Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:11, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.
Протокол о предоставлении
тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;
Далее Решениями
Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 18 и
19 утверждены:
Единая Товарная
номенклатура внешнеэкономической
деятельности таможенного союза (ТН
ВЭД ТС);
Единый таможенный
тариф таможенного союза;
Следующими значимым
документом, регулирующим эти правоотношения
является Решение Комиссии таможенного
союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином
таможенно-тарифном регулировании
таможенного союза Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской
Федерации». А также ряд Соглашений,
принятых в 2008-2009 году и определяющих
единые правила определения страны
происхождения и таможенной стоимости
товаров.
Основным международным
договором, в соответствии с которым
осуществляется таможенное регулирование
на таможенной территории таможенного
союза является Договор о Таможенном
кодексе таможенного союза. А
также целый блок международных
договоров – это соглашения, подготовленные
непосредственно в развитие ТК ТС.
По состоянию на 1 августа 2010 года подписано
12 соглашений:
Соглашение о взаимной
административной помощи таможенных органов
государств-членов таможенного союза
от 21 мая 2010 года;
Соглашение о требованиях
к обмену информацией между таможенными
органами и иными государственными
органами государств-членов таможенного
союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение о представлении
и об обмене предварительной информацией
о товарах и транспортных средствах,
перемещаемых через таможенную границу
таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение об особенностях
таможенного транзита товаров, перемещаемых
железнодорожным транспортом по
таможенной территории таможенного
союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение об основаниях,
условиях и порядке изменения
сроков уплаты таможенных пошлин от 21
мая 2010 года;
Соглашение о некоторых
вопросах предоставления обеспечения
уплаты таможенных пошлин, налогов
в отношении товаров, перевозимых
в соответствии с таможенной процедурой
таможенного транзита, особенностях
взыскания таможенных пошлин, налогов
и перечисления взысканных сумм в
отношении таких товаров от 21
мая 2010 года. (Обеспечения уплаты таможенных
платежей, внесенные в таможенные
органы Казахстана, пока не принимаются
таможенными органами Беларуси и
России);
Соглашение об особенностях
таможенных операций в отношении
товаров, пересылаемых в международных
почтовых отправлениях от 18 июня 2010 года;
Соглашение об освобождении
от применения таможенными органами
государств-членов таможенного союза
определенных форм таможенного контроля
от 18 июня 2010 года;
Соглашение о свободных
складах и таможенной процедуре
свободного склада от 18 июня 2010 года;
Соглашение об особенностях
использования транспортных средств
международной перевозки, осуществляющих
перевозку пассажиров, а также
железнодорожного подвижного состава
общего пользования, осуществляющего
перевозку грузов и (или) багажа для
внутренней перевозки по таможенной
территории таможенного союза от
18 июня 2010 года;
Соглашение по вопросам
свободных (особых) экономических зон
на таможенной территории таможенного
союза и таможенной процедуры
свободной таможенной зоны от 18 июня
2010 года;
Соглашение о порядке
перемещения физическими лицами
товаров для личного
Все перечисленные соглашения до их вступления в силу после ратификации временно применяются с 6 июля 2010 года – дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.
2.2 Сравнительный
анализ таможенно-тарифного
Анализируя российскую
систему таможенно-тарифного
Во-первых, обращено
внимание на сравнительно высокий, в
том числе на фоне других стран
СНГ, уровень тарифной защиты внутреннего
рынка: средневзвешенная ставка ввозных
пошлин составляла в 2008 г. 11,17%. Причем в
отличие от большинства стран
мира указанная величина в России
в текущем десятилетии имела
тенденцию к росту.[23]
Во-вторых, указано
на существенную долю импорта, охваченного
международными тарифными пиками (на
долю позиций со ставками свыше 15% в
2006 г. приходилось 18,4% их общего числа)
и неадвалорными пошлинами (26% его
стоимости в 2007 г.).
В-третьих, констатируется
сравнительно низкая степень дифференциации
(разброса ставок) импортного тарифа, что
затрудняет реализацию структурных
задач тарифной политики и не в
полной мере соответствует потребностям
динамично развивающейся
В-четвертых, в качестве
характерной черты российской таможенно-тарифной
политики называется сохранение экспортных
пошлин на широкий круг товаров. Несмотря
на трехкратное сокращение числа
облагаемых пошлинами товаров в
2005-2007 гг. (отменены на многие виды продукции
с высокой добавленной
В целом для России
фискальная функция таможенных пошлин
играет огромную роль. В 2007 г. объем
поступлений от взимания таможенных
пошлин (ввозных и вывозных) составил
почти 30% общей суммы доходов
Отличительной чертой
таможенно-тарифного
Несмотря на положительные
сдвиги последних лет, система таможенного
контроля в РФ нуждается в существенном
улучшении. Сохраняется проблема "серого",
или недостоверно декларируемого импорта
(искажение номенклатуры товаров, занижение
таможенной стоимости), что особенно
характерно при ввозе товаров
народного потребления. Из-за незаконного
ввоза потери несет федеральный
бюджет, ухудшается внутренняя конкурентная
среда, поскольку недобросовестные
импортеры получают неоправданные
ценовые преимущества, стимулируется
коррупция, увеличиваются расходы
потребителей.
Вступление России
в Таможенный союз-это большой
шаг к решению многих таможенно-тарифных
проблем в России. Происходит принятие
важных соглашений, в первую очередь
к ним относятся соглашения, подписанные
25 января 2008 г.: "О принципах взимания
косвенных налогов при экспорте
и импорте товаров, выполнении работ,
оказании услуг в таможенном союзе",
"О вывозных таможенных пошлинах
в отношении третьих стран",
"О применении специальных защитных,
антидемпинговых и
Таможенный союз
является особой формой международного
сотрудничества. Его основные цели
- формирование единого экономического
пространства стран-участниц, упрощение
и унификация таможенных процедур и
др. Однако их достижение требует длительной
совместной работы органов государственной
власти, международных организаций,
некоммерческих организаций и представителей
бизнеса. Формирование таможенного
союза России, Белоруссии и Казахстана
рассчитано на длительный период - до 2012
г. В течение этого срока будут
поэтапно проводиться мероприятия,
направленные на достижение целей Таможенного
союза, в частности, запланировано
принятие ряда соглашений по вопросам
взаимодействия органов государственной
власти, валютного регулирования, регулирования
взаимоотношений коммерческих субъектов
и др. Отмена таможенного контроля
на границе с Белоруссией
Если товар экспортируется
за пределы таможенной территории Таможенного
союза, к нему применяются ставки
вывозных пошлин страны, в которой
он был произведен. Взимание пошлин
по соответствующим ставкам
Таким образом, осуществление
таможенного контроля, взимание таможенных
платежей, обеспечение соблюдения таможенного
законодательства должно будет полностью
осуществляться на внешней границе
Таможенного союза.[25]
Особый интерес
вызывает налоговое регулирование
коммерческих операций между налогоплательщиками
стран-участниц.
В Таможенном союзе
устанавливается единое таможенно-правовое
регулирование и
2.3 Основные направления
таможенно-тарифной политики
Основные направления
таможенно-тарифной политики на 2011 год
и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены
во исполнение постановления Правительства
Российской Федерации от 29 декабря
2007 г. № 1010 «О порядке составления
проекта федерального бюджета и
проектов бюджетов государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации
на очередной финансовый год и
плановый период» в соответствии
с положениями Концепции
Качественное изменение
условий осуществления
Во-первых, необходимо
обеспечить эффективность и оперативность
механизма функционирования наднациональных
органов таможенного союза, полностью
отвечающего задачам, стоящим как
перед союзом в целом, так и
каждой из стран-участниц. Это требует
внедрения соответствующих
Во-вторых, предстоит
выработать и внедрить эффективные
механизмы продвижения позиции
России в таможенном союзе, усилить
обосновательную базу предлагаемых
российской стороной решений, прогнозирование
их социально-экономических и
Повышение отдачи от
участия России в таможенном союзе
делает актуальным формирование системы
предотвращения потерь и рисков, связанных
с адаптацией к новым, пока еще
несовершенным условиям функционирования
ТС (включая возможное увеличение
транзакционных издержек для отдельных
российских участников внешнеэкономической
деятельности, ущемление интересов
некоторых групп отечественных
товаропроизводителей, межбюджетный 4
перелив финансовых средств, «перетекание»
внешнеторговых потоков в страны
с меньшими таможенными издержками).
[26]
Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе