Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 12:23, дипломная работа
Банкротство фирмы и банкротство банка — явления, различающиеся по своей сути. Крах небольшой фирмы создает проблемы только для ее клиентов, партнеров и ограниченного круга кредиторов. Экономике государства или региона такое банкротство большого ущерба нанести не может. Другое дело — крупный банк, кредиторами которого выступают тысячи физических и юридических лиц. В результате банкротства банка парализуется не только работа предприятий и организаций — клиентов банка, но и рушатся планы его вкладчиков. Для экономики в целом денежные средства, “зависшие” в банке-банкроте, исключаются из оборота.
Введение
Глава 1. Теоретические основы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
1.1.Понятие и причины банкротства
1.2.Развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций в РФ.
1.3.Использование оценочных технологий при банкротстве кредитной организации.
Глава 2. Механизм предупреждения банкротства кредитных организаций
2.1.Необходимые меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
2.2.Финансовое оздоровление
2.3.Временная администрация
2.4.Реорганизация
Глава 3. Конкурсное производство в отношении кредитной организации
3.1.Экономическое содержание конкурсного производства
3.2.Задачи и функции конкурсного управляющего
3.3.Ликвидация кредитной организации в процессе конкурсного производства
Заключение
Список использованой литературы
Приложения
В российских условиях нередки случаи, когда предприятие не может расплатиться с кредиторами потому, что ему не отдали долги дебиторы. В Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при определении признаков банкротства не предусмотрено наличие у предприятия дебиторской задолженности.
После вступления в силу Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», должник - юридическое лицо или предприниматель может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления, а значит возможности спасения бизнеса и предотвращения причинения вреда кредиторам.
Итак, несостоятельность (банкротство) есть признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей[11].
При определении критериев несостоятельности (банкротства) понимаются во внимание лишь денежные обязательства должника и его обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Следует отметить, что в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (как и в утратившем силу Законе РФ от 19.11.1992 г. №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий») понятия "несостоятельность" и "банкротство" используются как синонимы. С экономической же точки зрения понятие "несостоятельность" отождествляется с понятием "неплатежеспособность". Под неплатежеспособностью (несостоятельностью) понимается неспособность кредитной организации своевременно и в полном объеме погасить кредиторскую задолженность[12].
Постоянное и продолжительное состояние неплатежеспособности (несостоятельности) может перерасти в состояние абсолютной неплатежеспособности, при котором предприятие не может восстановить свою платежеспособность и продолжение его деятельности является невозможным и нецелесообразным. Невозможность его деятельности заключается в отсутствии шанса восстановить свою платежеспособность и необходимых средств для ведения финансово-хозяйственной деятельности. Нецелесообразность продолжения деятельности предприятия заключается в отсутствии его социально-экономической значимости, экономического и производственного потенциала, рыночной привлекательности и конкурентоспособности выпускаемой им продукции и т.д. Такая кредитная организация становится банкротом и подлежит ликвидации и продаже в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Таким образом, с экономической точки зрения банкротство - процедура ликвидации и продажи имущества неплатежеспособного предприятия в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в связи с невозможностью и нецелесообразностью продолжения его деятельности. Из вышесказанного следует, что "несостоятельность" и "банкротство" - два различных понятия.
В отношении кредитной организации применяется принцип неплатежеспособности, то есть кредитная организация может быть признана несостоятельной, если она в течение определенного срока не удовлетворяет требованиям кредиторов и (или) не исполняет обязанности по уплате обязательных платежей[13].
Таким образом, презюмируется, что банк, не удовлетворяющий требования своих кредиторов по выплате сумм, а также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение определенного срока, не способен погасить свои обязательства перед кредиторами. Чтобы избежать банкротства, банк должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или иных уполномоченных государством органов.
В тоже время понятие несостоятельности банков отличается от понятия, установленного ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)".
Во-первых, неспособность банка удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей может быть установлена только судом (п. 1 ст. 2 ФЗ 25.02.1999 №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[14]. В отличие от этого согласно Общему закону о банкротстве должник сам может объявить об указанном факте. Тем самым для банка исключается возможность объявления себя банкротом.
Во-вторых, в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" срок, по истечении которого банк может быть признан банкротом, уменьшен с трех месяцев до 14 дней со дня наступления даты их исполнения.
Следует согласиться с мнением[15], что даже такой срок достаточно велик, поскольку задержка кредитной организацией исполнения своих обязательств перед кредиторами хотя бы на один день является серьезным поводом для возникновения обеспокоенности по поводу ее финансовой устойчивости. Учитывая это, законодатель для применения мер по предупреждению банкротства предусмотрел более короткие сроки.
Так, меры по предупреждению банкротства кредитной организации могут осуществляться в случаях, когда она не удовлетворяет требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения или исполнения.
1.2. Развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций в РФ.
В настоящее время вопросы законодательства банкротства кредитной организации регулируются рядом нормативных актов:
1. ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»;
2. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
3. Рядом подзаконных нормативных актов ЦБ РФ, например, Инструкция ЦБ РФ от 11.11.2005 №126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций».
С момента революции 1917 года и до 19 ноября 1992 года закона регламентирующего процедуру банкротства не было.
Началом стало 19 ноября 1992 года, когда Президентом Российской Федерации был подписан закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»[16]. Закон определял условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства по делам о банкротстве, а также устанавливал очередность удовлетворения требований кредиторов. В этом законе отдельно не рассматривались вопросы о банкротстве кредитных организаций, но существовала статья 11 “Об особенностях рассмотрения дел о банках”. Она гласит, что коммерческий банк или иное кредитное учреждение, их кредиторы, а так же прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) коммерческого банка или иного кредитного учреждения только после отзыва его лицензии на совершение банковских операций Центральным банком Российской Федерации.
Этот закон на практике либо не работал вообще, либо при его применении возникало множество проблем, что происходило из-за очень длительной процедуры (суд выносил решения по данным вопросам по истечению 3-х месяцев, а процедура санации была затянута до 18 месяцев). При этом во время выхода этого закона был очень высокий уровень инфляции, что еще более усугубляло положение. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что этот закон не решал вопросы, поставленные экономической ситуацией. Этот закон не был готов для применения к кредитным организациям.
В настоящее время существует такая проблема, что кредитные организации, начавшие процедуру банкротства по закону от 1992 года не реагируют, на различные требования Центрального банка РФ, не высылают отчетность о деятельности ликвидационных комиссий и другую информацию. Так как в соответствии с законом от 19 ноября 1992 года “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” Центральный банк не имеет ни каких рычагов воздействия на ликвидационные комиссии кредитных организаций и более того эти комиссии подотчетны только арбитражному суду и совету кредиторов кредитной организации.
Поэтому, в период с конца 1992 до начала 1998 года Центральный банк выпустил ряд инструкций, положений, писем и указаний по вопросам санации, реорганизации и банкротства кредитных организаций. Но эти документы, в большинстве случаев, выходили с отставанием от требований экономики.
Одним из первых документов было Письмо ЦБ РФ от 27 декабря 1993 г. №15-2-4/1170 «О содержании ходатайства об отзыве лицензий коммерческих банков»[17]. В нем разъяснялось содержание ходатайства территориальных учреждений Банка России по отзыву лицензий у кредитных организаций. В соответствии с этим письмом ходатайства должны содержать исчерпывающую информацию о нарушениях коммерческим банком банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ. Перечень видов этих нарушений был приведен в этом письме.
В законе РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» не были рассмотрены вопросы деятельности временной администрации. Поэтому ЦБ РФ выпустил Письмо от 31 августа 1994 г. №106 «Временное положение о временной администрации по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями»[18]. В нем Банк России устанавливает порядок назначения и деятельности временной администрации по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями.
Возможно, в тот период при отсутствии рыночного законодательства такая чрезвычайная мера могла казаться ЦБ оправданной. ЦБ ввел ее исходя из сложившейся объективной ситуации на тот момент, когда навис обвал множества финансовых пирамид, построенных разными финансовыми компаниями и банками; немало их руководителей “ударилось в бега”; в обществе накалялась атмосфера недовольства.
В настоящее время деятельность временной администрации регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и Положением ЦБ РФ от 09.11.2005 № 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией»[19].
С 1 января 1995 года была введена в действие часть первая ГК РФ[20]. В статье 65 “Несостоятельность (банкротство) юридического лица” записано, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
В статье 64 ГК РФ “Удовлетворение требований кредиторов” определен порядок удовлетворения требований кредиторов:
В статье 11 закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.1992 г., говорилось, что можно обратится в суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом в случае, если ЦБ РФ отозвал лицензию на совершение банковских операций, но не были указаны случаи, при наступлении которых ЦБ РФ может отозвать лицензию. Банк России выпускает Положение от 02.04.96 г. № 264 “Об отзыве лицензии на осуществление Банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации”[21].
Данное Положение разъясняет вопросы, связанные с функционированием кредитных организаций после отзыва у них лицензии на осуществление банковских операций и контролем за их ликвидацией. Решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций принимается Комитетом банковского надзора Банка России на основании ходатайств главных управлений (национальных банков) Банка России (далее по тексту - территориальные учреждения Банка России), а также структурных подразделений Банка России согласно перечню, установленному Комитетом банковского надзора Банка России, и оформляется Приказом Банка России.
Законом РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” от 19.11.1992 г. не было определено, в каком случае Банк России может обратиться в арбитражный суд с заявление о признании кредитной организации банкротом и ЦБ РФ выпустил Письмо от 22 мая 1996г. № 283 "О порядке обращения в арбитражный суд"[22]. В нем разъясняется в каких случаях Банк России имеет право обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации.
В соответствии со ст. 75 Федерального Закона "О Центральном банке РФ (Банке России)"[23] в случае невыполнения кредитными организациями в установленный ЦБ РФ срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитными организациями операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению. Эти мероприятия в законе “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” назывались санацией. Но в этом законе не был установлен порядок разработки кредитными организациями планов санации и рассмотрения их главными территориальными управлениями ЦБ РФ. Этот порядок был описан в Указании ЦБ РФ от 22 ноября 1996г. № 363 "О планах санации кредитных организаций"[24]. Также по этому вопросу было выпущено Письмо ЦБ РФ от 30 апреля 1997г. № 443 "О методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями"[25]. Также было выпущено Письмо ЦБ РФ от 8 сентября 1997 г. № 513 "О методических рекомендациях о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации"[26] для оценки реальности мероприятий по финансовому оздоровлению, указанных в планах санации предоставляемых кредитными организациями в Банк России. В настоящее время используется Указание ЦБ РФ от 11.11.2005 № 1631-У "Об упорядочении отдельных актов Банка России"[27].
В законе 1992 года не говорится о порядке составления промежуточного ликвидационного баланса кредитной организации и ЦБ РФ выпустил Указание от 19 декабря 1997 г № 85-У "О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и окончательного ликвидационного баланса кредитных организаций и порядке их согласования территориальными учреждениями Банка России"[28], на данный момент времени действует новое Положения ЦБ РФ от 16 января 2007 года №301-П "О порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России"[29], оно определяет требования по составлению промежуточного ликвидационного и окончательного ликвидационного балансов ликвидационными комиссиями (конкурсными управляющими) кредитных организаций и порядок согласования этих балансов территориальными учреждениями Банка России.