Ситуационный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:38, реферат

Описание работы

В условиях современного мира, когда все больше востребовано грамотное управления, возникают новые подходы и управленческие теории, способные эффективно управлять организацией.

Постепенное развитие управленческих теорий, привело к возникновению принципиально новых подходов в управлении. В своей работе, я хотела бы описать и проанализировать ситуационный подход в управлении. На мой взгляд, он наиболее актуален сегодня в условиях часто меняющихся стратегий и направлений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.Управленческие теории: история развития………………………………..4

2.Основные положения ситуационного подхода в управлении……………9

3.Анализ ситуационного подхода и оценка степени эффективности его применения…………………………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………..16

Список использованных источников и литературы………………………….17

Работа содержит 1 файл

Ситуационный подход Реферат Хабибуллин Б.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.Управленческие теории: история развития………………………………..4

2.Основные положения  ситуационного подхода в управлении……………9

3.Анализ ситуационного  подхода и оценка степени эффективности  его применения…………………………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………..16

Список использованных источников и литературы………………………….17

 

Введение

     В условиях современного мира, когда  все больше востребовано грамотное управления, возникают новые подходы и управленческие теории, способные эффективно управлять организацией.

     Постепенное развитие управленческих теорий, привело  к возникновению принципиально  новых подходов в управлении. В  своей работе, я хотела бы описать  и проанализировать ситуационный подход в управлении. На мой  взгляд, он наиболее актуален сегодня в условиях часто меняющихся стратегий и направлений.

     Суть  ситуационного подхода проста - каждое управленческое решение должно приниматься  методом, соответствующим той или  иной ситуации. Однако существует множество  интересных принципов данного подхода, его индивидуальных особенностей, о которых я хотела бы рассказать в своей работе.

     Таким образом, передо мной стоит следующая  цель – раскрыть сущность ситуационного  подхода, а так же задачи, которые  заключаются в анализе подхода, оценки его эффективности и актуальности.

 

      1.Управленческие теории: история  развития

     Потребность в науке и искусстве управления возникла еще в незапамятные времена, когда люди начали заселять землю и образовывать локальные сообщества. Для того чтобы строить эффективные взаимоотношения внутри своего племени и взаимодействовать с другими племенами, требовалось создание политической системы управления. Необходимость в совместном труде (охота, рыболовство, приготовление пищи, земледелие, строительство жилья и т.д.) и защите от врагов и диких зверей привела к созданию методов экономического и военного управления. Вместе с усложнением технологий и жизни общества усложнялись и системы управления, возник целый ряд теорий и принципов, которые применяются сегодня руководителями самых разных уровней – от главы семьи до главы государства.

     Законы  и методы управления обществом и  производством были известны давно. Уже четыре тысячи лет назад в  Египте был написан трактат о  методах управления коллективом  «Поучение Птаххотепа», до сих пор не утративший своей актуальности. В ходе археологических раскопок г. Сузы в 1901 году был обнаружен кодекс законов царя Вавилона Хаммурапи, который определял ответственность за порученную работу, устанавливал минимальный уровень заработной платы и утверждал порядок документальной отчетности. Великий афинский мыслитель-историк и практически современник Сократа Ксенофонт возвел управление людьми в ранг особого вида искусства. Ученик Сократа Платон впервые ввел понятие специализации. А в 325 году нашей эры Александр Македонский утвердил орган коллегиального планирования и управления войсками - штаб.

     Однако  вплоть до начала XX века целостной теории управления не существовало. Бурное развитие новых технологий и резкое увеличение масштабов производства в начале прошлого века привело к острой необходимости создания  теории, которая позволила бы решать возникающие в связи с этим практические задачи и проблемы наиболее эффективно.

     В 1911 году американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления», которая положила начало целому ряду научных исследований в области управления. Тейлор изучал простейшие трудовые процессы – от погрузки металла до кладки кирпича, и пришел к выводу, что «научное управление – не что иное, как некое средство, экономящее труд». Он утверждал, что взамен традиционных практических методов работы требуется научное исследование каждого отдельного элемента производственного процесса, и важную роль в этом играет правильный подбор персонала, его тренировка и обучение. Каждый рабочий должен выполнять наиболее сложную работу, на которую он способен. А «награда, для того чтобы она оказывала надлежащий эффект, должна следовать очень быстро за выполнением самой работы».

     Дальнейшее  развитие теория управления получила в труде теоретика и практика менеджмента Анри Файоля «Общая и промышленная администрация» (1916), посвященная работе высших уровней управления. Файоль заслуженно считается создателем теории администрации и системы принципов учета человеческого фактора в управлении. Главными Файоль считал вопросы человеческих отношений в коллективе и между руководителями и подчиненными.

     Отдельного  внимания заслуживает учение крупного английского экономиста Джона Кейнса, автора «Общей теории занятости, процента и денег», который стал основоположником теории государственного регулирования экономики. Эта теория, названная кейнсианством, была создана в результате анализа мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Основа кейнсианства — разработка мероприятий по преодолению стихийных рыночных процессов, борьбе с кризисами, стимулированию общей покупательской способности и эффективности спроса, полной занятости населения, преодолению безработицы путем организации общественных работ, поиску методов увеличения инвестиций, регулированию банковских процентов, т.е. проблемам, весьма актуальным для современного общества.

     Следующий виток развития теории управления связан с развитием психологии. Личность выступает на первый план, и каждое предприятие теперь рассматривается, в первую очередь, как социальная система, а основным элементом эффективности управления считается человеческий фактор.

     Одним из основоположников доктрины «человеческих  отношений» стал специалист в области  социологии, психологии и психиатрии Э. Мэйо. Теоретики школы Мэйо были уверены, что значительную часть конфликтов между человеком и организацией можно устранить, если как можно более полно удовлетворить социальные и психологические потребности личности: внимание к личности и ее потребностям вызовет у работников «эффект сопричастности» и будет способствовать уверенности, что они являются партнерами производителя, владельца предприятия, а это,  в свою очередь, приведет к повышению эффективности труда. Идеи Мэйо получили название теории патернализма (от лат. paternus — отцовский, pater - отец).

     Исследователь Дуглас Макгрегор изучал взаимоотношения  между руководителем и подчиненным, в результате чего сформулировал  две теории: X и Y.

     Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления.

     Интеграция  производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия.

     На  макроэкономическом уровне управление должно учитывать, глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений.

     Традиционные  ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и т.п.) приходят в противоречие с требованиями сбалансированного с окружающей средой развития экономики и самого человека.

     Смена парадигмы управления на макроуровне  меняет принципы целеполагания и целеосуществления на уровне предприятий.

     Все более признанным становится приоритет  общественных интересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического экономического, организационного и социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно и средством связи предприятия с внешней рыночной средой.

     Современный менеджмент характеризуют следующие положжения:

     1.Отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется, прежде всего,рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации.

     2.Использование в управлении теории систем, облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются открытыми, т.е. предприятие зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функционировать, система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

     3. Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обусловливается реакциями на различные по своей природе воздействия извне. Центральный момент здесь — ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели.

         Новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как самоорганизация и в меньшей степени как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения и коллективе и реакция людей на изменения.

     Ориентация  на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях.

 

      2.Основные положения ситуационного подхода в управлении

     Данный подход рассматривается в качестве «едва ли не самого крупного научного результата в этой области за последние два десятилетия». Возникнув в конце 60-х гг., он, так же как и системный, не является сводом конкретных принципов и процедур управления, а представляет собой общую методологию, способ мышления в области организационных проблем и путей их решения. Его центральное положение развивает один из главных тезисов системного подхода, согласно которому любая организация — это открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии (информационном, энергетическом, материальном и иных) с внешней средой. Она имеет свои «входы» и «выходы»; активно приспосабливается к своей весьма разнообразной внешней и внутренней среде. Следовательно, главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее — в той ситуации, в которой она реально функционирует. Понятие ситуации стало, поэтому ключевым в данном подходе. Ситуация определяется как конкретная система обстоятельств и условий, которые наиболее сильно влияют на организацию в данное время. Само по себе это понятие не является новым в теории управления, поскольку, например, уже в 20-е гг. М. Фоллетт сформулировала «закон ситуации», согласно которому «различные типы ситуаций требуют различных типов знания». Следовательно, для эффективного поведения во всем разнообразии жизненных ситуаций требуется синтез разнородных знаний и умение их выбирать в зависимости от специфики конкретных условий. Однако лишь в рассматриваемом подходе эти положения получили свою комплексную разработку. Ситуационный подход не оспаривает разработанные ранее принципы управления. Он, однако, утверждает, что оптимальные приемы и способы, которые должен использовать руководитель для успешного достижения целей организации, не могут носить только общего характера и должны значительно варьироваться, они определяются именно ситуацией управления. Содержание управления, а в значительной мере — и искусство руководства им заключаются в умении правильного выбора оптимальных приемов и методов руководства из всего их множества. 
 
Согласно ситуационному подходу, процесс управления включает четыре основных макроэтапа:

    • формирование управленческой компетентности руководителя, т.е. его овладение средствами управления, которые доказали на практике свою эффективность;
    • предвидение возможных последствий (как положительных, так и отрицательных) от применения какой-либо концепт ции или метода по отношению к ситуации; их сравнительный анализ;
    • адекватная интерпретация ситуации; выделение ее главных факторов - так называемых ситуационных переменных (внешних и внутренних);
    • оценка эффектов от воздействия на одну или несколько переменных;
    • согласование выбранных руководителем приемов управления с конкретными условиями на основе требования максимизации положительного и минимизации отрицательного эффектов.

     Ключевым в этом процессе является его третий этап, состоящий в выборе наиболее существенных для ситуации внешних и внутренних переменных. Конкретные наборы этих переменных сильно варьируются. Однако существует и достаточно ограниченный перечень основных среди них — наиболее важных для подавляющего большинства управленческих ситуаций.

     Важным итогом ситуационного подхода явилось и то, что он, в отличие от разработанных ранее и претендовавших на роль универсальных и «единственно верных», показал, что лучшего способа управления нет в принципе. Эффективность любого из них относительна и определяется ситуацией управления. Ситуационный подход в целом следует охарактеризовать как концепцию «управленческой относительности», резко контрастирующую с абсолютизмом многих иных подходов и их претензиями на универсальность. Не случайно поэтому переход от «универсализма» к «ситуационизму» иногда сравнивают с «переходом от плоскости к трехмерному пространству, от немого черно-белого кино к цветному со стереоскопическим звуком».

 

      3.Анализ ситуационного подхода и оценка степени эффективности его применения 

     Ситуационный подход на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных в современной науке об управлении.

     С одной стороны, он сегодня один из наиболее разработанных инструментов для последовательного, комплексного, системного анализа ситуаций принятия важных управленческих решений. С другой стороны, он позволяет выявить основные тенденции, определяющие динамику развития ситуации принятия решения, а также основные управляющие воздействия, способные оказать влияние на развитие ситуации.

Информация о работе Ситуационный подход