Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:11, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.
Дипломная работа
на тему
Таможенно-тарифное
регулирование в Таможенном союзе
Студентки V курса
Игнотенко Елены
Москва 2011 год
Вступление
В течение последних
двух десятилетий в процессе либерализации
международной торговли значительно
снизился общий уровень таможенных
пошлин и увеличилась доля беспошлинных
позиций в национальных тарифах,
получила широкое распространение
новая универсальная
Для обеспечения
таможенного регулирования на единой
таможенной территории Таможенного
союза России, Беларуси и Казахстана
был разработан единый Таможенный кодекс
Таможенного союза (ТК ТС). Для Республики
Казахстан и Российской Федерации
ТК ТС вступил в силу с 1 июля, а
для Республики Беларусь – с 6 июля.
ТК ТС стал основным документом таможенного
регулирования в Таможенном союзе.
С 1 января 2010 года Комиссии таможенного
союза переданы полномочия в области
регулирования внешней
2011 год станет
вторым годом осуществления
Актуальность темы
исследования. В современной мировой
экономике таможенно-тарифное регулирование
выступает, с одной стороны, как
действенный регулятор, способствующий
большей открытости рынка, с другой
– как наиболее распространенный
внешнеторговый инструмент протекционизма.
Таможенно-тарифным регулированием охвачен
весь международный товарооборот. При
этом в течение последних
В настоящее время
таможенно-тарифное регулирование
становится не только инструментом общей
экономической политики на национальном
уровне, но и объектом регулирующей
деятельности международных экономических
организаций, в первую очередь ВТО.
Деятельность ВТО направлена на формирование
общих принципов, норм, правил и инструментов
таможенно-тарифного
Таким образом, актуальной
является задача обеспечения открытости
национальной экономики путем снижения
средней ставки тарифа до 6–8% без
существенной потери доходной части
бюджета.
Объектом исследования
является система мер таможенно-
Теоретической и
методологической основой проведенного
исследования послужили труды ученых-
При подготовке диссертации
использовались открытые материалы
Минэкономразвития и
Теоретическая значимость
результатов исследования состоит
в развитии теории таможенной деятельности
в части формирования таможенно-тарифных
мер регулирования внешней
Целью дипломного проекта
- проанализировать в комплексе современную
таможенно-тарифную политику и тенденции
ее развития на многостороннем, региональном
и национальном уровнях, а также
особенности в основных группах
стран и в России для формулирования
конкретных предложений, направленных
на повышение эффективности этой
политики в нашей стране.
Исходя из поставленной
цели, решались следующие задачи:
• показать роль таможенно-тарифного
регулирования в развитии международной
торговли;
• выявить многообразие
и эволюцию функций таможенного
тарифа, охарактеризовать механизм влияния
таможенного обложения импорта
на отдельные социально-
• уяснить связь
между процессами глобализации, таможенно-тарифной
либерализацией и упорядочением
международной торговли на многостороннем
и региональном уровнях;
• определить современные
масштабы и направления тарифной
либерализации торговли и совершенствования
ее таможенного администрирования;
• раскрыть негативные
аспекты либерализации, в том
числе в связи с усилением
криминализации международной торговли;
• выявить новые
тенденции и формы таможенного
сотрудничества на многостороннем уровне.
Глава 1. Государственное
регулирование
1.1 Государственное
регулирование ВЭД
Государственное регулирование
используется в интересах всего
общества. Оно затрагивает интересы
всей хозяйственной и социальной
сферы, всех регионов страны, оказывает
на них огромное влияние.
В основе государственного
регулирования — использование
рычагов и методов, прямых и косвенных
регуляторов экономических
Государственное регулирование
устанавливает правила и
Вопросы проведения
промышленной и внешнеэкономической
политики тесно взаимосвязаны и
направлены на достижение целей экономического
развития страны. То есть, цели государственного
регулирования ВЭД подчинены
решению стратегических задач государства
как во внешнеэкономических отношениях
в целом, так и в области
развития национальной экономики. Пути,
средства и методы, применяемые для
достижения намеченных стратегических
целей, выбираются в соответствии с
конкретными экономическими и политическими
условиями. Тактические задачи государственного
регулирования ВЭД следует
Основные цели, задачи,
принципы и инструменты государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
в России сформулированы в Федеральном
Законе «О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности». К важнейшим
целям государственного регулирования
относятся: использование внешнеторговых
связей для ускорения создания в
России рыночной экономики; создание условий
доступа российских предпринимателей
на мировые рынки посредством
оказания политического, организационного,
финансового, информационного содействия;
защита национальных внешнеэкономических
интересов, защита внутреннего рынка;
создание и поддержание благоприятного
международного режима во взаимоотношениях
с различными государствами и
международными организациями.
Основными целями государственного
регулирования ВЭД являются:
· Обеспечение
национальной экономической безопасности.
· Защита внутреннего
рынка страны от недобросовестной конкуренции.
· Создание благоприятных
условий для национальных производителей
экспортных товаров.
· Обеспечение
конкурентоспособности
· Обеспечение
устойчивого внешнего финансового
положения и поддержание
· Защита прав и
законных интересов субъектов
Государственное регулирование
внешнеторговой деятельности в России
осуществляется в соответствии со следующими
принципами: единство внешнеэкономической
политики внешней и общей экономической
политики; единство системы государственного
регулирования и контроля за его
реализацией; перенос центра тяжести
регулирования с
Главная стратегическая
задача внешнеэкономической политики
любой страны состоит в обеспечении
благоприятных условий в сфере
ВЭД для эффективного развития отечественного
бизнеса. Помимо факторов, вытекающих
из собственно внутринационального экономического
развития, здесь действуют и факторы, вытекающие
из общего процесса интернационализации
экономической жизни. Во внешнеэкономической
политике проявляются противоречивое
взаимодействие двух основных тенденций
в развитии современных международных
экономических отношений – с одной стороны,
гармонизации развития этих отношений,
а с другой – обострения конкурентной
борьбы на международной арене.[5]
В связи с этим
во внешнеэкономической политике реализуются
два основных ее направления: протекционизм
и либерализация
Исходя из стратегических
целей и направлений
1. наднациональном
уровне, то есть на основе
2. национальном уровне,
где его можно разделить на
несколько направлений:
- государственное
регулирование ВЭД по отраслям:
предполагает создание более
благоприятных условий для
- государственное
регулирование ВЭД по регионам:
предусматривает, в частности,
поддержку развития
государственное регулирование
ВЭД на уровне участников - отдельных
хозяйствующих субъектов; то есть непосредственно
осуществление процедур предоставления
лицензий, экспортно-импортного контроля,
предоставление экспортных государственных
заказов.
Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе