Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 12:23, дипломная работа
Банкротство фирмы и банкротство банка — явления, различающиеся по своей сути. Крах небольшой фирмы создает проблемы только для ее клиентов, партнеров и ограниченного круга кредиторов. Экономике государства или региона такое банкротство большого ущерба нанести не может. Другое дело — крупный банк, кредиторами которого выступают тысячи физических и юридических лиц. В результате банкротства банка парализуется не только работа предприятий и организаций — клиентов банка, но и рушатся планы его вкладчиков. Для экономики в целом денежные средства, “зависшие” в банке-банкроте, исключаются из оборота.
Введение
Глава 1. Теоретические основы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
1.1.Понятие и причины банкротства
1.2.Развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций в РФ.
1.3.Использование оценочных технологий при банкротстве кредитной организации.
Глава 2. Механизм предупреждения банкротства кредитных организаций
2.1.Необходимые меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
2.2.Финансовое оздоровление
2.3.Временная администрация
2.4.Реорганизация
Глава 3. Конкурсное производство в отношении кредитной организации
3.1.Экономическое содержание конкурсного производства
3.2.Задачи и функции конкурсного управляющего
3.3.Ликвидация кредитной организации в процессе конкурсного производства
Заключение
Список использованой литературы
Приложения
Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс составляются в соответствии с нормативными актами Банка России и представляются в Банк России на согласование. Срок согласования Банком России промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса не может превышать 30 дней со дня поступления в Банк России документов, установленных нормативными актами Банка России.
После завершения расчетов с кредиторами, согласования ликвидационного баланса, конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.
Конкурсный управляющий вправе:
распоряжаться имуществом кредитной организации в порядке и на условиях, которые установлены законом; увольнять работников кредитной организации, в том числе руководителя кредитной организации, изменять условия трудовых договоров, переводить работников на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены законом; заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном законом;
предъявлять иски о признании недействительными или применении последствий недействительности ничтожных сделок; привлекать для решения задач, возникающих в связи с осуществлением конкурсного производства, бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.
Вместе с тем конкурсный управляющий несет ответственность за свои действия.
Убытки, причиненные конкурсным управляющим, аккредитованным при Банке России, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей лицам, участвующим в деле о банкротстве, возмещаются за счет его имущества и страхования ответственности на случай причинения таких убытков.
Конкурсный управляющий, аккредитованный при Банке России, в течение 10 дней со дня его утверждения конкурсным управляющим по делу о банкротстве кредитной организации должен застраховать свою ответственность на случай причинения им убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от оценочной стоимости активов кредитной организации на последнюю отчетную дату, рассчитанной временной администрацией на основании методик, установленных нормативными актами Банка России.
3.3. Ликвидация кредитной организации в процессе конкурсного производства.
Если стоимость кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, такая кредитная организация ликвидируется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[71].
Кредитная организация может быть ликвидирована в любое время (например, по решению учредителей (участников) кредитной организации или органа управления кредитной организации, уполномоченного на это учредительными документами кредитной организации) в порядке, предусмотренном ст. 61-64 ГК РФ. При этом ликвидация кредитной организации влечет ее прекращение без перехода правопреемства к другим лицам.
В процессе ликвидации кредитной организации может выявиться недостаточность ее средств для расчетов со всеми кредиторами. Если стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, такая кредитная организация ликвидируется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с особенностями установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
В случае обнаружения указанных обстоятельств, право на подачу заявления о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом имеют кредиторы кредитной организации и Банк России.
Следует подчеркнуть, что в отличие от рассмотренных ранее случаев, когда в арбитражный суд подается заявление о признании кредитной организации банкротом, в арбитражный суд подается заявление о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом.
В случае обнаружения обстоятельства, в соответствии с которым стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидационная комиссия (ликвидатор) ликвидируемой кредитной организации обязана (обязан) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом.
Таким образом, в отличие от кредиторов кредитной организации и Банка России, которые могут и не подавать в арбитражный суд указанного выше заявления, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана (обязан) совершить указанное действие. При этом заявление о признании кредитной организации банкротом подается в арбитражный суд независимо от размера задолженности кредитной организации.
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» члены ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушение требований о подаче в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом, могут быть лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами (дисквалифицированы) на срок и в порядке, которые установлены названным Федеральным законом.
Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустивший нарушение обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом, несет субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам кредитной организации[72].
Арбитражный суд назначает рассмотрение дела о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом не позднее чем через один месяц после вынесения арбитражным судом определения о принятии указанного заявления. По результатам рассмотрения данного дела арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемой организации банкротом и об открытии конкурсного производства и назначает конкурсного управляющего.
Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемой кредитной организации в месячный срок с момента публикации объявления о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом.
Каких-либо особенностей конкурсного производства гл. XI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и гл. VII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» не устанавливает (кроме того, что кредиторы имеют право предъявить свои требования к должнику в течение месячного срока с даты опубликования объявления о признании ликвидируемой кредитной организации банкротом. Поэтому представляется, что подлежат применению нормы гл. VII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и гл. VI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
В случаях, если кредитная организация – должник фактически прекратила свою деятельность, отсутствует или если установить ее место нахождения ее руководителя не представляется возможным (в течение года по месту его работы и жительства нет сведений о месте его пребывания), заявление о признании такой кредитной организации банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом, а также Банком России независимо от размера кредиторской задолженности.
Арбитражный суд в тридцатидневный срок со дня принятия к производству заявления о признании отсутствующей кредитной организации банкротом принимает решение о признании отсутствующей кредитной организации – должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Конкурсным управляющим отсутствующей кредитной организации – должника утверждается Агентство. За осуществление полномочий конкурсного управляющего отсутствующей кредитной организации – должника Агентству вознаграждение не назначается.
В ходе своей деятельности конкурсный управляющий должен письменно уведомить всех известных ему кредиторов о банкротстве отсутствующей кредитной организации, кредиторам предоставляется один месяц со дня получения уведомления на предъявление требований. Данное положение не устанавливает последствия опоздания кредитора с заявлением требований, вследствие чего, очевидно, надлежит применять общие положения Закона о банкротстве.
Конкурсный управляющий, осуществляя ликвидационные мероприятия, может обнаружить имущество должника. Представляется, что это может быть как имущество, каким-то образом скрытое, что позволяет сделать вывод о неправомерных действиях руководителя должника либо иных лиц, так и имущество, поступившее должнику в рамках конкурса, например находившееся у третьих лиц без должных оснований. Если имущество у должника появилось, то конкурсный управляющий может ходатайствовать перед арбитражным судом о прекращении упрощенной процедуры банкротства и перехода к процедурам банкротства, предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Указанное ходатайство является основанием для вынесения арбитражным судом определения о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства.
Удовлетворение требований кредиторов отсутствующей кредитной организации – должника осуществляется в порядке очередности, предусмотренной ст. 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 50.36 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». При этом покрытие судебных расходов осуществляется вне очереди. Кредиторы вправе обжаловать результаты рассмотрения их требований конкурсным управляющим в арбитражный суд до момента утверждения ликвидационного баланса.
После расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности.
Если у отсутствующей кредитной организации – должника есть какое-либо имущество, оно реализуется (очевидно, реализация должна производится по нормам гл. VII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом особенностей статуса отсутствующего должника), после чего вырученные средства распределяются между кредиторами[73].
Решение арбитражного суда о признании банкротом отсутствующей кредитной организации направляется в Банк России, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.
Таким образом, банкротство кредитной организации осуществляется в следующем порядке:
1. конкурсный кредитор, уполномоченный орган или Банк России подают в арбитражный суд заявление о признании отсутствующей кредитной организации – должника банкротом;
2. арбитражный суд независимо от размера кредиторской задолженности принимает заявление о признании отсутствующей кредитной организации – должника банкротом к производству;
3. в тридцатидневный срок со дня принятия к производству заявления о признании отсутствующей кредитной организации банкротом принимает решение о признании отсутствующей кредитной организации – должника банкротом и об открытии конкурсного производства; конкурсным управляющим отсутствующей кредитной организации – должника утверждается Агентство;
4. указанное решение арбитражного суда направляется в Банк России, а также в федеральный орган исполнительной власти;
5. конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующей кредитной организации всех известных ему кредиторов этой кредитной организации;
6. конкурсный управляющий, в случае обнаружения имущества должника ходатайствует перед арбитражным судом о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к процедуре банкротства по общим основаниям;
7. конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его (баланс) на согласование в Банк России;
8. согласование ликвидационного баланса Банком России;
9. арбитражный суд рассматривает отчет конкурсного управляющего, после чего выносит определение о завершении конкурсного производства;
10. конкурсный управляющий в течение тридцати дней с момента вынесения указанного определения представляет его в Банк России;
11. Банк России вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций запись о ликвидации кредитной организации. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а отсутствующая кредитная организация – ликвидированной.
После окончания ликвидации кредитной организации и отсутствующей кредитной организации наступают те же последствия, что и при окончании конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования проблемы банкротства кредитных организаций можно сделать следующие выводы:
1. Согласно ст.3 п.2 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и(или) обязанность не исполнены им в течение четырнадцати дней с даты, когда они должны были быть исполнены.
Следует отметить, что в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (как и в утратившем силу Законе РФ от 19.11.1992 г. №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий») понятия "несостоятельность" и "банкротство" используются как синонимы. С экономической же точки зрения понятие "несостоятельность" отождествляется с понятием "неплатежеспособность".