Банкротство кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 12:23, дипломная работа

Описание работы

Банкротство фирмы и банкротство банка — явления, различающиеся по своей сути. Крах небольшой фирмы создает проблемы только для ее клиентов, партнеров и ограниченного круга кредиторов. Экономике государства или региона такое банкротство большого ущерба нанести не может. Другое дело — крупный банк, кредиторами которого выступают тысячи физических и юридических лиц. В результате банкротства бан­ка парализуется не только работа предприятий и организаций — клиентов банка, но и рушатся планы его вкладчиков. Для эконо­мики в целом денежные средства, “зависшие” в банке-банкроте, ис­ключаются из оборота.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
1.1.Понятие и причины банкротства
1.2.Развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций в РФ.
1.3.Использование оценочных технологий при банкротстве кредитной организации.
Глава 2. Механизм предупреждения банкротства кредитных организаций
2.1.Необходимые меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
2.2.Финансовое оздоровление
2.3.Временная администрация
2.4.Реорганизация
Глава 3. Конкурсное производство в отношении кредитной организации
3.1.Экономическое содержание конкурсного производства
3.2.Задачи и функции конкурсного управляющего
3.3.Ликвидация кредитной организации в процессе конкурсного производства
Заключение
Список использованой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 421.00 Кб (Скачать)

Ранее, этот порядок наряду с названными Законами регулировался и Федеральным законом от 08.07.1999 №144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» (гл. I)[53].

В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:

      проводит обследование кредитной организации;

      устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального Закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»[54];

      разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;

      контролирует распоряжение имуществом кредитной организации;

      выполняет иные функции в соответствии с Федеральными законами.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:

      реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;

      проводит обследование кредитной организации;

      устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

      разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;

      контролирует распоряжение имуществом кредитной организации;

      принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;

      устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;

      принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;

      обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации;

      выполняет иные функции в соответствии с Федеральными законами.

В целях установления требований кредиторов временная администрация осуществляет публикацию в официальном издании, содержащую сведения о кредитной организации. В свою очередь, кредиторы кредитной организации вправе предъявить свои требования к кредитной организации в любой момент в период деятельности временной администрации. Временная администрация рассматривает предъявленное требование и по результатам рассмотрения не позднее 30 рабочих дней со дня получения этого требования вносит его в реестр требований кредиторов при обоснованности предъявленного требования. В тот же срок временная администрация уведомляет соответствующего кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов, либо об отказе в таком включении. В реестре указываются сведения о размере и составе требования к должнику, а также об очередности удовлетворения этих требований. На основании полученных требований кредиторов временная администрация составляет реестр требований кредиторов. В реестре требований кредиторов учет требований кредиторов ведется в валюте Российской Федерации. Требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре требований кредиторов в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций[55].

Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации – это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей (ст. 2 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)»), ограниченное по действию во времени определенным сроком и направленное на восстановление платежеспособности банка. Мораторий – один из способов обеспечения экономических и юридических интересов кредиторов банка, включая граждан – вкладчиков, защита прав и законных интересов которых в сфере кредитных отношений требует дополнительных гарантий.

Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев.

Действие моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации не распространяется:

      на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

      на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

      на требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности кредитной организации.

Подобная норма отсутствовала в Законе РФ от 19 ноября 1992г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Однако на основании информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 07 августа 1997 г. №20  «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)»[56] данное правило нашло свое применение в судебно-арбитражной практике.

Таким образом, вопрос о возможности отмены моратория решением Банка России ранее срока, указанного в акте Банка России о введении моратория, остается открытым.

В случае с Банком России введение моратория имеет первостепенное значение не только для кредитной организации, но в гораздо большей степени – для ее кредиторов.

Таким образом, публикация в «Вестнике Банка России» соответствующего акта о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации представляется не только целесообразным, но и необходимым действием, равно отвечающим интересам как кредитной организации, так и ее кредиторов.

Применительно к руководителю временной администрации действуют следующие положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»:

      сделка кредитной организации, в том числе совершенная кредитной организацией до момента введения временной администрации, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством РФ;

      сделка кредитной организации, совершенная кредитной организацией с заинтересованным лицом, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации в случае, если в результате исполнения указанной сделки кредиторам были или могут быть причинены убытки.

Все расходы временной администрации, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации.

В случае установления оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», руководитель временной администрации обязан направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии.

Не позднее чем за 15 дней до истечения установленного срока действия временной администрации, а также при наличии оснований для досрочного прекращения ее деятельности руководитель временной администрации обязан представить в Банк России отчет о деятельности временной администрации.

Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации:

      в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;

      при передаче дел арбитражному управляющему.

Сообщение о прекращении деятельности временной администрации должно быть опубликовано Банком России в «Вестнике Банка России». Если временная администрация не смогла справиться с поставленной задачей, то Банк России вправе потребовать от кредитной организации ее реорганизации (п. 1 ст. 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в случае возникновения оснований, предусмотренных п.п. 1-3 п. 1 ст. 17 указанного Закона.

2.4. Реорганизация

Порядок реорганизации кредитной организации установлен Федеральными законами: «О банках и банковской деятельности", «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "Об обществах с ограниченной ответственностью"[57], "Об акционерных обществах"[58], ГК РФ, а также инструкциями ЦБ РФ: Указание ЦБ РФ от 30.07.1998 №302-У "Об отмене нормативных актов и разъяснений Банка России в связи с вступлением в силу Инструкции ЦБ РФ от 23.07.98 №75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности"[59], Указание ЦБ РФ от 18.06.1999 №584-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 30.12.1997 №12-П "Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения"[60] и другими нормативными актами Банка России.

Процесс реорганизации банков в форме слияния или присоединения включает семь основных стадий:

1.      подготовка договора о слиянии или присоединении;

2.      уведомление территориального учреждения Банка России по месту нахождения реорганизующихся банков о предстоящем слиянии или присоединении;

3.      проведение рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизующихся банков;

4.      проведение общих собраний участников реорганизующихся банков;

5.      уведомление кредиторов реорганизумых банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации;

6.      проведение совместного общего собрания участников реорганизующихся банков;

7.      представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с реорганизацией банков.

С момента поступления в Банк России извещения кредитной организации о принятии решения о реорганизации кредитной организации территориальное учреждение Банка России должно установить контроль за реорганизацией кредитной организации. В максимально короткие сроки с момента поступления в Банк России извещения кредитной организации о принятии решения о реорганизации кредитной организации территориальное учреждение Банка России должно совместно с территориальным учреждением Банка России подготовить совместное заключение о целесообразности реорганизации кредитных организаций.

Банк России проводит регистрацию реорганизованной кредитной организации и выдает ей лицензию на осуществление банковских операций (в случае необходимости) только при положительном заключении Департамента по организации банковского санирования, подготовленном в порядки и сроки, установленные нормативными актами Банка России.

Таким образом, проведя анализ положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» напрашивается вывод о том, что он, безусловно, представляет реальные возможности для восстановления ликвидности и платежеспособности кредитных организаций, испытывающих временные финансовые трудности. 

 


Глава 3. Конкурсное производство в отношении кредитной организации

3.1. Экономическое содержание конкурсного производства.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется только одна процедура – конкурсное производство.

Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», не применяются.

Конкурсное производство – это процедура банкротства, применяемая к кредитной организации, признанной банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Иными словами, конкурсное производство – это ликвидационная стадия конкурсного процесса.

Согласно ст. 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» принятие арбитражным судом решение о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства.

Принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства означает невозможность восстановления ее платежеспособности.

Срок конкурсного производства не может превышать один год. Арбитражный суд вправе продлить указанный срок по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Для продления срока конкурсного производства должна быть особая необходимость (например, более выгодная продажа имущества должника и соответственно более полное удовлетворение требований кредиторов), причем обстоятельства, открывающие такую необходимость, следует отразить в определении арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства. На основании этого выносится определение, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано, в соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (т. е. в течение 14 дней с момента принятия только лишь в апелляционной инстанции, постановление которой является окончательным).

Статья 124 названного Закона не допускает продления срока конкурсного производства более чем на шесть месяцев. Думается, что невозможность увеличения срока конкурсного производства приведет к сложным последствиям. Рассмотрим практическую ситуацию. По окончании конкурсного производства, срок которого уже был продлен, вдруг оказалась нереализованной безнадежная кредиторская задолженность, либо заявил свои требования кредитор, либо обнаружилось имущество должника, находящееся у третьих лиц без должных оснований, что требует обращения в суд с виндикационным (или иным) иском. Очевидно, единственный выход в подобных ситуациях – продление конкурсного производства, ибо ликвидировать юридическое лицо при названных обстоятельствах невозможно. Поэтому представляется неизбежной корректировка норм данной статьи.

Отметим, что в соответствии с п. 16 Постановления Пленума № 4[61], «по смыслу п. 2 ст. 124 названного Закона по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего». Как видно, данное толкование не решило проблему продления срока конкурсного производства на срок свыше 18 месяцев.

Информация о работе Банкротство кредитных организаций