Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:11, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.
В настоящее время
Правительством РФ принято решение
о возможном вступлении России в
ВТО в составе таможенного
союза России, Казахстана и Белоруссии.
Завершается разработка ЕТТ и
правовых документов в сфере нетарифного
и технического регулирования. Утвержден
базовый перечень ЕТТ более чем
из 4 тыс. позиций. Сформирован проект
ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных
подсубпозиций.
Проведенные исследования показывают, что средняя адвалорная ставка ЕТТ таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана составляет 6,54%, что меньше чем средняя адвалорная ставка российского тарифа на 4,4%. Несмотря на незначительное уменьшение средней ставки тарифа, бюджетные последствия такого изменения тарифа весьма существенны. Расчеты показывают, что вклад ставок таможенного тарифа в платежи составляет всего 44% от платежей 2008 г. В финансовых поступлениях бюджет России может потерять до 9 млрд. долл. США (по сравнению с доходами от импортных таможенных пошлин, полученных в 2008 г.). Такая ситуация возникает в первую очередь из-за значительного снижения средней величины адвалорных ставок разд. XVI – от 6,9% до 0,94% и разд. XVII – от 10,86% до 2,3%. Между тем, если оставить средние ставки разд. XVI и XVII прежними, как в российском тарифе, то собираемость платежей составит около 90%.
3.3 Рассмотрения спорных
вопросов таможенно-тарифного
Рассмотрения спорных
вопросов таможенно-тарифного
Решение по подготовке
Доклада принимается Комиссией
Таможенного союза в случаях,
когда Стороны при рассмотрении
вопроса не выработали согласованного
решения Комиссии Таможенного союза
(далее – Комиссия).
В таких случаях
решением Комиссии Таможенного союза
поручается Секретариату Комиссии Таможенного
союза (далее - Секретариат Комиссии)
подготовить соответствующий
Секретариат Комиссии
(Департамент таможенно - тарифного
и нетарифного регулирования) осуществляет
сбор и подготовку дополнительной статистической
и иной информации, а также обосновывающих
материалов, которые отсутствуют
в инициативном предложении, подготовленном
в соответствии с Регламентом
внесения предложений по мерам регулирования
внешней торговли в Комиссию Таможенного
союза, утвержденным Решением Комиссии
от 18 июня 2010 года №308, и предоставление
которых не противоречит договорно-правовой
базе Таможенного союза.
Примерный Перечень
дополнительных сведений, необходимых
для проведения оценки влияния предлагаемой
меры таможенно-тарифного
Предоставление Секретариату
сведений, указанных в Перечне, осуществляется
следующим образом:
1. Данные таможенной
статистики внешней торговли
и статистики взаимной
2. Иные сведения
предоставляются Сторонами по
запросу Секретариата Комиссии.
Предлагаемой меры
регулирования указывается
Основанием для
введения предлагаемой меры являются:
• при повышении
ставки ввозной таможенной пошлины
ЕТТ ТС в качестве меры структурного
регулирования экономики: прогнозируемое
суммарное увеличение выпуска продукции
сопоставимого качества и технического
уровня в государствах - членов Таможенного
союза, перекрывающее возможное
снижение импорта;
• при повышении
ставки ввозной таможенной пошлины
ЕТТ ТС в качестве временной меры:
прогнозируемое снижение общего объема
импорта в государства-члены
• при снижении ставки
ввозной таможенной пошлины ЕТТ
ТС в качестве меры структурного регулирования
экономики: прогнозируемое суммарное
увеличение объемов импорта
• при снижении ставки
ввозной таможенной пошлины ЕТТ
ТС в качестве временной меры: прогнозируемое
увеличение объема импорта позволит
улучшить баланс производства и потребления
и ограничить рост цен на внутреннем
рынке государства - члена Таможенного
союза или будет способствовать
реализации приоритетных инвестиционных
проектов.
До внесения Доклада
на рассмотрение Комиссии он предварительно
заслушивается на заседании Комитета
по вопросам регулирования внешней
торговли.
На заседание Комиссии
Доклад вносится Ответственным секретарем
Комиссии в установленном порядке.
Срок подготовки
Доклада не должен превышать трех
месяцев с момента принятия решения
по подготовке Доклада.
Заключение
Таможенно-тарифное
регулирование призвано всемирно содействовать
целям и задачам
«Несмотря на всякого
рода сложности, мы вышли на новый
этап сотрудничества. Это очень значимое,
долгожданное событие, которое родилось
в результате очень непростых
переговоров. Переговоры шли долго,
хотя, если смотреть на процесс в
историческом ключе, то это не так
долго. Мы движемся достаточно уверенным
темпом, вчера наши вице-премьеры спорили
до хрипоты, сегодня мы встретились
в узком составе и
«По теории таможенный
союз должен ускорить процессы модернизации
экономики стран-участниц. Повысить
их глобальную конкурентоспособность.
Но даст ли это результат - я не уверен.
Нет уверенности потому, что в
разгаре кризис, необходимость осуществления
антикризисных мер. Неизвестно, как
долго продлится выход из кризиса.
В общем, не вполне ясно, как этот
проект будет увязан с решением текущих
проблем стран. Какая-то часть бизнеса
будет испытывать жесткую конкуренции,
будет вынуждена либо повысить конкурентоспособность,
либо перепрофилироваться, либо закрыться
и уйти с рынка.»[33]
Проведенные мною исследования
позволили раскрыть большое значение
таможенно-тарифной политики для развития
современной международной
В условиях предстоящего
присоединения России к ВТО особое
внимание следует уделять вопросам
таможенно-тарифной политики. Исследования
ученых посвящены именно оценке целесообразности
и последствий вступления России
в ВТО с точки зрения защиты
отечественного производства. Однако
до сих пор остаются не исследованными
вопросы потерь бюджета вследствие
снижения ставок импортного таможенного
тарифа, изменения таможенного тарифа
в случае присоединения России к
ВТО в составе таможенного
союза. Вместе с тем без решения
этих вопросов формирование рационального
таможенного тарифа не представляется
возможным.
В ходе исследования
выявлены и раскрыты основные тенденции
в современной таможенно-
Несмотря на положительные
сдвиги последних лет, система таможенного
администрирования в России нуждается
в существенном улучшении. Таможенные
процедуры по-прежнему сильно забюрокрачены,
издержки и сроки таможенного
оформления чрезмерно велики, что
затрудняет товарообмен, особенно кооперационные
поставки, и искажает экономическую
эффективность внешнеторговых операций.
Сегодня назрела
потребность в изменении целей
и приоритетов таможенно-
На современном
этапе экономического развития России
основными задачами таможенно-тарифного
регулирования должны стать:
• содействие модернизации
экономики за счет облегчения доступа
российских компаний к передовой
зарубежной технике и технологии;
• стимулирование конкурентоспособных
на внутреннем и мировом рынках производств,
на этой основе осуществление диверсификации
структуры народного хозяйства
и формирование обновленной внешнеторговой
специализации страны для более
эффективного ее включения в мировое
хозяйство. В качестве основных объектов
покровительственной политики следует
рассматривать новые, высокотехнологичные
производства, а также отрасли, обладающие
экспортным потенциалом;
• создание благоприятных
условий для развития производств,
необходимых для поддержания
занятости, стабильности и обеспечения
экономической безопасности страны
(аграрного сектора, пищевой, фармацевтической,
текстильной промышленности и некоторых
других);
• поддержка производственно-
• оптимизация географической
структуры импорта;
• обеспечение сбалансированности
и эффективной конкуренции на
внутреннем рынке;
• унификация таможенного
тарифа и других инструментов таможенно-тарифной
политики с Белоруссией и Казахстаном
- партнерами по формируемому Таможенному
союзу.
Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе