Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:11, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.
США. В июне 2009 г. Комиссия
США по международной торговле вынесла
решение о том, что импортируемые
из Китая шины для легковых машин
и малых грузовиков поставляются
в США в таких количествах,
что это угрожает интересам местных
производителей. В сентябре 2009 г. Президент
США определил таможенные пошлины
на данную продукцию (дополнительно
к уже существующей 4-процентной)
в следующих размерах: на первый
год – 35%, на второй - 30%, на третий - 25%.
Узбекистан. С сентября
2009 г. Узбекистан ввел новые ставки
таможенных пошлин на ввоз автомобилей
в страну, которые окончательно закроют
рынок для иномарок. До этого при
ввозе новых и подержанных
автомобилей взималась 30-процентная
таможенная пошлина, акцизный налог, НДС
и таможенный сбор. Нововведения формально
снижают ставки на ввоз на 10% (с 30% до
20%), но при этом появляются новые
сборы от 1,8 до 3 долл. США за куб. см.
(в зависимости от объема двигателя).
В результате за ввоз автомобиля с
двигателем объемом 1,5 тыс. куб. см сегодня
придется заплатить 3 тыс. долл. США
плюс все прежние налоги и сборы,
которые в среднем поднимали
стоимость новых автомобилей
на 90%.
Украина после специальных
расследований ввела на три года
специальную пошлину на импорт спичек
в размере 11,3% независимо от страны
происхождения или импорта, а
также антидемпинговую пошлину
в размере 31,25% на импорт листового
стекла термически полированного (флоат-стекла)
неармированного, прозрачного, бесцветного
толщиной более 3,5 мм, но не больше 4,5 мм,
независимо от страны.
Поддержка отечественных
товаропроизводителей со стороны государства
проявилась и в снижении/отмене ставок
ввозных пошлин на отдельные виды
товаров - как правило, сырье, материалы
и оборудование, необходимые для
производства импортозамещающей продукции.
Азербайджан. В целях
либерализации внешней торговли
принято решение о переходе от
многоступенчатой системы взимания
таможенных пошлин на упрощенную трехступенчатую
систему, что является одним из требований
ВТО. Суть заключается в следующем:
с 2001 г. и по настоящее время в
стране действуют ставки таможенных
пошлин – 0%, 0,5%, 1%, 3%, 5%, 10% и 15%. В результате
изменения классификации будут сохранены
только три позиции – 0%, 5% и 15%. Часть товаров
производственного назначения (стратегически
важное сырье и оборудование) будет облагаться
по нулевой ставке, под нее подпадут также
и некоторые виды продукции, с которых
в настоящее время взимается таможенная
пошлина в 0,5% (на их долю приходится примерно
10-15% импорта).
Египет. В целях
стимулирования национального промышленного
производства в январе 2009 года президент
Х.Мубарак подписал декрет о снижении
или обнулении таможенных пошлин
на импорт машин и оборудования,
промышленного сырья и
Индия. Отменена импортная
пошлина на нафту, закупаемую для
использования в качестве топлива
на теплоэлектростанциях.
Малайзия. В целях
стимулирования развития строительной
отрасли отменены импортные пошлины
на цемент.
Таиланд. В соответствии
с Соглашением о зоне свободной
торговли АСЕАН с Китаем, с 1 января
2010 года обнулены импортные тарифы
на более чем 54 тыс. товарных категорий
во взаимной торговле таких участников
соглашения, как Китай, Таиланд, Малайзия,
Индонезия, Филиппины, Сингапур и Бруней.
Украина. Правительство
Украины в сентябре 2009 г. расширило
перечень ввозимых без уплаты ввозной
таможенной пошлины энергосберегающих
материалов, оборудования и комплектующих
рядом позиций, в том числе
компрессорных установок, систем производства
поликремния, электроподстанций, оборудования
для проявления фотопленок.
Снижая или обнуляя
ставки вывозных таможенных пошлин, государства
снижают уровень налоговой
Аргентина. В целях
поддержки сельскохозяйственных предприятий
принято решение о снижении экспортных
пошлин на пшеницу, кукурузу, свежие фрукты
и овощи, мясо.
Индия. Экспортная пошлина
на железную руду снижена до 5%, а
на железнорудную мелочь отменена.
Китай. С целью
укрепления своих позиций на мировом
рынке вольфрама Китай с 1 июля
2009 г. снизил на 5% экспортные пошлины
на вольфрам.
Снятие и приостановление
запрета на экспорт товаров. Цель
введения данных мер идентична повышению
вывозных пошлин.
Белоруссия. До 01.10.2009
было приостановлено действие запрета
на экспорт необработанных шкур и
дубленых кож.
Болгария. С 22 января
2009 г. в Болгарии снят запрет на экспорт
необработанной древесины в страны,
не входящие в Европейский союз,
который был введен в апреле 2008
г. По оценке экспертов Правительства
Болгарии, данная мера позволит национальным
производителям необработанной древесины
в условиях мирового экономического
кризиса иметь более широкие
возможности реализации своей продукции.
(При этом продолжает действовать
запрет на экспорт обгорелой хвойной
и широколиственной древесины с
диаметром тонкого края более 4 см
всех видов, а также обгорелой
древесины для топки).
Некоторые из принятых
в указанном периоде мер носят
явно протекционистский характер: повышение
ввозных таможенных пошлин на наиболее
чувствительные для национальных экономик
товары; снижение или отмена экспортных
таможенных пошлин; введение технических
барьеров; лицензирование импорта; дискриминация
при осуществлении
Пострадавшие от
введения протекционистских мер
государства были вынуждены принимать
ответные меры, которые в большинстве
случаев принимаются либо в виде
инициаций антидемпинговых
Рядом государств принимались
активные меры в сфере поддержки
национального экспорта, включающие
массированную финансово-
Стоит отметить, что
если в 2009 году антикризисные меры являлись
в основном компенсационными, направленными
на ограничение потерь компаний, то
в I квартале 2010 года иностранные государства
значительно сократили
Некоторыми государствами
в 2010 году были приняты так называемые
«послекризисные» меры, направленные
на посткризисное развитие страны и
на поддержание национальных секторов
экономики.[19]
Глава 2. Система таможенно-тарифного регулирования на современном этапе
2.1 Нормативно-правовая
основа таможенно-тарифного
Особое место в
нормативной базе таможенно-тарифного
регулирования отводится его
принципам, в которых в концентрированном
виде выражено содержание таможенного
права, важнейшие основы таможенно-тарифного
регулирования. Давая определение
принципам права, известный югославский
исследователь в области теории
права Р. Лукич отмечал: «Общие правовые
принципы... относятся к производным
понятиям. Это - абстрактные нормы, выведение
из менее абстрактных норм и действующие
в случаях, охваченных нормами низшего
порядка».[20]
Комплексный характер
таможенного законодательства находит
свое выражение в системе принципов
правового регулирования
- принцип охраны
государственной и
- принцип защиты
экономических интересов
- принцип дифференциации
в правовом регулировании
Наряду с административно-
Исторически формирование
системы нормативно-правового
Все законодательство,
касающееся организации и функционирования
таможенного союза условно
Базовые документы,
определяющие суть и этапы создания
ТС, его цели, задачи(7 международных
договоров).
Акты, определяющие
меры таможенно-тарифного
Акты, определяющие
меры нетарифного регулирования
во взаимной торговле стран-членов ТС
и в отношении третьих стран(5
международных договоров и 6 решений
комиссии ТС).
Акты, касающиеся таможенного
регулирования на таможенной территории
ТС( 18 международных договоров и
21 решение комиссии ТС).
Акты, определяющие
единый порядок надзора(контроля) за
безопасностью товаров(
Акты, регулирующие
вопросы взимания налогов во внутренней
торговли государств- членов ТС(5 международных
договоров).
Акты, определяющие
ведение статистики и внутренней
торговли государств-членов ТС(5 международных
договоров).
Акты, определяющие
ведение статистики внешней и
внутренней торговли государств-членов
ТС(3 международных договора).
Акты, касающиеся органов
ТС, в частности комиссии ТС(2 международных
договора и 3 решения комиссии ТС).
Таким образом, нормативную
базу таможенного союза составляют:
Международные договоры
государств-членов таможенного союза
трех уровней (межгосударственные, межправительственные
и межведомственные) - 72 договора;
Решения Комиссии таможенного
союза (носящие нормативный характер
и непосредственно принимаемые
в государствах-членах таможенного
союза) – более 42-х решений.
В целях формирования
правовой базы таможенного союза
подписаны международные
Основными международными
актами, регулирующими эти
Соглашение о едином
таможенно-тарифном регулировании
от 25 января 2008 года;
Соглашение об условиях
и механизме применения тарифных
квот от 12 декабря 2008 года;
Протокол от условиях
и порядке применения в исключительных
случаях ставок ввозных таможенных
пошлин, отличных от ставок Единого
таможенного тарифа от 12 декабря 2008
года;
Протокол о единой
системе тарифных преференций таможенного
союза от 12 декабря 2008 года;
Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе