Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:11, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.
Важнейшим направлением,
снижающим риски переориентации
внешнеторговых потоков на рынки
других стран таможенного союза,
должно стать создание в России конкурентоспособного
механизма таможенного
В-третьих, новые
задачи российской экономики вызывают
необходимость более тесно
С ростом инвестиционной
активности в российской экономике
в посткризисный период должна усилиться
стимулирующая функция
С учетом задачи ускорения
перехода к инновационной экономике
должна повыситься роль таможенно-тарифных
мер в реализации селективной
промышленной и структурной политики:
достаточная степень тарифной защиты
конкретных рынков на первоначальных
циклах производства инновационной
продукции, постепенное открытие рынков
по мере их становления, сегментирования
и роста конкурентоспособности
отечественных производств в 5 целях
сохранения конкурентной среды. Основополагающее
значение здесь будет иметь наличие
конкретных, подкрепленных инвестициями,
развитием инфраструктуры, маркетинговыми
планами программ отраслевого развития,
в рамках которых при необходимости
меры по корректировке ставок ввозных
и вывозных таможенных пошлин станут
составной частью отраслевых стратегий.
Одновременно настройка таможенно-тарифного
и нетарифного регулирования
на стимулирование производства и экспорта
инновационной, высокотехнологичной
продукции потребует развития институтов
содействия экспорту, совершенствования
нормативно-правового
Глава 3. Совершенствование
таможно-тарифного
3.1 Совершенствование
таможенно-тарифных мер
Эволюция российского
таможенного тарифа на протяжении последних
лет состоит в снижении среднего
уровня ставок. Если в 2001 г. среднее
значение российского тарифа составляло
14,1%, то в 2002 г. это значение уменьшилось
до 12%, а в 2008 г. оно составляло 10,96%.
Однако снижение среднего уровня тарифа
еще не дает правильного представления
о том, действительно ли произошло
уменьшение реальной протекционистской
защиты внутреннего рынка страны.
Для этого необходимо выяснить, в
какой мере произошло снижение пошлин
в российском таможенном тарифе, активно
воздействующих на торговлю, насколько
это снижение затронуло систему
тарифного протекционизма страны и не
происходило ли это снижение за счет сокращения
таких ставок, которые потеряли свое значение.
В Российской Федерации
в 2001 г. ставки таможенного тарифа свыше
10% составляли более 46% от общего количества
ставок. В 2008 г. их количество уменьшилось
до 38,9%. Основной ставкой российского
таможенного тарифа в 2008 г. была ставка
5%, которая составляла 41,3% от общего
количества ставок. Вторая по частоте
встречаемости (23,4%) – ставка тарифа
15% и третья – ставка тарифа 10%, которая
встречается в 19,5% случаев. Сравнение
тарифов 2001 г. и 2008 г. показывает, что
происходит их «стягивание» в зону
5–15% за счет уменьшения ставок 20–30%.[28]
Проведенные мной исследования
показали, что основное различие современного
российского тарифа и тарифа стран
ЕС заключается в том, что в
тарифе стран ЕС смешанные ставки
занимают 15%, а в России только 0,1%;
в тарифе стран ЕС отсутствуют
комбинированные ставки, а в российском
тарифе их доля составляет 12,2%; в тарифе
стран ЕС специфические ставки составляют
5%, а в российском тарифе – 2,9%; в
товарных группах тарифа ЕС могут
встречаться как смешанные, так
и специфические ставки по отдельным
позициям.
Следует отметить, что
в российском таможенном тарифе не
встречаются так называемые мегатарифы,
т.е. тарифы, ставки которых превышают
100%.
А между тем это
эффективная мера защиты внутреннего
рынка страны. Так, в таможенном тарифе
США количество используемых мегатарифов
на агропродовольственном рынке
равно 19, что составляет примерно 2%
от общего количества таможенно-тарифных
позиций для
Присоединение России
к ВТО влечет за собой определенные
обязательства в области
Если обязательства
по переговорам механически
В настоящее время
Правительством РФ принято решение
о возможном вступлении России в
ВТО в составе таможенного
союза России, Казахстана и Белоруссии.
Завершается разработка ЕТТ и
правовых документов в сфере нетарифного
и технического регулирования. Утвержден
базовый перечень ЕТТ более чем
из 4 тыс. позиций. Сформирован проект
ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных
подсубпозиций.
Конкретные предложения
по совершенствованию
1. Подчинить структуру
и ставки таможенного тарифа
РФ целям и задачам
2. Сделать акцент
на использовании импортного
таможенного тарифа как
3. С целью стимулирования
производственно-
4. Упорядочить действующие
системы тарифных преференций
и тарифных льгот для
5. Улучшить качество
таможенного администрирования,
3.2 Значение таможенно-тарифного
регулирования для развития
Если проанализировать
изменения таможенной политики за несколько
столетий, то можно сделать следующие
выводы о ее связи с другими
политиками. В различные периоды
истории нашего государства различными
государственными деятелями перед
таможней ставились различные, часто
противоположные задачи: фискальные,
протекционистские и др. [30]При
этом значимость таможенной политики
для внешней торговли также изменялась.
В некоторые периоды военные,
внешнеполитические и другие интересы
государства отодвигали таможенные
методы на второй план, и таможня
становилась подспорьем в решении
внешнеполитических и военных проблем.
В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические
задачи становились главными, таможня
превращалась в основной инструмент
их решения и таможенные методы либо
стимулировали развитие общественного
производства, либо способствовали увеличению
доходов государства. Факторами
и условиями, определяющими различные
цели таможенной политики, были внешние
и внутренние политические, военные,
экономические, социальные и другие
условия жизни государства. До сих пор
не выявлены такие законы, закономерности
и тенденции изменения таможенной политики,
которые позволяли бы надежно прогнозировать
ее роль и значение в будущем.
Все страны в той
или иной форме используют инструменты
таможенно-тарифной политики, с помощью
которых они решают многие приоритетные
социально-экономические
За истекшее десятилетие
Россия сделала важные шаги по созданию
системы таможенно-тарифного
Несмотря на либерализацию
мировой торговли и упрощение
таможенных процедур таможенно-тарифная
политика продолжает оказывать большое
влияние на динамику и структуру
товарооборота, поскольку таможенные
тарифы применяют почти все страны,
импортные пошлины охватывают преобладающую
часть товарной номенклатуры и являются
наиболее транспарентным видом торговых
ограничений.
Изменение ставок таможенных
пошлин позволяет регулировать поступление
в страну иностранных товаров
в зависимости от уровня конкурентоспособности
соответствующих отечественных
товаров, соображений экономической
безопасности и социальной стабильности,
состояния бюджета и платежного
баланса и иных обстоятельств. Тем
самым страны с разными социально-
Таможенно-тарифное
регулирование эффективно выполняет
свои функции только при качественной
организации таможенного дела: достоверного
статистического учета и их строгого
контроля, нацеленного на обеспечение
уплаты причитающихся платежей, борьбу
с контрабандой и ввозом некачественной
и фальсифицированной продукции. Громоздкая
и запутанная система таможенного
администрирования создает
Таможенно-тарифное
регулирование различных групп
стран имеет специфику, что отражает
объективно существующие различия в
национальных интересах. В отличие
от невысокого уровня таможенного обложения
в развитых странах (по данным экспертов
ВТО, в странах ЕС - 5,4%, США - 3,5%, Японии -
5,6%) большинство развивающихся государств
применяет среднеарифметическую ставку
пошлин в диапазоне 10-20%. Высокий уровень
таможенного обложения позволяет правительствам
диверсифицировать структуру экономики,
создавать собственную промышленность,
а также значительно пополнять доходную
часть бюджета. Многие развивающиеся государства
при вступлении в ВТО "связали" ставки
пошлин на очень высоком уровне, но фактически
применяют более низкие ставки, сохранив
возможность существенного повышения
импортных пошлин.
Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе