Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:11, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.
Органы регулирования
можно разделить на органы общей
компетенции и специальные. К
первым относятся Президент, Федеральное
собрание, Правительство России. Центральным
государственным органом
Торгово-политическое
содействие государства развитию внешнеторговой
деятельности. Мировая торговля, несмотря
на постоянную тенденцию к все
большей ее либерализации, не является
рыночным механизмом, предполагающим
абсолютную свободу участников. Имея
многовековые традиции и обычаи, она
представляет собой вполне определенное
правовое пространство, в рамках которого
можно действовать только при
условии выполнения сложившихся
правил. [7]
В настоящее время
в мире существует множество союзов
и организаций со статусом международных,
региональных, отраслевых, которые
заняты разработкой, совершенствованием
торговых процедур, правил, типовых
документов, а также осуществляют
контроль за соблюдением установившегося
порядка и согласованных
Одной из наиболее авторитетных
и представительных международных
организаций такого рода является Всемирная
торговая организация, функционирующая
с 1 января 1995 г. и выступающая правопреемницей
действовавшего с 1948 г. Генерального соглашения
по тарифам и торговле (ГАТТ). Полноправными
участниками ВТО являются 125 стран,
еще 13 государств рассматривают в
качестве кандидатов в члены организации.
Целью ВТО является
проведение политики, направленной на
максимальную либерализацию внешней
торговли. Правилами ВТО регулируется
свыше 90 % объема мировой торговли, а
основа ее позиции – это режим
наибольшего
Антиподом либерализации
является протекционизм – политика,
направленная на защиту национального
производства и рынка через систему
таможенных барьеров, ограждающих национальных
производителей от конкуренции с
более дешевыми иностранными товарами
на внутреннем рынке.
Либерализм во внешней
торговле, напротив, направлен на стимулирование
конкуренции, ограничение монополий,
поскольку конкуренция
Российские участники
внешнеторговой деятельности могут
на добровольной основе объединяться
в ассоциации и другие союзы по
любому принципу, включая отраслевой
и территориальный. Но при этом должны
соблюдаться требования российского
антимонопольного законодательства, и
их образование не должно сопровождаться
монополизацией и разделом внутреннего
рынка, и не допускаться их использование
для осуществления
В закон включены
специальные разделы, предусматривающие
комплекс мероприятий со стороны
Правительства в целях
На законодательном
уровне устанавливается обязательность
информационного обслуживания участников
внешнеторговой деятельности по широкому
кругу вопросов, имеющих непосредственное
отношение к их работе на внешних
рынках. Такая информация будет предоставляться
как российским, так и иностранным
лицам МВЭС России.
Реализация на практике
основных положений закона позволит
восполнить тот правовой вакуум, который
до последнего времени сохраняется
в одной из важнейших сфер российской
экономики, послужит фундаментом для
совершенствования всего
Используемые государством
методы регулирования внешнеторговой
деятельности можно классифицировать
следующим образом:
Экономические: таможенно-тарифные
(таможенный тариф, таможенные пошлины),
налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС,
режим приграничной торговли, специальные
льготы), валютные (валютный курс, обязательная
продажа валютной выручки), стимулирующие
экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).
Административные: количественные
ограничения (лицензирование, квотирование),
запретительные (запрет экспорта и
импорта отдельных товаров, эмбарго
на торговлю с отдельными странами),
контроль качества (сертификат соответствия,
технический, фармакологический, ветеринарный,
санитарный, экологический), таможенно-административные
требования (перечень документов для
таможни, контроль импортных цен, система
методов определения таможенной
стоимости товаров, определения
стран происхождения товаров) валютный
контроль (система уполномоченных банков
– агентов валютного контроля,
паспорт сделки).
Торгово-политические:
создание благоприятных условий
для доступа на внешний рынок
(межправительственные торговые и другие
соглашения, участие в международных
торговых и таможенных союзах и организациях,
включая ВТО), программирование ВЭД
(федеральные программы, региональные
программы, отраслевые программы), разработка
ответных мер по защите экономических
интересов РФ), содействие развитию
ВЭД (организация выставок, ярмарок,
симпозиумов, конференций), рекламные
компании по развитию экспорта, информационное
обеспечение.[10]
Таможенно-тарифное
регулирование основано на применении
импортного и экспортного тарифа.
Таможенный тариф – это свод ставок
таможенных пошлин, применяемых к
товарам, пересекающим таможенную границу
России. Он является таможенным инструментом
торговой политики и государственного
регулирования взаимосвязей внутреннего
и мирового рынка
Импортный таможенный
тариф (систематизированный перечень
товаров, облагаемых при ввозе таможенными
пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного
регулирования ВТД. Содержание импортного
тарифа – это его товарный перечень
(номенклатура), методы определения
таможенной стоимости ввозимых товаров
и взимание пошлин, правила определения
страны происхождения товара, пределы
полномочий органов исполнительной
власти.
Экспортный таможенный
тариф представляет собой инструмент
регулирования экспорта. Его применяют
отдельные страны, обладающие исключительными
природными ресурсами и достаточно
устойчивыми позициями на мировых
рынках. Экспортные пошлины в ряде
случаев способны повышать экспортные
цены без ущерба для размера вывоза
и служить источником получения
государством дополнительных валютных
поступлений. Однако применение экспортных
пошлин к тем или иным экспортным
товарам может осуществляться государством
не только в целях получения
Использование таможенного
тарифа в целях регулирования
внешней торговли используется на основе
применения целого комплекса средств.
Основным из них являются ставки пошлин,
которые приводят к удорожанию товара
и тем самым делают его менее
конкурентоспособным. Соответственно
это влечет за собой уменьшение их
ввоза или вывоза Применяемые
ставки экспортных и импортных таможенных
пошлин утверждаются постановлениями
правительства РФ с учетом конкретных
сложившихся внутренних и местных
условий.
К другим средствам регулирования ВТД на основе таможенного тарифа можно отнести следующие: разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных групп стран (или в определенное время года); лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства. Что касается метода оценки таможенной стоимости товара, от которого зависит размер пошлины, и правил определения страны происхождения товара (в целях получения тарифных преференций), то по методике всемирной торговой организации они относятся к нетарифным методам (так называемая вторая группа – административные импортные формальности) регулирования, хотя по нашему законодательству включаются в группу методов тарифного регулирования. Изменение в тарифы вносятся как по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государств, так и на основе многочисленных предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров, проводимых на двусторонней и многосторонней основах по вопросам уровня и методологии взимания пошлин.
1.2 Таможенно-тарифное
регулирование в России
Таможенное регулирование
в Российской Федерации в соответствии
с таможенным законодательством
Таможенного союза и
В Российской Федерации
применяются меры таможенно-тарифного
регулирования, запреты и ограничения,
затрагивающие внешнюю торговлю
товарами (далее - запреты и ограничения),
предусмотренные международными договорами,
составляющими договорно-
Таможенные органы
составляют единую федеральную централизованную
систему.
Должностными лицами
таможенных органов являются граждане
Российской Федерации, замещающие в
порядке, установленном
Таможенными органами
являются:
1) федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области таможенного дела;
2) региональные
таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные
посты.
Деятельность таможенных
органов основана на принципах:
1) законности;
2) равенства лиц
перед законом, уважения и
3) единства системы
таможенных органов и
4) профессионализма
и компетентности должностных
лиц таможенных органов;
5) ясности, предсказуемости,
гласности действий
Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе