Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:25, курсовая работа
Целью данной работы является обобщение и систематизация теоретических знаний по вопросам ситуационного подхода в таможенном менеджменте.
Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются следующие вопросы: сущность ситуационного подхода и его эволюция; общее и конкретное в ситуационном подходе, внешние и внутренние факторы ситуации, методы изучения конкретных ситуаций; применимость и эффективность ситуационного подхода в управлении таможенными органами.
Введение 3
1. Понятие ситуационного подхода в менеджменте и его методология 6
2. Инструменты ситуационного менеджмента 13
3. Методы изучения конкретных ситуаций в менеджменте 19
4. Применение ситуационного подхода в процессе деятельности таможенных органов 23
Заключение 27
Литература 31
В таможенном менеджменте разработан ряд оригинальных деловых игр, ориентированных на имитационное моделирование условий реальной таможенной практики.
Метод хозяйственных ситуаций, известный в международной практике как метод “кейс-стади”, получил распространение при изучении прикладных курсов менеджмента, ориентированных на изучение конкретных ситуаций и поиск коллективных решений для их успешного развития. Как инструмент практического менеджмента он применяется для широкого круга управленческих задач, позволяет реализовать потенциал групповой работы, приобрести навыки кооперативного мышления, развить и укрепить элементы сотрудничества в коллективе. Несмотря на общепризнанную эффективность этого инструмента практического менеджмента, в большинстве случаев в отечественной практике используются зарубежные кейсы. В главе 2 предлагаются оригинальные отечественные аналоги, учитывающие специфику российской экономики, традиции и условия развития систем управления на российских предприятиях.
Метод решения практических задач менеджмента предусматривает разработку и реализацию расчетных алгоритмов решения достаточно типичных, часто повторяющихся задач организационного проектирования (производственных структур предприятия, цехов, участков, структур управления и т.п.), планирования и анализа деятельности предприятий. Основная задача этого инструмента заключается в выделении и закреплении формализованных процедур решения подобных задач на конкретном предприятии или у конкретных групп специалистов. В главе 3 приводятся отдельные примеры алгоритмических схем решения управленческих задач в практическом менеджменте11.
Метод контрольных тестов используется для оценки и аттестации профессионального уровня менеджмента на предприятии, а также уровня усвоения обучающих программ при подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов. Система контрольных тестов в ситуационном менеджменте может использоваться, как в режиме самоконтроля, так и при периодической аттестации управленческих кадров, формировании (наборе) кадров менеджмента и управлении их профессиональным продвижением.
Ключевым моментом современной системы взглядов на менеджмент является применение ситуационного подхода в управлении. Центральным понятием ситуационного подхода является ситуация, т. е. конкретный набор переменных, которые решающим образом влияют на организацию в данное время. Бизнес-ситуация”— это перечень событий и проблем, фактически стоящих перед лицом, принимающим решения с ориентацией на сведения об окружающей среде. Изменяется ситуация — меняются конкретные задачи — меняются поведение лица, принимающего решения, и методы управления. Таким образом, в менеджмент встроено постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию.
Управление
процессами и объектами в любой
области человеческой деятельности
изобилует неопределенностью и
конфликтами. Эти проблемы часто
бывают настолько сложными, что принимаемые
решения требуют большой
Процесс изучения с использованием ситуаций представляет собой имитацию реальных событий, сочетающую в себе достаточную адекватность отображения, небольшие затраты, высокую скорость проведения, вариантность. Все это позволяет руководителям развивать необходимые для менеджера навыки принятия и реализации решений, активизирует мышление, совершенствует умение обсуждать, анализировать факты, рационально использовать информацию, критически рассматривать различные точки зрения. К тому же, как считают психологи, человек запоминает в среднем 10% услышанного, 50% увиденного и 90% того, что делает сам.
Конструирование кейсов — это творчество, предполагающее наиболее полное восприятие реальности, максимально возможную имитацию объекта действительности. Следовательно, в деловой ситуации Должны сочетаться факторы профессиональной и игровой деятельности (табл. 2).
Таблица 2
Составляющие “бизнес-ситуации”
|
Такое
сочетание профессиональной и игровой
Деятельности позволяет рассматривать
“бизнес-ситуацию” как мини-
Для кейсов, так же как и для игр, характерны следующие основные признаки13:
Таким образом, целью обучения менеджеров с использованием ситуаций (кейсов) является моделирование живой динамичной производственной или хозяйственной ситуации, которая закономерно может возникнуть в той или иной организации. Главное — привить слушателям умение анализировать имеющуюся информацию, вести переговоры, руководить людьми, самостоятельно принимать решения. Этим четырем видам организационно-управленческого опыта следует уделять особое внимание.
Использование метода “кейс-стади” как средства активного обучения способствует активизации и интенсификации процесса обучения, разрешению конфликтной ситуации и созданию эмоциональной напряженности, проверке знаний студента.
Разработка кейсов может осуществляться либо на основе описания реальных объектов, событий и действующих лиц, либо на базе искусственно создаваемых ситуаций, где часть материала реального объекта компилируется с какой-либо типовой проблемой, введением “катастроф”, импровизацией, конструированием поведенческих противоречий.
Труд
сотрудников таможенных органов
в современных условиях, как никогда,
связан с необходимостью решения
постоянно возникающих
Идея
ситуационного подхода
Ситуационный подход в подготовке сотрудников таможенных органов имеет ряд преимуществ: обладание высоким мотивационным потенциалом за счет связи с профессиональными интересами; удовлетворение познавательного интереса; имитация элементов будущей профессиональной деятельности; содержание реальной проблемы из практики; ситуации применяются в системе, которая включает три специфических блока:
1)
искусственно созданные
2) ситуации, имитирующие проблему, имеющую практическую значимость;
3)
личностно-ориентированные
Приобретение
профессионального опыта
Основными
достоинствами использования
Результатом
использования ситуационного
Моделирование ситуационно-
Нельзя не отметить и такое значимое применение ситуационного подхода в таможенном менеджменте, как формирование системы управления рисками, основанной на анализе схожих ситуаций и формировании матрицы действий в них. В таможенных органах создан ситуационный центр, который обслуживает не только центральный аппарат ФТС РФ, но и коллег из других ведомств. Система анализа и управления рисками -это будущее в осуществлении таможенной деятельности. В настоящее время проведена уже большая работа, которая позволяет осуществлять выборочный таможенный контроль, что позволяет сократить время таможенного оформления и выявить наиболее высокорисковые партии товаров на основе анализа разных документов.
Труд
сотрудников таможенных органов
в современных условиях, как никогда,
связан с необходимостью решения
постоянно возникающих
Информация о работе Ситуационный подход в таможенном менеджменте