Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:25, курсовая работа
Целью данной работы является обобщение и систематизация теоретических знаний по вопросам ситуационного подхода в таможенном менеджменте.
Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются следующие вопросы: сущность ситуационного подхода и его эволюция; общее и конкретное в ситуационном подходе, внешние и внутренние факторы ситуации, методы изучения конкретных ситуаций; применимость и эффективность ситуационного подхода в управлении таможенными органами.
Введение 3
1. Понятие ситуационного подхода в менеджменте и его методология 6
2. Инструменты ситуационного менеджмента 13
3. Методы изучения конкретных ситуаций в менеджменте 19
4. Применение ситуационного подхода в процессе деятельности таможенных органов 23
Заключение 27
Литература 31
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________
Кафедра
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Таможенный менеджмент»
на тему
«Ситуационный подход
в таможенном менеджменте»
Выполнил:
студент 5-го курса
заочной формы обучения факультета
таможенного дела, группа 5511-зво
К.Р.Брильков
Проверил: А.А, Селезнев
(инициалы, фамилия преподавателя)
Профессор
Оценка
Подпись
«___»
2010 г.
Санкт-Петербург
2010
Оглавление
Введение 3
1. Понятие ситуационного подхода в менеджменте и его методология 6
2. Инструменты ситуационного менеджмента 13
3. Методы изучения конкретных ситуаций в менеджменте 19
4. Применение ситуационного подхода в процессе деятельности таможенных органов 23
Заключение 27
Литература 31
В постоянно изменяющихся социально-экономических и нормативно-правовых условиях, формируемых в России существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню управления всеми структурами государства и общества, в том числе и таможенных органов, что, в свою очередь, порождает новые управленческие проблемы.
На протяжении XX века менеджмент выступал в роли фактора, организующего экономическую деятельность. По мере накопления и практического закрепления знаний происходило формирование принципов эффективного руководства. В условиях современного индустриального роста впервые эти принципы были сформулированы классиками теории управления: А.Файолем, Ф.Тейлором, Г.Эмерсоном. Наиболее комплексные и сложные концепции руководства, разработанные в пятидесятые — семидесятые годы, связаны с системным и ситуационным подходами к управлению. Казалось, что ''социальная технология'' менеджмента уже достаточно хорошо разработана и в дальнейшем от нее потребуется только уточнение частных деталей.
Но в конце ХХ столетия привычное положение вещей стало быстро меняться. Накопленный десятилетиями практический и теоретический опыт все чаще стал оказываться бесполезен. Многие хорошо знакомые компаниям изменения рыночной конъюнктуры стали быстро менять свой характер. Из дискретных и невзаимосвязанных они стали превращаться в системные. Обновление продукции и технологий, технологические прорывы и разрушение традиционных границ отраслей и рынков, падение спроса и утрата прибыльности одних областей деятельности и стремительный рост новых происходят непрерывным потоком, и каждое такое изменение по цепочке вызывает серию новых.
Начавшийся новый этап экономического развития получил название постиндустриальной эпохи. Один из наиболее авторитетных исследователей менеджмента П. Друкер образно назвал ее ''эпохой без закономерностей'', и таким образом, управление во многом стало зависеть от конкретной ситуации, формирующейся в государстве, обществе или организации.
В
науке об управлении социально-экономическая
сторона менеджмента
В российской экономике, как отметили Международный экономический форум и Мировой банк, слабым звеном в конкурентной борьбе является система менеджмента. В опубликованных в России учебниках и учебных пособиях по различным разделам менеджмента описаны только некоторые научные подходы без методик их практического применения. На наш взгляд, развитие системы менеджмента является основным фактором развития в России рыночных отношений. Как самостоятельный вид деятельности менеджмент начал формироваться во второй половине ХIХ века. Существуют различные классификации этапов и направлений развития менеджмента. С точки зрения методологии менеджмента различают четыре основных подхода в развитии теории и практики менеджмента: выделение различных научных школ (школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений и поведенческих наук, количественная школа); процессный подход; системный подход; ситуационный подход. В теории управления происходит постоянный поиск новых форм и методов рационализации управления. Так, на рубеже 70-х гг. была выдвинута новая четко сформулированная идея о том, что организация – это открытая система, которая приспосабливается к своей весьма многообразной внешней и внутренней среде, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее. Ситуационный подход как научная методология – это особое понятие, заключающее в себе рассмотрение объектов анализа не изолированно, а в связи со многими другими объектами и явлениями. Дальнейшее развитие теории систем (но не отменяющим ее) стал ситуационный подход. С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены, именно в рамках ситуационного подхода.
Таким образом, в качестве сущностного явления менеджмент можно рассматривать с позиции трех различных подходов - процессного, системного и ситуационного. Целью данной работы является обобщение и систематизация теоретических знаний по вопросам ситуационного подхода в таможенном менеджменте.
Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются следующие вопросы: сущность ситуационного подхода и его эволюция; общее и конкретное в ситуационном подходе, внешние и внутренние факторы ситуации, методы изучения конкретных ситуаций; применимость и эффективность ситуационного подхода в управлении таможенными органами.
Объект исследования – ситуационный подход в менеджменте.
Предмет исследования – применение ситуационного подхода в процессе управления в таможенном деле.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили общетеоретические идеи ситуационного подхода (И. Ансофф, М.Л. Вайсбурд, В.Н. Родионова, В.В. Сериков, Дж. Томпсон, Е.Н.Шиянов и др.).
Под ситуацией в теории и практике менеджмента понимается вся совокупность обстоятельств и условий, побуждающих или вынуждающих менеджера принимать решения и предпринимать управленческие действия.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней1.
Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.
Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам2:
а) содержанию - технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.;
б) виду управленческого решения во времени - стратегические, тактические, оперативные;
в) ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;
г) методам реализации управленческих решений.
Схема
применения ситуационного подхода
на примере стратегии, которая была
разработана в 2007г., а реализуется в 2010г.
А *
цель ''А''
А**
А***
2007 2008 2009 2010
Рис.1. Схема применения ситуационного подхода
Где
А*=А**=А*** - альтернативные варианты достижения
цели для конкретных ситуаций.
Анализ рис. 1 показывает, что при разработке стратегии не было одного единственного варианта достижения цели ''А''. Поэтому на 2007. были разработаны альтернативные варианты достижения одной и той же цели в зависимости от конкретной ситуации на рынке (три варианта). В 2007. при реализации стратегии оптимальным оказался второй вариант. В 2008г. при реализации тактического плана столкнулись с тремя ситуациями. Обозначения цели и результата не совпадают, т.к. при разработке стратегии всегда закладывается некоторый резерв (5-10%) на преодоление непредвиденных ситуаций.
Значение принципа оптимальности элемента относительно системы выходит за рамки рекомендаций конкретных школ системного управления. Он определяет способ мышления, при котором вся деятельность менеджера понимается как система, а ситуация выступает как момент существования этой системы, полностью подчиненный целому. При таком подходе менеджер стремится извлечь из ситуации именно то, что требуется системе, что является для нее оптимальным3.
Но конкретная ситуация в общем случае богаче того, что в ней нужно данной системе. Случайно возникшее уникальное сочетание обстоятельств (состав, контингент) может содержать для менеджера возможности, не предусмотренные системным подходом. Это могут быть перспективы качественного изменения (реформирования) данной системы или перехода на иные системные направления; ситуация может затрагивать ценности, вообще находящиеся вне сферы менеджмента. Например, предприниматель может обрадоваться возможности связать в форме спонсорства свое имя с выдающимся человеком – предметом личного обожания спонсора.
Поэтому по мере утверждения в менеджменте системного подхода на его основе и наряду с ним начал формироваться подход, нацеленный на реализацию уникальных возможностей конкретной ситуации – ситуационный, или контингентный подход в управлении.
Ситуационный подход к управлению начал разрабатываться в конце 60-х годов ХХ века. Он стал логическим продолжением теории систем. Ситуационный подход не отвергает теории системного и процессного подходов. Он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом этого подхода является ситуация.
Под ситуацией понимается конкретный набор внутренних и внешних обстоятельств (факторов), которые оказывают воздействие на организацию в данное время. Именно ситуация определяет функции управления, выбор методов, стилей, структур, принципов управления для достижения целей организации наиболее эффективным способом. С точки зрения ситуации лучшего способа управления не существует. Ситуационный подход пытается определить, какие переменные являются значимыми и как они влияют на эффективность организации.
Ситуационный подход концентрирует внимание на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Сам процесс управления необходимо рассматривать как систему взаимосвязанных внутренних переменных организации, факторов внешней среды и конкретных методов управления.
Главной идеей ситуационного подхода в теории лидерства было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.
Информация о работе Ситуационный подход в таможенном менеджменте