Совершенствование таможенных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование технологии таможенного оформления и таможенного контроля морских судов загранследования, применяемая в Находкинской таможне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...…….......…..3
1. Состояние таможенного оформления и контроля морских судов загранплавания в Находкинской таможне………………………………………………………………………………………………….......5
1.1. Экономические проблемы морского флота России…….……………………………………...........5
2. Документы, регламентирующие порядок таможенного оформления и контроля морских судов загранследования и перевозимых на них грузов……………………………………………………...…9
2.1. Документы, необходимые для таможенного оформления и контроля..………………..…….…...13
2.2. Порядок таможенного оформления и контроля морских судов загранследования………….…..19
3. Анализ действующей технологической схемы таможенного оформления и контроля морских судов загранплавания…………………………………………………………………………………………......26
3.1. Действующая технологическая схема таможенного оформления и контроля морских судов загранследования………………………………………………………………………………...…............26
3.2. Причины задержек таможенного оформления……………………………………………….….......30
3.3. Причины снижения качества таможенного контроля………………………………………............35
4. Методы совершенствования технологии таможенного оформления и контроля…...………...........40
4.1. Технология ускоренного таможенного оформления морских судов……...……………….............46
4.2. Предложения по совершенствованию механизма (методов) таможенного контроля……............51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….……55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..………………………………..……………….…..57

Работа содержит 1 файл

курсовая - Совершенствование таможенных операций и таможенного контроля морских судов загранплавания при убытии за пределы РФ на при.DOC

— 262.50 Кб (Скачать)

Таким образом, во многом от работы агента зависит  быстрая и качественная обработка  судна в порту.

В порту Находка  зарегистрировано около 30 компаний, осуществляющих агентское обслуживание. При рассмотрении института агентирования в призме взаимоотношений с Находкинской таможней приходится признать деятельность агентов в целом неудовлетворительной. Являясь представителем судовладельца, фрахтователя, капитана морской агент не выполняет возложенные на него обязанности, определенные в соответствующих технологических схемах. Нередки случаи, когда агент даже по прибытии в таможню за нарядом сотрудников не имеет информации о характере рейса судна, количестве груза на борту и о других сведениях, могущих повлиять на организацию таможенного оформления и контроля, что существенно затрудняет работу не только таможенных, но и иных ГКО.

Привлечение агента к ответственности за нарушение  таможенных правил (далее НТП) на практике практически невозможно, так как согласно ст. 238 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее КТМ РФ) судовладелец обязан нести ответственность за последствия действий морского агента, если морской агент совершает их от имени судовладельца в пределах своих полномочий.

Одним из основных и немаловажных критериев влияющим на сроки оформления судов заграничного плавания является необходимость представления  в таможенный орган грузовой таможенной декларации на предметы материально-технического снабжения, бункерного топлива и иные товары необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации таких судов. До мая 1998 года оформление морских судов заграничного плавания производилось в упрощенном порядке по судовым документам в соответствии с письмом ГТК России от 22.11.1994 г. № 01-13/13238. В письме определялся порядок таможенного оформления и таможенного контроля предметов материально-технического снабжения, бункерного топлива, продовольствия и иных товаров необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации морских судов заграничного плавания. Названный документ был издан ГТК России с целью обеспечения сокращения времени таможенного оформления морских судов заграничного плавания до определения Правительством Российской Федерации порядка предоставления льгот, установленных ст. 35 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе" (в редакции от 08.12.2010). Приказом ГТК России от 26.05.1998 г. № 344 (в редакции приказа ГТК РФ от 10.11.1999 № 767) и письмом ГТК России от 22.11.1994 г. № 01-13/13238 было отменено по причине того, что Федеральным законом Российской Федерации от 13.03.1995 г. № 31-ФЗ “О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности” предусматривается предоставление льгот участникам внешнеэкономической деятельности в соответствии с законом Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе" (в редакции от 08.12.2010) и Федеральным законом от 27.11.2010 № 311 - ФЗ "О таможенном регулировании в РФ". Предоставление льгот по уплате налога на добавленную стоимость в отношении предметов материально-технического снабжения, бункерного топлива, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации судами заграничного плавания, перечисленными законодательными актами не подразумевается. Таким образом, с мая 1998 года порядок таможенного оформления морских судов заграничного плавания осуществляется без применения льготных условий, что в свою очередь вызывает массу недовольств со стороны судовладельцев, участников внешнеэкономической деятельности и иных заинтересованных лиц.

Значительные  задержки таможенного оформления и  контроля вызывает необходимость представления  в таможенный орган грузовых таможенных деклараций (далее ГТД) на вывозимые  предметы материально-технического снабжения, бункерное топливо и иные товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации судов.

Действующий порядок  оформления вывозимых предметов  материально-технического снабжения, бункерного топлива и иных товаров, необходимых для обеспечения  нормальной эксплуатации судов упрощен путем представления гарантийного письма с обязательством в установленный срок произвести уплату причитающихся таможенных платежей. Однако данная практика является порочной и, в целом, не решает проблемы – необходимо внесение изменений в соответствующие нормативные акты.

Время, затрачиваемое  таможенным органом на обеспечение  таможенного оформления, можно разделить  на производительное и непроизводительное. Под производительным следует понимать время, непосредственно затрачиваемое  на выполнение конкретных технологических операций, а в непроизводительное следует включать время ожидания таможенного оформления судном, время сбора и доставки комиссии на борт судна и т.п. Поэтому в целях сокращения времени таможенного оформления и контроля целесообразно, в первую очередь, сокращать непроизводительные временные издержки при производстве технологических операций в процессе таможенного оформления.

Сокращение  производительного времени оформления судов неизбежно приведет к снижению как количественных показателей, характеризующих эффективность таможенного контроля (количество выявленных НТП и другое), так и к снижению большинства качественных показателей и, прежде всего вероятности выполнения поставленной задачи по пресечению незаконного ввоза (вывоза) товаров и транспортных средств, что недопустимо.

Таким образом, совершенствование технологии таможенного  оформления и контроля должно проводиться  в направлении одновременного повышения  как количественных показателей, характеризующих  эффективность таможенного контроля, так и отдельных качественных.

3.3. Причины  снижения качества таможенного  контроля.

Наполнение  федерального бюджета остается основной задачей таможенных органов РФ. Недоимки таможенных платежей возникают, как  правило, вследствие занижения фактического количества, перемещаемых через границу РФ товаров или незаявления о таком товаре.

Пресечение  ввоза (вывоза) “традиционных” объектов контрабанды (оружие, наркотические  средства, культурные ценности и другое) непосредственно экономического эффекта  не даёт, однако по-прежнему является одним из основных направлений деятельности таможенных органов.

Представляется  необходимым рассмотреть правоохранительную деятельность Находкинской таможни, а  именно её направление, которое условно  можно назвать как “пресекательное”, то есть выявляющее НТП.

Предотвращение  именно этих правонарушений характеризует  организацию, боеспособность и профессионализм  таможенных органов в борьбе с  особо опасными таможенными правонарушениями.

Количество  выявляемых правонарушений ОТО и  ТК № 2 Находкинской таможни, по статическим данным, крайне незначительно и имеет тенденцию к снижению. Данная ситуация типична и для Находкинской таможни в целом.

Оппоненты утверждают, что незначительное количество выявленных правонарушений  объясняется только одним – отсутствием оных, поскольку участники ВЭД аккуратно следуют таможенному законодательству и таможенный контроль организован лучшим образом.

С этой позицией можно не согласиться.

Аргумент первый. Говорить об отсутствии того или иного  явления можно только исходя из анализа данных по различным направлениям и полученных из различных источников. В таможне же отсутствует система информационного взаимодействия с правоохранительными органами. Нет такой связи и с прочими государственными контролирующими органами, имеющими отношение к пропуску товаров через границу (например, с органами сертификации, контролирующими качество и ассортимент ввозимых продовольственных товаров).

Аргумент второй. Известны единичные факты нарушений  таможенных правил в особо крупных размерах, выявленные Находкинской таможней за последние 3 года. Количество задержаний объектов “традиционной” контрабанды также крайне незначительно. Они дают основания предполагать, что таможенный контроль осуществляется неравномерно.

Между тем, во-первых, обнаружение предметов, перемещаемых с НТП, наиболее вероятно именно в момент таможенного оформления транспортного средства, прибывшего из-за границы, если же транспортное средство уходит за границу, то ОТО и ТК (оперативный отдел) – последний рубеж, где можно задержать что бы то ни было. Во-вторых, оперативные отделы имеют возможность получать оперативную информацию от членов экипажей, что практически недоступно для других структурных подразделений. В-третьих, морские транспортные средства вследствие большого количества грузовых, служебных и жилых помещений являются идеальным объектом для перемещения традиционных предметов контрабанды (наркотических средств, взрывчатых веществ, культурных ценностей и пр.) и так называемой “экономической” контрабанды (товары народного потребления, стройматериалы, авто запчасти и др.)

Все вышеперечисленное  предполагает, что к структурным  подразделениям таможни (ОТО и ТК), осуществляющим оформление или непосредственный выпуск за границу или на территорию РФ товаров и транспортных средств, должны предъявляться повышенные требования.

При выполнении своих обязанностей по пресечению ввоза/вывоза запрещенных товаров и “экономической”  контрабанды сотрудники ОТО и  ТК сталкиваются с рядом проблем:

- ограничение  продолжительности таможенного оформления и контроля. Как уже упоминалось, время таможенного оформления ограничено и не может быть продлено без наличия достаточных оснований. В тоже время, в большинстве случаев, при оформлении прихода судна с российским экипажем из портов Японии и Южной Кореи имеются основания полагать о наличии на борту товаров, перемещаемых с нарушением таможенных правил;

- большие размеры  и конструктивные особенности  морских судов. Ежедневно Находкинская  таможня оформляет различные  типы судов, что затрудняет  поиск и обнаружение товаров, запрещенных к ввозу (вывозу), а также обнаружение недекларированных (недостоверно декларированных) товаров. Положение осложняется тем, что суда во время ремонта зачастую оборудуются специальными дополнительными емкостями, предназначенными и для перемещения таких товаров;

- отсутствие  достоверной оперативной информации  от соответствующих структурных  подразделений таможни;

- отсутствие  современных технических средств  таможенного контроля. До сегодняшнего  дня четко не определены роль и место находящихся в эксплуатации ТСТК в оперативной работе таможенных органов; фактически нет документов, регламентирующих порядок применения технических средств, а также типовых технологических схем с применением ТСТК.

Методика таможенного  контроля морских судов загранследования в тех его формах, которые сложились за десятилетия работы таможен, существенно отстает от реалий сегодняшнего дня. Кроме того, наблюдается негативная тенденция к увеличению так называемой “бумажной работы” – к превалированию такой формы таможенного контроля как проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей над иными формами таможенного контроля. В связи сложившейся тяжелой экономической ситуацией в стране и криминализацией общества проверка документов не полностью обеспечивает соблюдение законодательства РФ о таможенном деле, иного законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ.

Ситуация усугубляется тем, что участники ВЭД зачастую знают и порядок проведения досмотровых операций и их углубленность и оперативность и должностных лиц, которые проводят такой контроль.

Зона оперативной  ответственности Находкинской таможни  не ограничивается территорией и  акваторией портов. Морская таможня  должна также осуществлять таможенный контроль в прилежащей двенадцатимильной зоне. На практике таможенный контроль не осуществляется, основная причина – отсутствие средств. Между тем, известны случаи перегруза товаров в территориальных водах.

Таким образом, необходимо внести коррективы в методику осуществления таможенного контроля судов загранследования.

При разработке новой методики таможенного контроля в Находкинской таможне, целесообразно  пользоваться мировым опытом, а также  опытом функционирования других таможен, расположенных в морских пунктах пропуска.

В развитых странах  таможенный досмотр судна проводится лишь в исключительных случаях по имеющейся достоверной оперативной  информации. Таможенный контроль сосредоточен за территориями и акваториями портов. Так, порт Гамбург по суше обнесен забором из толстой проволочной сетки длинной 23 километра и высотой 3 метра. В охране порта 360 человек, осуществляется соответствующий пропускной режим, ведется визуальное наблюдение за территорией и акваторией порта. Специальные суда осуществляют контроль за судами, находящимися у причалов и на рейде. Таким образом, поставлен заслон на пути лиц, незаконно, перемещающих товары и транспортные средства.

Практика работы Находкинской таможни показывает, что  контроль за территориями портов и акваторией практически не ведется. Объясняется это одним – для создания надлежащей системы таможенного контроля нет средств.

Попыткой упорядочить  работу портов, расположенных в зоне деятельности Находкинской таможни  и усовершенствовать таможенный контроль за перемещением через государственную границу товаров и транспортных средств стало внедрение результатов эксперимента проведенного в Новороссийском морском торговом порту. Результатами Новороссийского эксперимента были: усиление взаимодействия и создание системы оперативного обмена информацией между территориальными подразделениями контрольных и правоохранительных органов РФ, создание условий для проведения совместных досмотров подразделениями таможенной и пограничной служб.

С учетом результатов  эксперимента Дальневосточное таможенное управление должно разработать типовую технологическую схему таможенного оформления и контроля, а на ее основе в таможнях будут разработаны собственные технологические схемы с учетом местных особенностей.

При совершенствовании технологии таможенного оформления и контроля морских судов загранследования в Находкинской таможне необходимо добиться гармоничного сочетания следующей триады: во-первых, обеспечить ускоренное таможенное оформление товаров и транспортных средств, во-вторых, повысить эффективность таможенного контроля и, в-третьих, максимально нейтрализовать возможность влияния отдельных должностных лиц на процессы таможенного оформления и таможенного контроля.

Информация о работе Совершенствование таможенных операций