Особенности таможенного тарифного регулирования внешней экономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:42, дипломная работа

Описание работы

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
3. Обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
4. Внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение 3―7
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
1.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности 8―11
1.2. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ 12―23
1.3. Таможенная пошлина: правовая и экономическая
природа, функции и виды 23―34
1.4. Тарифные методы в системе государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности 34―47
Глава 2. Таможенно-тарифная политика России и зарубежных стран
2.1 Таможенно–тарифная политика зарубежных стран 48―57
2.2 Принципы таможенно-тарифного и налогового
регулирования в Таможенном союзе 57―63
2.3. Система механизмов таможенно-тарифного
регулирования внешней экономической деятельности 64―72
Заключение 73―77
Список использованной литературы 78―80

Работа содержит 1 файл

Диплоп.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

     В условиях рыночной экономики и либерализации  ВЭД таможенные пошлины стали  важнейшим экономическим регулятором  ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.

     Пошлина относится к числу ценовых  категорий. Это требует индивидуального  подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному товару, их координации с национальными и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т.п.

     При определении ввозных пошлин в  прошлом, т.е. в XIX в. и в начале XX в., преобладал фискальный подход: пошлины определялись на высоком уровне и рассматривались как один из важнейших источников доходов государства. Это вместе с тем позволяло решать задачу защиты национальной экономики от наплыва английских товаров, поскольку Англия вступила значительно раньше других стран на путь промышленной революции, ее продукция была высоко конкурентоспособна и во многом превосходила товары других стран Европы и Америки19.

     В XX в. наметилась тенденция снижения таможенных пошлин, ослабление их роли в формировании государства, на первый план выдвигалась их регулирующая функция, которая отнюдь не ограничивалась запрещением или резким ограничением ввоза импортных товаров. Нарастала потребность в более детальной дифференциации ставок таможенных пошлин по товарным группам и конкретным изделиям с учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен.

     Такая дифференциация таможенных пошлин требовала  ее научного обоснования, изучения объективных  факторов, определяющих эту дифференциацию.

     Тенденция к снижению ставок таможенных пошлин и к усилению их дифференциации по группам товаров и конкретным изделиям были обусловлены объективными факторами. Развитие международного разделения труда требовало ослабления протекционизма. Специализация национальных экономик, в том числе предметная, подетальная и технологическая, требовала дифференциации внешнеторговой политики стран по группам, видам продукции и стадиям технологии и обоснования таможенных пошлин по изделиям и группам изделий с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации. Решение данной проблемы возможно только с позиций общей теории цен и дифференциальной ренты, т.е. пошлины, следует рассматривать как интернациональную дифференциальную ренту.

     В экономической теории и в практике хозяйственной деятельности хорошо известны две основные формы дифференциальной ренты - по плодородию и местоположению.

     Различия  в плодородии земель служат естественным основанием дифференциации издержек производства в земледелии: более высокие издержки на менее плодородных землях и более низкие ― на более плодородных. Ограниченность плодородных земель определяет необходимость эксплуатации менее плодородных и, поскольку их продукция необходима обществу, ее индивидуальные издержки на относительно худших землях регулируют рыночные цены. При этих ценах на лучших землях реализуется добавочный дифференцированный доход, который присваивается собственником земли в виде дифференциальной ренты20.

     Дифференциальная  рента образуется также в результате различного местоположения участков земли и дифференциации транспортных расходов.

     В системе мировой экономики, кроме  указанных, возможна еще одна форма  дифференциальной ренты, возникающая  на базе устойчивых различий в национальных издержках производства различных  стран, обусловленных различиями в системе общеобразовательной и профессиональной подготовки национальных кадров, в уровне развития наук и научных исследований и их применения в национальной экономике, что, в свою очередь, определяется богатством страны и ее инвестиционными возможностями, уровнем техники, технологии, организации производства и т.п. Например, низкие издержки производства, высокое качество продукции экономически развитых стран обусловлены не богатством их естественных ресурсов - многие из них являются крупными импортерами сырьевых и энергетических ресурсов, и не благоприятным положением указанных стран, а, главным образом, теми факторами, о которых говорилось выше21.

     При специализации национального производства одна и та же страна может иметь  конкурентные преимущества по одним видам продукции, на производстве которых она специализировалась, и не иметь таких преимуществ по другим выдам продукции. Она будет экспортировать продукцию, соответствующую ее производственной специализации, и завозить непрофильную продукцию, национальное производство которой по тем или иным причинам экономически нецелесообразно22.

     Интернациональные издержки производства формируются в жесткой конкурентной борьбе на основе национальных издержек производства профильной, специализированной продукции, поставляемой на мировой рынок ее основными производителями, обладающими определенными конкурентными преимуществами в области естественных условий производства. Указанные выше преимущества обеспечивают относительно низкий уровень национальных издержек производства специализированной продукции и соответственно - при прочих равных условиях - более низкий  уровень национальных и мировых цен по сравнению с национальными издержками и ценами на аналогичные виды продукции, реализуемой на национальных рынках стран, не являющихся ее экспортерами.

     Эти различия между национальными и  мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах, и  являются объективной основой формирования таможенных пошлин.

     Рассмотрение  природы таможенной пошлины позволяет  сделать вывод о двойственном характере ее сущности. Данная категория  рассматривается и как защитное средство, и как источник получения  государственных доходов. Иначе  говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку.

     Далее приведем экономические показатели деятельности Оренбургской таможни за 2010 г. За указанный период Оренбургской таможней перечислено  в федеральный бюджет 9 млрд. 644 млн. рублей или 125,7% от планового задания. Впервые таможня перешагнула девятимиллиардный рубеж при перечислении платежей в федеральный бюджет. Стоимостной объем товаров, оформленных в Оренбургской таможне за 2010 год, по сравнению с 2009 годом увеличился  и составил  3 млрд. 457 млн. долларов США. При этом экспорт увеличился на  17% и превысил сумму 2,3 млрд. долларов США, а импорт увеличился на  10 % и составил свыше 1,1 млрд. долларов США.

     В настоящее время на российско-казахстанском  участке Государственной границы в регионе деятельности Оренбургской таможни действует упрощённый порядок перемещения товаров Таможенного союза.

     За 2010 год Оренбургской таможней было оформлено  16 017 таможенных деклараций. С февраля 2010 года применяется электронная  форма декларирования с использованием сети «Интернет»23.

     Таким образом таможенная пошлина выполняет две основные функции:

     регулирует   ВЭД   с   целью   создания   равных   условий   для   конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке;

     способствует пополнению доходной части федерального бюджета. 

     1.4 Тарифные методы  в системе государственного  регулирования внешнеэкономической  деятельности 

     Каждая  страна, исходя из своего исторического  опыта, сложившихся социально - экономических условий, места в мировой экономике, природно-географического положения, руководствуясь общенациональными и геополитическими интересами, определяет для себя цели и задачи развития внешнеэкономических связей24.

     Таким образом, формы и методы регулирования  внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей.

     Но  при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально - экономическому прогрессу своего населения.

     В странах бывшего социалистического  лагеря господствовали государственная и кооперативная собственность на средства производства. Экономика развивалась по единому государственному директивному плану, применялась государственная монополия внешней торговли. Связи национальной экономики с другими государствами через мировой рынок строго регламентировались государством, устанавливавшим жесткие планы развития внешней торговли.

     В странах с развитой рыночной экономикой, напротив, национальная экономика развивается  в тесном взаимодействии с мировой  экономикой посредством мирового рынка, на основе рыночных отношений. В этих странах нет государственной монополии внешней торговли. Последняя осуществляется, как правило, частными фирмами на коммерческих началах. Но государство регулирует внешнеэкономическую деятельность с помощью системы экономических и административных методов.

     В научной литературе и в практике методы государственного регулирования  ВЭД обычно подразделяются на две  группы25:

     -тарифные  методы, к которым относятся ввозные  и вывозные пошлины и таможенные сборы;

     -нетарифные  методы, к которым относятся НДС,  акциз, а также методы административного  регулирования ВЭД - квотирование, лицензирование, сертификация товаров  и другие методы26.

     Выделение тарифных методов в особую группу в определенной мере оправдано той специфической ролью, которую играют таможенные тарифы в регулировании ВЭД. Вместе с тем приведенная выше классификация методов регулирования ВЭД представляется недостаточно обоснованной в научном отношении и на практике не способна ориентировать на системное решение вопросов регулирования ВЭД27.

     Во-первых, вызывает сомнение целесообразность объединения  в одну группу нетарифных (с помощью  НДС и акциза) и административных методов регулирования (квотирования, лицензирования, и т.п.). НДС, акциз, как экономические методы управления,   по   своей   природе   схожи   с   тарифными,   которые   являются   также экономическими методами регулирования ВЭД.

     И те, и другие соответствуют природе  рыночных отношений, они относятся  к числу важнейших экономических регуляторов экономики, значение которых будет не ослабляться, а усиливаться. Необходим комплексный системный подход к использованию их в качестве регуляторов ВЭД.

     Во-вторых, административные методы регулирования  ВЭД целесообразно выделить в  особую группу: международные и региональные организации обычно особенно резко реагируют на применение этих мер и требуют их отмены; с другой стороны, при определенных ситуациях, применение этих мер может стать необходимым, и сами меры незаменимы мерами экономического регулирования.

     Например, когда необходимо в какой-то период сократить до определенных размеров или увеличить экспорт или  импорт соответствующих товаров.

     В свете вышеизложенного предоставляется  наиболее целесообразной следующая  классификация методов регулирования ВЭД:

     -экономические  методы регулирования ВЭД, включающие  таможенные пошлины, таможенные  сборы, налог на добавленную  стоимость, спецналоги и акциз;

     -административные  методы регулирования ВЭД, включающие  лицензирование, квотирование, государственную  монополию на экспорт и импорт отдельных специфических товаров, сертификацию качества товаров и тому подобное28.

     Экономические методы регулирования ВЭД, учитывая их взаимосвязь и известную взаимозаменяемость, должны составлять единый экономический  механизм регулирования ВЭД29.

     Единый  экономический механизм регулирования  ВЭД в условиях рыночной экономики  различных модификаций (планово- рыночной, социально- ориентированной и так  далее) в перспективе должен выполнять  основные функции по регулированию  ВЭД.

     Понятие «единый экономический механизм» предполагает наличие определенных взаимосвязей между отдельными элементами, его образующими, системный подход к формированию этого механизма с обеспечением внутренних и внешних связей элементов данной системы. Внешние связи экономического механизма регулирования ВЭД базируются, с одной стороны, на взаимосвязи проблем ВЭД с внутренними проблемами национальной экономики, а с другой - на тех обязательствах, которые принимает на себя Российская  Федерация  при  вступлении  в  международные  и  региональные  союзы  и соглашения и при получении экономической помощи от международных экономических организаций - МВФ, МБРР и других. Внутренние связи в рамках единого экономического механизма возникают на базе взаимосвязей между образующими его элементами и возможностям замены одних элементов другими, то есть их взаимозаменяемости в определенных пределах30.

Информация о работе Особенности таможенного тарифного регулирования внешней экономической деятельности