Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:05, курсовая работа
Целью данной работы является исследование технологии таможенного оформления и таможенного контроля морских судов загранследования, применяемая в Находкинской таможне.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...…….......…..3
1. Состояние таможенного оформления и контроля морских судов загранплавания в Находкинской таможне………………………………………………………………………………………………….......5
1.1. Экономические проблемы морского флота России…….……………………………………...........5
2. Документы, регламентирующие порядок таможенного оформления и контроля морских судов загранследования и перевозимых на них грузов……………………………………………………...…9
2.1. Документы, необходимые для таможенного оформления и контроля..………………..…….…...13
2.2. Порядок таможенного оформления и контроля морских судов загранследования………….…..19
3. Анализ действующей технологической схемы таможенного оформления и контроля морских судов загранплавания…………………………………………………………………………………………......26
3.1. Действующая технологическая схема таможенного оформления и контроля морских судов загранследования………………………………………………………………………………...…............26
3.2. Причины задержек таможенного оформления……………………………………………….….......30
3.3. Причины снижения качества таможенного контроля………………………………………............35
4. Методы совершенствования технологии таможенного оформления и контроля…...………...........40
4.1. Технология ускоренного таможенного оформления морских судов……...……………….............46
4.2. Предложения по совершенствованию механизма (методов) таможенного контроля……............51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….……55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..………………………………..……………….…..57
При задержке в оформлении судна, по причине отсутствия информации или ее несвоевременного предоставления государственные службы ответственности не несут.
Результаты
работы актируются, в той или иной
форме, по каждому направлению контроля.
Отмеченные нарушения, замечания оформляются
в соответствии с ведомственными
нормами и предъявляются
Таможенное оформление судна заканчивается после вручения судовой администрации пакета документов, о чем делается соответствующая отметка на генеральной (общей) декларации.
Документы, предъявленные администрацией судна, формируются в таможне в судовое дело, которое используется при оформлении груза, а в дальнейшем направляется в архив. Документы, необходимые подразделениям таможни для выполнения соответствующих обязанностей передаются им в установленном порядке.
Следует отметить, что таможенное оформление отдельных типов судов (например: российские - иностранные) имеет ряд особенностей. Эти особенности закреплены в соответствующих технологических схемах.
3. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ
3.1. Действующая технологическая схема таможенного оформления и контроля морских судов загранследования.
Действующая технологическая схема таможенного оформления и контроля морских судов загранследования строго регламентирована и имеет четко обозначенные этапы (основные операции, процессы). Она имеет линейную структуру и содержит следующие элементы и связи:
1. Предварительные операции;
2. Документальное оформление;
3. Досмотр судна;
4. Окончание оформления судна.
Проведение работ по совершенствованию процедур таможенного оформления и контроля неизбежно в свете предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию и в связи с проведением модернизации таможенной системы России по программе Всемирной таможенной организации. В соответствии с нормами, установленными Всемирной торговой организацией для стран-участниц, импортные и экспортные формальности и документация должны быть максимально сокращены и упрощены.
В декабре - феврале 2010 г. на базе Находкинской таможни рабочей группой исполнителей в составе сотрудников таможни и Владивостокского Филиала Российской таможенной академии в рамках научно – исследовательской работы (далее НИР) “Разработка методических рекомендаций по определению норм времени и трудозатрат при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых морским транспортом” были проведены исследования по определению норм времени и трудозатрат при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых морским транспортом.
В научно-исследовательской работе, выполненной сотрудниками ВФ РТА, Владивостокской и Находкинской таможен под руководством Малышенко Ю.В., исследовались следующие факторы и условия, которые влияют на временные показатели выполнения этапов таможенного оформления и таможенного контроля:
1. Время ожидания начала оформления судна;
2. Оформление судовых документов;
3. Таможенный досмотр;
4. Юридическое оформление
процедура таможенного
Одной из целей данной работы была фиксация времени, затраченного на каждую из перечисленных процедур независимо от типа судна, национальной принадлежности, состава досмотровой группы и другого.
Для достижения цели были сняты временные характеристики при оформлении 247 судов различных типов при действии штатных досмотровых подразделений.
Частные данные результатов исследований приведены в таблице 1.
Анализируя
такие данные, например по этапу
“оформления судовых
Данные показывают, на скольких судах из их общего числа процедура оформления документов заняла конкретный промежуток времени. Например из 247 судов 10 судов требовали для своего оформления по 6 часов каждое, 20 – по 4 часа и так далее. Аналогичные выводы можно сделать и по всем этапам таможенного оформления и таможенного контроля.
Знание числовых характеристик этапов позволит:
1. Правильно рассчитывать среднее время, которое необходимо для оформления среднестатистического судна;
2. Наметить рациональные пути совершенствования работы по оформлению судов;
3. Оптимизировать
структуру и штатную
Одним из направлений исследования было определение норм времени и трудозатрат при таможенном оформлении и контроле прихода морских судов загранследования.
Методика и план исследований, методика оценки полученных данных были разработаны на основе рекомендаций руководства “Исследование времени, необходимого для таможенного оформления грузов”, подготовленного секретариатом Всемирной таможенной организации.
Для фиксации результатов обследования были разработаны специальные формы.
Фиксация временных затрат проводилась по следующим операциям:
1. Прибытие судна на рейд;
2. Время ожидания начала оформления судна;
3. Оформление судовых документов;
4. Таможенный досмотр судна;
5. Участие другой
государственной службы в
6. Окончание оформления судна.
Фиксация временных затрат на операции таможенного оформления контроля проводилась сотрудниками Находкинской таможни.
В ходе исследования были собраны данные по таможенному оформлению и контролю 300 судов загранследования, однако в таблицах и гистограммах приведены данные по 253 судам: 47 судов было исключено из статистики, так как они имели аномально большие отклонения по времени первого и второго этапов (в среднем 10-30 часов).
Статистика временных затрат оформления судов на каждом этапе и общее время оформления приведены в таблице 2.
Таблица 2
Суммарные данные по оформлению судов:
Процедура |
Макс. значение (час:мин.) |
Мин. значение (час:мин.) |
Среднее значение (час:мин.) |
Стандартное отклонение (час:мин.) |
Прибытие судна на рейд |
13:10 |
0:05 |
4:25 |
3:50 |
Время ожидания начала оформления судна |
18:20 |
0:05 |
2:25 |
2:55 |
Оформление судовых документов |
3:25 |
0:10 |
1:00 |
0:35 |
Таможенный досмотр |
4:00 |
0:05 |
1:25 |
0:40 |
Участие другой гос. службы в проверке груза |
3:55 |
0:30 |
1:35 |
1:05 |
Окончание оформления судна |
4:20 |
0:05 |
0:45 |
1:00 |
Общее оформление одного судна |
25:40 |
0:30 |
6:10 |
4:30 |
Как наглядно продемонстрировано в таблице 2 время ожидания таможенного оформления судна может составлять сутки и более. Время непосредственно таможенного оформления и контроля морского судна практически всегда превышает ограничения, установленные соответствующими нормативными актами ФТС РФ.
Продолжительность таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств непосредственно влияет на скорость товарооборота через таможенную границу и поэтому имеет принципиальное значение для таможенных органов, участников ВЭД, перевозчиков и иных заинтересованных лиц. Чем меньше тратится времени на таможенное оформление, тем меньше затраты участника ВЭД и перевозчика, тем выше эффективность внешнеторговых операций при прочих равных условиях.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что продолжительность таможенного оформления и контроля будет являться одним из решающих факторов при выборе участником ВЭД места таможенного оформления. Для того чтобы высказывать предложения по совершенствованию необходимо определить причины задержек таможенного оформления и контроля морских судов загранследования и дать их анализ.
3.2. Причины
задержек таможенного
Известно, какое важное значение имеет диагностика проблемы. Диагностировать проблему – это значит выявить ее реальные причины (источники, корни). На практике нередко ведется борьба со следствиями, а не с истинными причинами. Решение проблем без знания их реальных источников может больше навредить, чем принести пользы. Сложность диагностики проблемы в том, что любая проблема не существует сама по себе, ее невозможно рассматривать изолированно от других проблем. Развитие и возникновение любой проблемы всегда носит причинно-следственный характер. Важно разобраться, где причина, а где следствие. Конечно, при выработке решения важно исходить из оценки тех последствий, к которым ведет та или иная проблема. Однако само решение должно быть направлено на устранение причин, а не следствия.
В основу технологических схем таможенного оформления и контроля заложены положения действующего законодательства РФ и нормативных документов ФТС РФ. Поэтому несовершенство этих правовых документов существенно сказывается на эффективности работы таможенных органов, в том числе и с точки зрения временных затрат.
Результат обследования временных затрат на таможенное оформление и контроль, анализ существующей практики работы таможенных органов в морских таможнях позволяет выделить следующие причины задержек при таможенном оформлении и контроле.
При оформлении и контроле морских судов:
1. Отсутствие
правил, регламентирующих порядок
таможенного контроля и
2. Отсутствие
разумных норм времени и
3. С целью максимального упрощения процедуры и порядка таможенного оформления морских и речных судов необходимо решить проблему упрощенного порядка, регламентирующего оформление товаров, перемещаемых для личных целей членами экипажа морских судов;
4. Отсутствие технических средств для ускорения таможенного контроля, досмотра и оформления контейнеров в международных перевозках грузов через морские порты, оргтехники и средств связи;
5. Излишне сложные
процедуры и порядок
6. Отсутствие
системы дифференцированного
По данным Находкинской таможни в числе основных причин задержки таможенного оформления судов можно выделить следующие:
1. Ожидание судами свободного причала (до 12 часов);
2. Ожидание лоцманов и подготовки причала портом;
3. Ожидание распоряжений
судовладельца, о дальнейшей
4. Ожидание очередности оформления (в течение рабочего дня);
5. Ожидание пограничного
и таможенного нарядов (по
6. Сбор и доставка комиссии на борт судна (от 20 минут до 1 часа);
7. Неготовность судовых документов (от 20 минут до 1,5 часа);
Из перечисленных выше условий, время ожидания судами таможенного оформления может достигать практически сутки и более.
Большинство приведенных причин задержек таможенного оформления и контроля в Находкинской таможне носят ярко выраженный организационный характер и возникают из-за отсутствия взаимодействия или неудовлетворительной работы (по крайней мере, по временным параметрам) служб, участвующих в обработке судна в порту.
Основным лицом, регулирующим любые вопросы, относящиеся к судну, является морской агент. Институт агентирования является новым для российского гражданского законодательства, поэтому при рассмотрении практики его применения в большей степени обращаются к мировой практике и обычаям делового оборота (ст. 5 Гражданского кодекса РФ).
Обязанности морского агента традиционны: он выполняет все формальности, в том числе и таможенные, связанные с заходом и выходом судов из порта, принимает все возможные меры для быстрейшей обработки судов и своевременного оформления всех необходимых документов и др.