Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 73.36 Кб (Скачать)

США. В июне 2009 г. Комиссия США по международной торговле вынесла  решение о том, что импортируемые  из Китая шины для легковых машин  и малых грузовиков поставляются в США в таких количествах, что это угрожает интересам местных  производителей. В сентябре 2009 г. Президент  США определил таможенные пошлины  на данную продукцию (дополнительно  к уже существующей 4-процентной) в следующих размерах: на первый год – 35%, на второй - 30%, на третий - 25%.  

Узбекистан. С сентября 2009 г. Узбекистан ввел новые ставки таможенных пошлин на ввоз автомобилей  в страну, которые окончательно закроют  рынок для иномарок. До этого при  ввозе новых и подержанных  автомобилей взималась 30-процентная таможенная пошлина, акцизный налог, НДС  и таможенный сбор. Нововведения формально  снижают ставки на ввоз на 10% (с 30% до 20%), но при этом появляются новые  сборы от 1,8 до 3 долл. США за куб. см. (в зависимости от объема двигателя). В результате за ввоз автомобиля с  двигателем объемом 1,5 тыс. куб. см сегодня  придется заплатить 3 тыс. долл. США  плюс все прежние налоги и сборы, которые в среднем поднимали  стоимость новых автомобилей  на 90%. 

Украина после специальных  расследований ввела на три года специальную пошлину на импорт спичек в размере 11,3% независимо от страны происхождения или импорта, а  также антидемпинговую пошлину  в размере 31,25% на импорт листового  стекла термически полированного (флоат-стекла) неармированного, прозрачного, бесцветного  толщиной более 3,5 мм, но не больше 4,5 мм, независимо от страны. 

Поддержка отечественных  товаропроизводителей со стороны государства  проявилась и в снижении/отмене ставок ввозных пошлин на отдельные виды товаров - как правило, сырье, материалы  и оборудование, необходимые для  производства импортозамещающей продукции. 

Азербайджан. В целях  либерализации внешней торговли принято решение о переходе от многоступенчатой системы взимания таможенных пошлин на упрощенную трехступенчатую  систему, что является одним из требований ВТО. Суть заключается в следующем: с 2001 г. и по настоящее время в  стране действуют ставки таможенных пошлин – 0%, 0,5%, 1%, 3%, 5%, 10% и 15%. В результате изменения классификации будут сохранены только три позиции – 0%, 5% и 15%. Часть товаров производственного назначения (стратегически важное сырье и оборудование) будет облагаться по нулевой ставке, под нее подпадут также и некоторые виды продукции, с которых в настоящее время взимается таможенная пошлина в 0,5% (на их долю приходится примерно 10-15% импорта). 

Египет. В целях  стимулирования национального промышленного  производства в январе 2009 года президент  Х.Мубарак подписал декрет о снижении или обнулении таможенных пошлин на импорт машин и оборудования, промышленного сырья и полуфабрикатов (200 товарных позиций). 

Индия. Отменена импортная  пошлина на нафту, закупаемую для  использования в качестве топлива  на теплоэлектростанциях.  

Малайзия. В целях  стимулирования развития строительной отрасли отменены импортные пошлины  на цемент. 

Таиланд. В соответствии с Соглашением о зоне свободной  торговли АСЕАН с Китаем, с 1 января 2010 года обнулены импортные тарифы на более чем 54 тыс. товарных категорий  во взаимной торговле таких участников соглашения, как Китай, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Сингапур и Бруней. 

Украина. Правительство  Украины в сентябре 2009 г. расширило  перечень ввозимых без уплаты ввозной  таможенной пошлины энергосберегающих  материалов, оборудования и комплектующих  рядом позиций, в том числе  компрессорных установок, систем производства поликремния, электроподстанций, оборудования для проявления фотопленок. 

Снижая или обнуляя  ставки вывозных таможенных пошлин, государства  снижают уровень налоговой нагрузки на экспорт. Данные меры объясняются  необходимостью увеличения рентабельности поставок за рубеж в условиях падения  мировых цен и снижения внутреннего  спроса. При этом стимулирование вывоза применяется, главным образом, в  отношении основных экспортных статей. 

Аргентина. В целях  поддержки сельскохозяйственных предприятий  принято решение о снижении экспортных пошлин на пшеницу, кукурузу, свежие фрукты и овощи, мясо. 

Индия. Экспортная пошлина  на железную руду снижена до 5%, а  на железнорудную мелочь отменена. 

Китай. С целью  укрепления своих позиций на мировом  рынке вольфрама Китай с 1 июля 2009 г. снизил на 5% экспортные пошлины  на вольфрам. 

Снятие и приостановление  запрета на экспорт товаров. Цель введения данных мер идентична повышению  вывозных пошлин. 

Белоруссия. До 01.10.2009 было приостановлено действие запрета  на экспорт необработанных шкур и  дубленых кож. 

Болгария. С 22 января 2009 г. в Болгарии снят запрет на экспорт  необработанной древесины в страны, не входящие в Европейский союз, который был введен в апреле 2008 г. По оценке экспертов Правительства  Болгарии, данная мера позволит национальным производителям необработанной древесины  в условиях мирового экономического кризиса иметь более широкие  возможности реализации своей продукции. (При этом продолжает действовать  запрет на экспорт обгорелой хвойной  и широколиственной древесины с  диаметром тонкого края более 4 см всех видов, а также обгорелой  древесины для топки). 

Некоторые из принятых в указанном периоде мер носят  явно протекционистский характер: повышение  ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные для национальных экономик товары; снижение или отмена экспортных таможенных пошлин; введение технических  барьеров; лицензирование импорта; дискриминация  при осуществлении государственных  закупок; значительное повышение активности в проведении антидемпинговых и  защитных расследований.  

Пострадавшие от введения протекционистских мер  государства были вынуждены принимать  ответные меры, которые в большинстве  случаев принимаются либо в виде инициаций антидемпинговых расследований, либо в ответном протекционизме. 

Рядом государств принимались  активные меры в сфере поддержки  национального экспорта, включающие массированную финансово-кредитную  поддержку экспорта, налоговые льготы, организационно-информационную и техническую  поддержку малого и среднего бизнеса. Данные меры ориентированы на преодоление  кризиса путем создания стимула  для расширения производства и выхода на новые рынки. 

Стоит отметить, что  если в 2009 году антикризисные меры являлись в основном компенсационными, направленными  на ограничение потерь компаний, то в I квартале 2010 года иностранные государства  значительно сократили применение протекционистских мер и сконцентрировали максимальные усилия на поддержку компаний-экспортеров  и повышение инвестиционной привлекательности  своих стран. 

Некоторыми государствами  в 2010 году были приняты так называемые «послекризисные» меры, направленные на посткризисное развитие страны и  на поддержание национальных секторов экономики.[19] 
 

 

Глава 2. Система таможенно-тарифного  регулирования на современном этапе

 

2.1 Нормативно-правовая  основа таможенно-тарифного регулирования 

Особое место в  нормативной базе таможенно-тарифного  регулирования отводится его  принципам, в которых в концентрированном  виде выражено содержание таможенного  права, важнейшие основы таможенно-тарифного  регулирования. Давая определение  принципам права, известный югославский  исследователь в области теории права Р. Лукич отмечал: «Общие правовые принципы... относятся к производным  понятиям. Это - абстрактные нормы, выведение  из менее абстрактных норм и действующие  в случаях, охваченных нормами низшего  порядка».[20] 

Комплексный характер таможенного законодательства находит  свое выражение в системе принципов  правового регулирования таможенно- тарифной политики. Часть этих принципов  представляют собой административно-правовые принципы регулирования внешнеторговой деятельности и перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу. К числу таких  принципов российским таможенным законодательством  отнесены следующие: 

- принцип охраны  государственной и общественной  безопасности при перемещении  товаров через таможенную границу; 

- принцип защиты  экономических интересов Российского  государства; 

- принцип дифференциации  в правовом регулировании таможенных  процедур. 

Наряду с административно-правовыми  принципами для регулирования таможенно-тарифного  механизма используются и принципы налогового права. Их применение предполагает налоговая природа таможенной пошлины.[21] таможенный тарифный внешнеэкономический  регулирование 

Исторически формирование системы нормативно-правового регулирования  в ТС началось еще в начале 1995 года с подписанием Соглашения о  Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 год, к которому 20 февраля 1995 года присоединился Казахстан. На тот момент, невзирая на мнения специалистов из таможенных ведомств, руководители приняли решение, что таможенный союз можно построить путем введения единого таможенно-тарифного регулирования  и унификации таможенного законодательства. Время показало обратное и с учетом того негативного, а может и полезного  опыта и с подписанием Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом  пространстве от 26 февраля 1999 года (вступил  в силу 23.12.1999г. в РБ,РК и 02.07.2001г. в  РФ) фактически началось формирование существующей системы нормативно-правового  регулирования в ТС.  

Все законодательство, касающееся организации и функционирования таможенного союза условно можно  разделить на 8 блоков: 

Базовые документы, определяющие суть и этапы создания ТС, его цели, задачи(7 международных  договоров). 

Акты, определяющие меры таможенно-тарифного регулирования  во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(9 международных договоров и 6 решений  комиссии ТС). 

Акты, определяющие меры нетарифного регулирования  во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(5 международных договоров и 6 решений  комиссии ТС). 

Акты, касающиеся таможенного  регулирования на таможенной территории ТС( 18 международных договоров и 21 решение комиссии ТС). 

Акты, определяющие единый порядок надзора(контроля) за безопасностью товаров(продукции) во взаимной торговле с третьими странами(12 международных договоров и 3 решения  комиссии ТС). 

Акты, регулирующие вопросы взимания налогов во внутренней торговли государств- членов ТС(5 международных  договоров). 

Акты, определяющие ведение статистики и внутренней торговли государств-членов ТС(5 международных  договоров). 

Акты, определяющие ведение статистики внешней и  внутренней торговли государств-членов ТС(3 международных договора). 

Акты, касающиеся органов  ТС, в частности комиссии ТС(2 международных  договора и 3 решения комиссии ТС). 

Таким образом, нормативную  базу таможенного союза составляют:  

Международные договоры государств-членов таможенного союза  трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные) - 72 договора;  

Решения Комиссии таможенного  союза (носящие нормативный характер и непосредственно принимаемые  в государствах-членах таможенного  союза) – более 42-х решений.  

В целях формирования правовой базы таможенного союза  подписаны международные документы, направленные на унификацию таможенного  администрирования, включая определение  порядка декларирования, а также  таможенного оформления и таможенного  контроля товаров, уплаты таможенных платежей на единой таможенной территории, обеспечение  единообразного применения правил определения  таможенной стоимости товаров и  страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. [22] 

Основными международными актами, регулирующими эти правоотношения являются вступившие в силу с 1 января 2010 года:  

Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании  от 25 января 2008 года;  

Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;  

Протокол от условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого  таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;  

Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного  союза от 12 декабря 2008 года;  

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе