Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 12:23, дипломная работа
Банкротство фирмы и банкротство банка — явления, различающиеся по своей сути. Крах небольшой фирмы создает проблемы только для ее клиентов, партнеров и ограниченного круга кредиторов. Экономике государства или региона такое банкротство большого ущерба нанести не может. Другое дело — крупный банк, кредиторами которого выступают тысячи физических и юридических лиц. В результате банкротства банка парализуется не только работа предприятий и организаций — клиентов банка, но и рушатся планы его вкладчиков. Для экономики в целом денежные средства, “зависшие” в банке-банкроте, исключаются из оборота.
Введение
Глава 1. Теоретические основы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
1.1.Понятие и причины банкротства
1.2.Развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций в РФ.
1.3.Использование оценочных технологий при банкротстве кредитной организации.
Глава 2. Механизм предупреждения банкротства кредитных организаций
2.1.Необходимые меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
2.2.Финансовое оздоровление
2.3.Временная администрация
2.4.Реорганизация
Глава 3. Конкурсное производство в отношении кредитной организации
3.1.Экономическое содержание конкурсного производства
3.2.Задачи и функции конкурсного управляющего
3.3.Ликвидация кредитной организации в процессе конкурсного производства
Заключение
Список использованой литературы
Приложения
С момента принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства наступают следующие последствия:
1. продолжают действовать последствия отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в том числе в случае вступления после открытия конкурсного производства в законную силу решения арбитражного суда о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у кредитной организации такой лицензии;
2. сведения о финансовом состоянии кредитной организации прекращают относится к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну (речь идет только об информации о финансовом состоянии должника);
3. совершение сделок, связанных с отчуждением имущества кредитной организации или влекущих за собой передачу ее имущества третьим лицам во владение и пользование, допускается исключительно в порядке такого предоставления;
4. все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании сделок недействительными, о применении последствий их недействительности, а также требований по текущим обязательствам, могут быть предъявлены только в порядке конкурсного производства;
5. исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», подлежат передаче судебными приставами-исполнителями, а также органами и организациями, исполняющими требования судебных актов и актов других органов конкурсному управляющему;
6. снимаются ранее наложенные аресты на имущество кредитной организации и иные ограничения распоряжения имуществом кредитной организации. Основанием для снятия ареста на имущество кредитной организации является решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. При этом не допускается наложение новых арестов на имущество кредитной организации и иных ограничений распоряжения ее имуществом.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства органы управления кредитной организации отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом кредитной организации.
При принятии решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает кандидатуру конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», и размер вознаграждения конкурсного управляющего, о чем выносит определение. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства, т. е. в соответствии с п. 4 ст. 149 названного Закона.
Особо следует обратить внимание на отсылку к ст. 45, т. к. в данной статье Закона речь идет о саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих (ст. 21) – новшество Закона.
Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с момента ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций. Для приобретения этого статуса необходимо соответствие организации следующим требованиям:
наличие не менее 100 участников, каждый из которых соответствует позитивным и негативным требованиям к кандидатуре управляющего, установленным ч. 1-7 п. 1 ст. 20 Закона;
осуществление участниками организации в совокупности как минимум 100 процедур банкротства;
наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые могут быть сформированы только в денежной форме. Размер этого фонда должен быть равен не менее чем 50 тыс. рублей на каждого члена (т. е. только размер компенсационного фонда будет составлять как минимум 5 млн. рублей);
Саморегулируемая организация осуществляет защиту прав и интересов своих членов, повышение их профессионального уровня, действует на основании Устава, который может определять и другие функции.
Регулирующий орган, определяемый Правительством РФ (в настоящее время это Министерство юстиции РФ), ведет реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих должна быть письменно уведомлена о включении в реестр либо об отказе от включения в реестр.
Целью введения саморегулируемых организаций было повышение профессионального уровня и организованности управляющих. Однако конструкция саморегулируемой организации такова, что со стороны руководства вполне возможны злоупотребления по отношению к членам организации. Цель таких злоупотреблений – вынудить членов организации проводить определенную политику. Данное нововведение будет весьма полезным, если указанных злоупотреблений не произойдет. Тем не менее представляется неоправданной позиция законодателя, в соответствии с которой прекращают свою деятельность индивидуальные предприниматели – арбитражные управляющие. Было бы гораздо лучше допустить их наряду с саморегулируемыми организациями с тем, чтобы практика выявила, какая конструкция является более жизнеспособной.
Однако, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» устанавливает, что конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады,
в силу закона является Агентство по страхованию вкладов[62].
Конкурсный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно с учетом прав и законных интересов кредиторов, кредитной организации, общества и государства.
Конкурсный управляющий с момента своего назначения осуществляет следующие функции:
принимает в ведение имущество кредитной организации, проводит его инвентаризацию и оценку[63] и принимает меры по обеспечению его сохранности. Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества кредитной организации, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов. В случае если имуществом кредитной организации, подлежащим продаже в ходе конкурсного производства, является недвижимость[64], указанное имущество оценивается до продажи с привлечением независимого оценщика, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов;
анализирует финансовое состояние кредитной организации;
предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед кредитной организацией, требования о ее взыскании;
уведомляет работников кредитной организации о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства [65];
заявляет в установленном порядке возражения по предъявленным кредитной организации требованиям кредиторов;
устанавливает требования кредиторов;
ведет реестр требований кредиторов;
принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц;
передает на хранение в Архивный фонд Российской Федерации документы кредитной организации, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ[66];
выявляет признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.
При осуществлении своих полномочий конкурсный управляющий предъявляет иски о признании недействительными сделок, совершенных кредитной организацией, об истребовании имущества кредитной организации находящегося у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных кредитной организацией, и совершает иные действия, предусмотренные законами и иными правовыми актами Российской Федерации, направленные на возврат имущества кредитной организации.
Конкурсный управляющий также вправе предъявить требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам кредитной организации в связи с доведением ее до банкротства.
Размер указанных требований определяется исходя из разницы между суммой требований кредиторов и конкурсной массой.
Взысканные суммы включаются в конкурсную массу и могут быть использованы только на удовлетворение требований кредиторов в порядке очередности, установленной Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с особенностями, установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Обязанность конкурсного управляющего направить для опубликования в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства имеет существенное значение. Среди прочего в указанном объявлении указывается день закрытия реестра требований кредиторов и день истечения срока установления требований кредиторов первой очереди для целей предварительных выплат. Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее 60 дней со дня указанного сообщения. Таким образом, кредиторы могут определить временные рамки, в соответствии с которыми они могут предъявлять свои требования к кредитной организации.
Однако, кредиторы вправе предъявлять свои требования к кредитной организации в любой момент в ходе конкурсного производства, а также в порядке, в период деятельности в кредитной организации временной администрации.
С соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов, для их установления, направляются в арбитражный суд, копия требования – конкурсному управляющему. По результатам такого рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении указывается размер и очередность удовлетворения этих требований. Копии определения направляются заявителю и конкурсному управляющему. Данное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Указанное установленное требование включается конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов не позднее дня, следующего за днем получения копии указанного определения конкурсным управляющим, о чем кредитор уведомляется в течение трех дней со дня внесения соответствующей записи в реестр требований кредиторов.
Между тем, кредитору не обязательно предъявлять требование конкурсному управляющему, если такое требование уже было предъявлено временной администрации и оно внесено в реестр требований кредиторов.
В целях обеспечения равного доступа кредиторов к информации о ходе конкурсного производства не позднее 70 дней со дня признания кредитной организации банкротом конкурсный управляющий опубликовывает:
1. сведения о финансовом состоянии кредитной организации и ее имуществе на день открытия конкурсного производства;
2. баланс кредитной организации на последнюю отчетную дату со счетом прибылей и убытков;
3. сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, включая предварительные выплаты кредиторам первой очереди;
4. смету текущих расходов кредитной организации.
Согласно ст. 131 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», все имущество кредитной организации, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества кредитной организации, составляющего конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью кредитной организации, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное указанным Законом с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Примером «иного имущества» могут послужить ценные бумаги и иное имущество клиентов, находящиеся в распоряжении кредитной организации – профессионального участника рынка ценных бумаг, которые в соответствии с п. 1 ст. 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не включается в конкурсную массу.
Стоит заметить, что особым требованием к порядку учета имущества должника, представляющего собой конкурсную массу, является учет и обязательная оценка имущества, являющегося предметом залога. В соответствии с этим правилом имущество, являющееся предметом залога, учитывается в составе имущества должника отдельно и подлежит обязательной оценке.
После составления и закрытия реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее шести месяцев после открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс и представляется на согласование в Банк России (срок согласования не может превышать 30 дней).
Срок составления реестра требований кредиторов и срок составления промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего.
Те же требования относятся и к составлению и согласованию ликвидационного баланса.