исполнения всех требований кредиторов определенным субъектом – определение о прекращении производства по делу о банкротстве, которые направляются конкурсному управляющему и в Банк России.
Определение о прекращении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению. В случае вынесения такого определения решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению, т. е. кредитная организация возвращается к нормальному функционированию. О возможности обжалования данного определения не упоминается, из чего следует вывод о применении норм п. 3 ст. 61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Однако ВАС дает иное толкование. В соответствии с п. 14 Постановления Пленума № 4 судебными актами, названными в п. 1 ст. 52 вышеназванного Закона, дела о банкротстве заканчиваются по существу. Следовательно, к обжалованию таких актов не применяются ни ст. 61 Закона, ни п. 3 ст. 223 АПК РФ, а пересматриваются они по общим правилам раздела VI АПК РФ. В п. 1 ст. 52 Закона речь идет, в том числе, об определении в прекращении производства по делу о банкротстве; определение о завершении производства в перечне отсутствует.
Определение о завершении конкурсного производства подлежит также немедленному исполнению, но и подлежит обжалованию до даты внесения записи о ликвидации кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц.
Конкурсный управляющий обязан в тридцатидневный срок со дня вынесения определения о завершении конкурсного производства предоставить в Банк России определение арбитражного суда и другие документы в соответствии с Федеральным Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"[68] и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Запись о ликвидации кредитной организации в Книге Государственной регистрации кредитных организаций производится на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Таким образом, ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения Банком России в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации кредитной организации. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а кредитная организация – ликвидированной.
Порядок и перечень документов, которые после завершения процедуры конкурсного производства и ликвидации кредитной организации передаются в Архивный фонд РФ, установлены в письме Банка России от 05 августа 1998 года № 169-Т «О размещении архивов и порядке уничтожения документов при ликвидации кредитных организаций»[69].
3.2. Задачи и функции конкурсного управляющего
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в статье 50.2 говорит о двух видах конкурсных управляющих: конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, – ими в силу закона является Агентство по страхованию вкладов, а также о конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, – в этом качестве утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций.
Физические лица утверждаются конкурсными управляющими в порядке, установленном Федеральным Законом «О несостоятельности банкротстве», с особенностями, предусмотренными ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Во-первых, они могут утверждаться лишь для управления кредитной организацией, не имевшей лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (п. 2 ст. 50.11). Во-вторых, они не могут утверждаться в условиях, когда прежде от управления кредитной организацией — должником отстранен другой управляющий — физическое лицо. (п. 3 ст. 50.11). В-третьих, если своевременно не представлена кандидатура конкурсного управляющего — физического лица, больше физические лица в качестве потенциальных управляющих не рассматриваются (п. 3 ст. 50.11). В-четвертых, они никогда не могут быть назначены для управления организацией, в которую когда-либо назначалось Агентство, поскольку Агентство даже теоретически не может быть отстранено. В-пятых, конкурсным управляющим кредитной организации — отсутствующего должника также может назначаться только Агентство (п. 2 ст. 52).
Требования закона «О несостоятельности (банкротстве)» следующие:
Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; имеет высшее образование; имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; является членом одной из саморегулируемых организаций.
Арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве конкурсных управляющих арбитражные управляющие: которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам; в отношении которых введена процедура банкротства; не возместившие убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; дисквалифицированные или лишенные в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц; не имеющие заключенных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.