Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:11, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.
6) единообразия
правоприменительной практики
7) недопущения
возложения на участников
8) совершенствования
таможенного контроля, применения
современных информационных
В государственном
регулировании внешней торговли
России используются все общепринятые
в мировой практике методы и инструменты
таможенно-тарифного
Таможенные тарифы
имеют все страны мира. Современные
тарифы унифицированы на базе Гармонизированной
системы описания и кодирования
товаров, что облегчает пользование
тарифами на разных языках и сопоставление
ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф,
используемый на территории Российской
Федерации, являет собой образец договорного,
или конвенционного, тарифа, так как он
устанавливается по взаимному соглашению
государств. Антиподом ему выступает автономный
тариф, определяемый государством самостоятельно.[12]
Функции таможенного
тарифа:
1. Протекционизм
- защита отечественных товаров
от иностранной конкуренции
2. Фискальная - пополнение
госбюджета.
Особое значение
имеет фискальная функция, поскольку
таможенные пошлины в России составляют
одну из важнейших статей доходной
части федерального бюджета.
Фискальная функция
таможенного тарифа является наиболее
актуальной для России, и если в
развитых странах доходы от таможенных
платежей составляют небольшую долю
поступлений в государственный
бюджет (например, в США – не более
1,5%), то в российском бюджете –
до 40–50% его доходной части. В соответствии
с требованиями развития мирового хозяйства
и ВТО назрела необходимость
снижения средней ставки таможенного
тарифа, поэтому необходимы поиски
новых подходов к исследованию таможенно-тарифных
отношений, переориентации таможенного
тарифа с выполнения фискальной функции
на регулирующую, а в определенной
степени и протекционистскую, поскольку
она выполняет роль защиты национального
производителя.
Страна имеет тем
больше возможностей для маневра
в ходе переговоров по согласованию
взаимных тарифных уступок, чем больше
товарных позиций содержится в ее
импортном таможенном тарифе. Развитость
товарной номенклатуры является косвенным
показателем уровня развития системы
внешнеторгового регулирования
в стране. Для стран с неразвитой
системой регулирования характерны
слабо детализированные импортные
тарифы. Степень дифференциации тарифа
зависит как от применяемой товарной
номенклатуры, так и от того, насколько
полно она используется. Наибольшее
использование имеет
Для общей характеристики
и сопоставления таможенных тарифов
используют обобщенные показатели уровня
ставок таможенного тарифа. Для характеристики
таможенного тарифа в целом, а
также для анализа положения
в области обложения пошлинами
крупных товарных групп, подгрупп, разделов
используются показатели среднего уровня
тарифных ставок. Существуют и другие
показатели, которые касаются не только
уровня обложения, но и структуры
тарифа. Такими показателями являются,
например, максимальный уровень ставок
тарифа (пиковые ставки тарифа), удельный
вес товаров, пользующихся режимом беспошлинного
ввоза и др.
Необходимость цифровых
кодов обусловлена тем, что они
используются для определения ставок
таможенных пошлин, так как на основе
ТН ВЭД составляется таможенный тариф
- система таких ставок. Основополагающей
характеристикой ТН ВЭД является
"строгое соблюдение правила однозначного
отнесения товаров к
Таким образом, таможенный
тариф устанавливает
Использование таможенного
тарифа, содержащего оптимальные
ставки таможенных пошлин, обладает рядом
достоинств. Так, если страна может
оказывать влияние на мировые
цены, оптимальный уровень ставки
таможенной пошлины может принести
ей существенный выигрыш. Известный
экономист П.Х. Линдерт отмечает,
что таможенный тариф "всегда выгоден
производителям товаров, конкурирующих
с импортом, даже если совокупное благосостояние
нации при этом снижается". В
любом случае введение тарифа - всегда
лучший вариант по сравнению с
экономической пассивностью.[
Таможенная пошлина
– обязательный взнос, взимаемый
таможенными органами РФ при ввозе
товара на таможенную территорию РФ или
вывозе товара с этой территории и
являющийся неотъемлемым условием такого
ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона
РФ «О таможенном тарифе»).
Таможенная пошлина
носит характер косвенного налога.
Назначение таможенной пошлины двояко,
во-первых, Таможенная пошлина может
рассматриваться как источник пополнения
государственного бюджета, поскольку
в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об
основах налоговой системы
Функциями современного
таможенного тарифа могут быть регулирующая
и фискальная.
Регулирующая функция
таможенных пошлин выполняет широкий
спектр экономических мер от протекционистской
защиты внутреннего производителя
до либерализации внешнеторговых отношений
с целью насыщения внутреннего рынка товарами,
пользующимися спросом. Регулирующее
воздействие импортных пошлин не ограничивается
соответствующим удорожанием импортируемого
товара. Кроме того, повышаются цены на
товары внутреннего производства до уровня
цены импортных товаров, увеличенного
на величину взимаемых пошлин.
Таким образом, импортные
пошлины воздействуют на рынки промышленных
товаров, сельского хозяйства и,
что немаловажно, на рынки рабочей
силы, поскольку достаточная защита
от наплыва иностранных товаров
предохраняет внутренний рынок от резкого
падения цен и вызванного этим
сокращения производства и числа
рабочих мест.[16]
Регулирующая функция
содержит обширное количество экономических,
политических и правовых мер, направленных
на защиту внутреннего производителя
от иностранных конкурентов, привлечение
в страну товаров, пользующихся спросом,
участие России в международных
торговых, таможенных и иных организациях.
Регулирующая и фискальная функции
таможенных пошлин тесно взаимосвязаны
между собой. Они должны комплексно
учитываться при формировании и
изменении тарифа.
Исследование показывает,
что в настоящее время
В России действуют:
Ввозной (импортный)
тариф и ввозные (импортные) пошлины.
Размер взимаемой
ввозной пошлины зависит от страны
происхождения товара и от торгового
режима, предоставленного той или
иной страной. Внешнеторговые режимы устанавливаются
на основе двусторонних торговых договоров
и соглашений. Базовая ставка ввозной
пошлины применяется к странам,
с которыми заключены торговые договора
и соглашения, предусматривающие
режимы наибольшего
Вывозные (экспортные)
таможенные пошлины.
При взимании вывозных
пошлин преобладают специфические
пошлины, исчисляемые в евро за единицу
продукции. Вывозные пошлины в России
связаны со следующими обстоятельствами:
· Пополнением
доходной части бюджета;
· Защитой внутреннего
рынка, где рублевые цены на многие
экспортные товары намного ниже, чем
мировые цены в свободно конвертируемой
валюте.
Вывозные пошлины
распространяются на всех партнеров
по внешней торговли.
Таможенная пошлина
отвечает основным налоговым характеристикам:
а) уплата таможенной
пошлины носит обязательный характер
и
обеспечивает государственно-
б) таможенная пошлина
не представляет собой плату за предоставленные
услуги и взыскивается без встречного
удовлетворения;
в) поступления от
таможенных пошлин не могут предназначаться
для покрытия конкретных государственных
расходов (принцип запрета
С помощью тарифов
можно воздействовать на формирование
активного сальдо внешнеторгового
баланса, на увеличение притока валюты,
а также на развитие отдельных
регионов страны. Функции тарифного
регулирования реализуются в
тесной взаимосвязи с налоговой
системой, которая частично берет
на себя элемент тарифа и дополняет
его.[17]
Таможенный тариф
по своему содержанию имеет экономический
характер, предпочтение которому отдается
в условиях рыночной экономики, предполагающей
объективное установление соотношения
внутренних и мировых цен, реального
валютного курса. В условиях дефицитной
экономики таможенный тариф теряет
свою эффективность и подменяется
более жесткими методами нетарифного
характера. Следует отметить, что в российском
таможенном тарифе не встречаются так
называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки
которых превышают 100%.
А между тем это
эффективная мера защиты внутреннего
рынка страны. Так, в таможенном тарифе
США количество используемых мегатарифов
на агропродовольственном рынке
равно 19, что составляет примерно 2%
от общего количества таможенно-тарифных
позиций для
1.3 Мировая практика
таможенно-тарифного
Таможенно-тарифная
политика иностранных государств в
условиях кризиса (2008-2009гг.) характеризуется
в основном повышением ставок ввозных
таможенных пошлин и снижением ставок
вывозных таможенных пошлин.[18]
Повышение ставок ввозных
таможенных пошлин осуществляется в
отношении товаров, импорт которых
является существенным для экономики.
Это делается в первую очередь
в целях повышения уровня защиты
собственных производителей от дешевого
импорта аналогичных товаров, усиливающегося
благодаря эффекту от девальвации
национальной валюты; а также в
целях пополнения доходной части
бюджета без ущерба для экономики,
так как инфляционное давление импорта
в условиях падения мировых цен
ослабевает.
Белоруссия. С 31 марта
до 1 июля 2009 г. введены сезонные таможенные
пошлины на картофельный крахмал. Пошлины
утверждены в размере 60% от таможенной
стоимости, но не менее 0,18 евро за 1 кг.
Киргизия. Министерство
экономического развития и торговли
Киргизской республики в апреле 2009
года проводило разбирательство
в отношении импорта пшеничной
муки. По результатам разбирательства
принято заключение о необходимости
введения защитных мер посредством
установления специальных защитных
пошлин на импорт муки из пшеницы твердых
и мягких сортов и спельты в
размере 3 сома за килограмм. Указанные
защитные меры введены с 10 ноября 2009
г. сроком на 1 год. Данные меры приняты
в целях создания равных конкурентных
условий на внутреннем рынке, стабилизации
экономической ситуации и поддержки
отечественных производителей.
Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе