Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 12:23, дипломная работа
Банкротство фирмы и банкротство банка — явления, различающиеся по своей сути. Крах небольшой фирмы создает проблемы только для ее клиентов, партнеров и ограниченного круга кредиторов. Экономике государства или региона такое банкротство большого ущерба нанести не может. Другое дело — крупный банк, кредиторами которого выступают тысячи физических и юридических лиц. В результате банкротства банка парализуется не только работа предприятий и организаций — клиентов банка, но и рушатся планы его вкладчиков. Для экономики в целом денежные средства, “зависшие” в банке-банкроте, исключаются из оборота.
Введение
Глава 1. Теоретические основы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
1.1.Понятие и причины банкротства
1.2.Развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций в РФ.
1.3.Использование оценочных технологий при банкротстве кредитной организации.
Глава 2. Механизм предупреждения банкротства кредитных организаций
2.1.Необходимые меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
2.2.Финансовое оздоровление
2.3.Временная администрация
2.4.Реорганизация
Глава 3. Конкурсное производство в отношении кредитной организации
3.1.Экономическое содержание конкурсного производства
3.2.Задачи и функции конкурсного управляющего
3.3.Ликвидация кредитной организации в процессе конкурсного производства
Заключение
Список использованой литературы
Приложения
Меры надзорного реагирования в зависимости от значимости данного банка для экономики страны (региона) могут включать требование к участникам банка об изыскании реальных источников рекапитализации, о замене руководителей и/или главного бухгалтера банка, введение ограничений и/или запретов на осуществление отдельных банковских операций, введение временной администрации по управлению банком, стимулирование мероприятий по реорганизации банка либо направлению в Центральный банк Российской Федерации ходатайства об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Положения Банка России от 02.04.96г. № 264 «Об отзыве лицензии на осуществление Банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации» при получении приказа Банка России об отзыве у кредитной организации-респондента лицензии на осуществление банковских операций, кредитные организации-корреспонденты прекращают все приходные и расходные операции по балансовым и внебалансовым счетам данной кредитной организации, в том числе операции по перечислению денежных средств по назначению (при наличии их на корреспондентском счете в сумме, достаточной для исполнения принятого документа). Не производится также помещение расчетных документов в картотеку к внебалансовому счету № 90904 «Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации» (при отсутствии денежных средств на счете банка-респондента или их недостаточности). Все поступающие от взыскателей в этот период расчетные документы, в том числе инкассовые поручения на взыскание денежных средств по исполнительным документам, подлежат возврату.
Кредитная организация-корреспондент вправе совершать по счетам кредитной организации-респондента операции, предусмотренные пунктами 2.1, 5, 6 Положения Банка России от 02.04.96 г. №264 “Об отзыве лицензии на осуществление Банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации». В частности, операции, касающиеся получения дебиторской задолженности и доходов от ранее проведенных банковских операций, а также расходования денежных средств, связанных с продолжением функционирования кредитной организации.
Для более полного удовлетворения требований кредиторов и вкладчиков ликвидируемых кредитных организаций, сокращения времени ликвидационных процедур ЦБ РФ выпустил Письмо от 22 июня 1998 г. № 04-33-3/2442 «Об активах кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, подлежащих продаже (реализации) в процессе ликвидации»[30].
В этом письме он просил направить в адрес Департамента по организации банковского санирования информацию об активах кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, подлежащих продаже (реализации) в процессе ликвидации. Данная информация должна быть представлена конкурсными (арбитражными) управляющими с согласия комитета кредиторов.
Так же у кредитных организаций возникали вопросы по поводу порядка предоставления Банком России кредитов банкам, проводящим мероприятия по финансовому оздоровлению проблемной кредитной организации. Эти вопросы разъяснились с выпуском Положения ЦБ РФ от 25 июня 1998 г. №38-П "О порядке предоставления Центральным банком Российской Федерации кредитов кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации"[31]. Согласно ст.36 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указанные кредиты могут предоставляться банкам-санаторам в пределах общего объема выдаваемых Банком России кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Кредиты предоставляются банку-санатору, который осуществляет мероприятия по финансовому оздоровлению (санации) проблемного банка, банкротство которого может угрожать стабильности банковской системы. При этом банк-санатор должен быть отнесен к категории финансово стабильных банков в соответствии с критериями, установленными Указанием ЦБ РФ от 21.12.2000 №874-У "О внесении изменений и дополнений в Указание Банка России от 31 марта 2000 года № 766-у "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций"[32]. Кредит предоставляется банку-санатору на покрытие недостатка его ликвидности, обусловленного осуществлением мероприятий по финансовому оздоровлению проблемного банка. Этот кредит предоставляется в валюте Российской Федерации в размере не более 50% от объема финансовой помощи, которую планируется оказать проблемному банку, на срок до одного года по процентной ставке, устанавливаемой Советом директоров Банка России.
Арбитражными судами были приняты решения о ликвидации многих кредитных организаций в порядке статьи 61 ГК РФ. Однако, не во всех кредитных организациях судебные решения их учредителями (участниками) выполнены. В ряде случаев созданные учредителями (участниками) банка ликвидационные комиссии так и не приступили к работе, либо устранились от выполнения своих обязанностей. В соответствии с этим ЦБ РФ выпустил Письмо от 28 октября 1998 г. №306-Т "Об ускорении процесса ликвидации кредитных организаций, осуществляемой по решению арбитражного суда в порядке статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации"[33]. В целях ускорения процесса ликвидации, а также защиты интересов кредиторов и вкладчиков рекомендуется территориальным учреждениям Банка России в случае наличия кредитных организаций, учредители (участники) которых не выполняют решения судов о ликвидации, обратиться в арбитражный суд, принявший решение о ликвидации, с заявлением в порядке статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации[34] об изменении способа исполнения решения суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора. Указанный порядок территориальным учреждениям Банка России следует применять также в случаях, когда решением суда на учредителей (участников) не возложена обязанность по осуществлению ликвидации кредитной организации. Если ликвидационная комиссия (ликвидатор) в течение длительного срока не приступает к работе в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также в случае недостаточности имущества кредитной организации, территориальное учреждение Банка России должно рекомендовать ликвидационной комиссии (ликвидатору) обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве кредитной организации на основании статьи 174 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с учетом требований статьи 9 указанного Федерального закона).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона №40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" существуют следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:
финансовое оздоровление кредитной организации;
назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее - временная администрация);
реорганизация кредитной организации.
В этом законе не указаны квалификационные требования к руководителям временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации. В связи с этим было выпущено Положение ЦБ РФ от 25 марта 1999 г. №71-П "О порядке выдачи и аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации"[35]. Оно регулировало вопросы по поводу объема квалификационных требований, порядка выдачи, продления и аннулирования аттестатов Банка России руководителям временных администраций по управлению кредитными организациями и арбитражным управляющим при банкротстве кредитных организаций.
В настоящее время действует Положение ЦБ РФ от 07.08.2001 №146-П "О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций"[36].
При процедуре банкротства возникали вопросы по поводу открытия и ведения корреспондентских счетов в ин. валюте конкурсных управляющих банками. Этот вопрос был решен с выходом Положения ЦБ РФ от 26 апреля 1999 г. № 75-П «О порядке открытия и ведения корреспондентских счетов в иностранной валюте ликвидационных комиссий (конкурсных управляющих, ликвидаторов) кредитных организаций уполномоченными банками»[37]. В этом письме говорится, что в целях аккумулирования денежных средств в иностранной валюте кредитная организация, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в том числе предусматривающая осуществление операций со средствами в иностранной валюте, вправе открыть в Сберегательном банке Российской Федерации либо Внешторгбанке России или по согласованию с Банком России в другом банке корреспондентский счет в иностранной валюте по необходимым видам иностранной валюты.
Также в законе не был указан порядок публикации объявления о ликвидации кредитной организации "Вестнике Банка России". ЦБ РФ урегулировал этот вопрос Указанием от 7 июля 1999 г. №602-У "О порядке публикации объявления о ликвидации кредитной организации в "Вестнике Банка России"[38].
В соответствии со статьей 26 №40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” существует мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации, но механизм его применения до 14 июля 1999 года не был прописан. Положение ЦБ РФ от 14 июля 1999 г. №81-П "О порядке рассмотрения Банком России ходатайства временной администрации по управлению кредитной организацией о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации"[39] описала этот механизм.
В июле 1999г. вступила в силу Инструкция ЦБ РФ №84-И от 12 июля 1999г. «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций»[40] (на данный момент действует Инструкция ЦБ РФ от 11.11.2005 №126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций»[41]). Эта инструкция устанавливает особенности порядка осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. В этой инструкции обобщена вся информация по требованиям Банка России к плану санации кредитной организации, а так же об отчете о выполнении плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
Согласно ФЗ «О Центральном Банке РФ» целями деятельности Банка России являются, в частности, развитие и укрепление банковской системы РФ, а также осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций. Регулировочной функции ЦБ РФ посвящена глава X ФЗ. Это предполагает, среди прочего, что Банк России обязан отслеживать финансовое состояние кредитных организаций, выявляя среди них такие, которые находятся на грани состояния неплатежеспособности, либо уже являются неплатежеспособными.
Финансовое состояние кредитных организаций ЦБ отслеживает на основании системы показателей – нормативов в Инструкции ЦБ РФ от 16.01.2004г. №110-И «Об обязательных нормативах банков»[42]. В ст. 74 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» перечисляются меры, которые ЦБ может в рамках надзора применять по отношению к допускающим нарушения кредитным организациям. К данным мерам, в частности, относятся:
взыскание с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;
и требование об:
осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;
замене руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в статье 60 данного Федерального закона;
осуществлении реорганизации кредитной организации;
изменении на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
введении запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
назначении временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
введение запрета на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и другие.
Центральное значение в системе правового регулирования процессов банкротства в российских кредитных организациях имеет Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Этот закон не только регулирует процесс признания кредитной организации банкротом и связанные с ним процедуры, но и процессы связанные с мерами по предупреждению банкротства.
Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.
1.3. Использование оценочных технологий при банкротстве кредитной организации.
На каждом этапе, предшествующему банкротству, проводится оценка имущества.
Оценка банка предполагает расчет различных видов стоимости, в том числе рыночной стоимости, стоимости при существующем использовании, ликвидационной и утилизационной стоимости, инвестиционной, стоимости с ограниченным рынком. Таким образом, один и тот же банк в конкретный момент времени может быть оценен по-разному и иметь неодинаковую стоимость.
Так, величина рыночной стоимости действующего банка будет значительно отличаться от величины ликвидационной стоимости того же банка (если оцениваемый банк успешно функционирует на рынке). В первом случае стоимость компонентов банка определяется на основе их вклада в общий бизнес, т.е. банк оценивается как единое целое, потенциально прибыльное в будущем. Во втором случае происходит реализация отдельных видов активов (или имущественного комплекса) банка по цене, значительно ниже рыночной, поскольку в большинстве случаев использование метода ликвидационной стоимости подразумевает продажу активов в сжатые сроки.
Определение понятия «рыночная стоимость» содержится в международном стандарте МКСО (стандарт 1, п.п. 3.1 и 3.3.)[43].
Рыночная стоимость — это расчетная денежная сумма, за которой состоялся бы обмен актива на дату оценки между заинтересованным покупателем и заинтересованным продавцом в результате коммерческой сделки после проведения надлежащего маркетинга, при которой каждая из сторон действовали бы, будучи хорошо осведомленной, расчетливо и без принуждения. При этом, рыночная стоимость понимается как стоимость актива, определенная без учета затрат, связанных с продажей или покупкой, и без компенсации расходов по уплате любых сопутствующих налогов.