Ситуационный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:47, контрольная работа

Описание работы

Феномен лидерства пытаются объяснить многие теории. Пожалуй, старейшей из них, не утратившей и сегодня своей актуальности, является теория черт. Она создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам - героям. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. Как писал один из основателей этой теории Э. Богардус, "превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству".

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 21.86 Кб (Скачать)

     Введение.

     Теория  черт – подход к личности, описывающий  человека через совокупность стабильных личностных черт, определяющих поведение  человека одинаковым образом в разных ситуациях.

     Первая  развернутая концепция черт личности была разработана на рубеже 30-х — 40-х гг. XX века уже упоминавшимся  в статье о гуманистическом направлении  в психологии американским психологом Г. Олпортом. Согласно его представлениям, черта личности не только обусловливает определенную поведенческую реакцию на широкий спектр внешних стимулов, субъективно воспринимаемых как схожие, но и является мотиватором, побуждающим человека искать и создавать явления внешнего мира (например социальные ситуации), адекватные наличествующей черте.

     Феномен лидерства пытаются объяснить многие теории. Пожалуй, старейшей из них, не утратившей и сегодня своей актуальности, является теория черт. Она создавалась  на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам - героям. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. Как писал один из основателей  этой теории Э. Богардус, "превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству".

     Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую  волю и целеустремленность, кипучую  энергию, незаурядные организаторские  способности и, особенно, компетентность и готовность брать на себя ответственность. К обязательным качествам современных  политических лидеров в демократических  странах все чаще добавляют фото- и телегеничность, внешнюю привлекательность, способность внушать людям доверие и т.п. 
 
 

     Теория  черт. Ситуационный подход.

     Гордон (Уиллард) Олпорт и Раймонд (Бернард) Кэттэлл начали разработку теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства.

     Люди  согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых  черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

     Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с  помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким  путем шел Г. Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.

     Второй  способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа - сложного метода современной статистики позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

     С помощью данного метода Р. Кэттэллу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р. Кэттэлл построил 16-факторный личностный опросник. В нижеприведённой таблице перечислены эти факторы. 

     №№      Обозначение фактора      Характеристика  фактора
     1      A      Общительность - замкнутость
     2      B      Ограниченное  мышление - сообразительность
     3      C      Эмоциональная устойчивость - неустойчивость
     4      E      Независимость – подчиненность 
     5      P      Озабоченность - беспечность
     6      G      Выраженная  сила «Я» - беспринципность
     7      H      Смелость - робость
     8      J      Податливость - жестокость
     9      L      Подозрительность - доверчивость
     10      M      Непрактичность - практичность
     11      N      Гибкость - прямолинейность
     12      O      Тревожность - спокойствие
     13      Q1      Радикализм - консерватизм
     14      Q2      Самостоятельность - внушаемость
     15      Q3      Высокий самоконтроль – низкий самоконтроль
     16      Q4      Напряженность - релакация
 
      
     МД            Лживость - Правдивость.

     Этот  параметр не является личностным фактором. Он введён для того, чтобы в случае выраженной неискренности подвергнуть  все результаты тестирования сомнению. 

     
 

     Были  предприняты попытки более детального описания личности. Так, например, Р. Мейли выявлял не 16, а 33 черты, которые, по его мнению, являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности.

     Следует отметить, что теория черт имеет  довольно серьезные недостатки.

     Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого  факторному анализу, существенно зависит  выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными  данными, исследователи получают не одинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необходимости и  достаточности выявленного набора личностных черт также оказываются весьма различными. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20.

     Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось  практически невозможным точно  предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые  по смыслу связаны с выявленными  чертами. Как выяснилось, поведение  человека, кроме черт личности, зависит  ещё и от многих других условий, в  частности от особенностей самой  ситуации, в которой оно рассматривается. 
 

     Ситуационный  подход на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных в современной науке об управлении. 
С одной стороны, он один из наиболее разработанных инструментов для последовательного, комплексного, системного анализа ситуаций принятия важных управленческих решений. С другой стороны, он позволяет выявить основные тенденции, определяющие динамику вырабатывания ситуации принятия решения, а также основные управляющие воздействия, способные оказать влияние на развитие ситуации. Этот подход позволяет принимать решения, основываясь на анализе и понимании ситуации, динамики ее модифицирования, а не исходя из традиционного принципа проб и ошибок. Возможность осуществления предварительного анализа ситуации и предвидения ее ожидаемых изменений делает ситуационный подход гораздо более эффективным и позволяет избежать иногда значительных потерь ресурсов и времени. В основу ситуационного подхода положен ситуационный анализ. Ситуационный анализ это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в базе которых анализ отдельно взятой управленческой ситуации. Ситуационный анализ является в некотором смысле противоположностью стратегическому управлению. Действительно, стратегическое управление идет от глобального представления организации, ее целей и способов их достижения, которые в дальнейшем конкретизируются, детализируются, воплощаются в виде планов и заданий.

     В ситуационном анализе, так же как  в системном анализе и в  любой другой науке об управлении, разработаны универсальные технологии, методы, приемы, которые годятся  не только для одной отдельно взятой ситуации принятия решения, однако и  для целого класса ситуаций. Более  детально мы ознакомимся с ними при  обсуждении следующей темы этого  раздела. 
Однако только специально проведенный анализ именно той ситуации, которая сформировалась для объекта управления именно на момент принятия решения, позволяет профессиональному менеджеру выбрать ту или иную, подчас единственную, конкретную управленческую технологию, метод, прием, решение, приводящие к цели. 
Одна и та же стратегическая идея, скажем, выбор структуры организации, может быть реализована по-разному. Различные организационные структуры рассмотрены достаточно обстоятельно в разделе книги, посвященном кадровым решениям. На какой из них лучше остановиться это уже результат ситуационного анализа, учитывающего и характер деятельности организации, и внешнюю среду, в которой организация функционирует, и внутреннюю культуру и кадровый состав. При проведении ситуационного анализа используются специально разработанные технологии, базирующиеся в значительной степени на использовании современных методов получения, разбора и обработки экспертной информации. Центральную роль, согласно работе, при ситуационном подходе играет определение ситуационных переменных. Они ключ к пониманию ситуации, а значит, к утверждению эффективный управленческих решений. Поэтому одной из основных проблем, решаемых ситуационным анализом, является установление факторов, определяющих развитие ситуации. Если мы захотим выделить все факторы, в той или иной степени влияющие на развитие ситуации, то это будет задачей, с одной стороны, нереальной, а с другой лишенной смысла, неосуществимой она будет потому, что на развитие ситуации влияние, может быть, незначительное, оказывает очень много факторов. 
Кто поручится, что дождь и непогода за окном или семейные и прочие неурядицы не повлияли хоть в какой-то степени на настроение руководителя, проводящего данное совещание? Задержки или брак в производстве какой-либо маловажной на первый взгляд детали могут привести к сбоям в работе главного конвейера. Задача установления всех факторов, влияющих на развитие ситуации, является лишенной смысла потому, как сколько-нибудь полный, доведенный до конечной логической точки анализ ситуации становится практически невозможным. Все связи и взаимодействия факторов проследить невозможно. Трудоемкость анализа резко возрастает. Качество зарабатываемого результата в силу перечисленных выше причин не повышается, а снижается. Поэтому одной из основных задач ситуационного анализа является установление не всех, а именно основных факторов, проявляющих существенное влияние на развитие ситуации, и отбрасывание тех факторов, которые существенного влияния оказать не могут. 
Сегодня известны и используются несколько технологий установления основных влияющих факторов в результате анализа топ или иной конкретной ситуации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ситуационный подход