Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:42, дипломная работа
Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
3. Обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
4. Внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Введение 3―7
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
1.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности 8―11
1.2. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ 12―23
1.3. Таможенная пошлина: правовая и экономическая
природа, функции и виды 23―34
1.4. Тарифные методы в системе государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности 34―47
Глава 2. Таможенно-тарифная политика России и зарубежных стран
2.1 Таможенно–тарифная политика зарубежных стран 48―57
2.2 Принципы таможенно-тарифного и налогового
регулирования в Таможенном союзе 57―63
2.3. Система механизмов таможенно-тарифного
регулирования внешней экономической деятельности 64―72
Заключение 73―77
Список использованной литературы 78―80
Анализ действующих ставок таможенного тарифа позволяет сделать однозначный вывод о том, что в настоящее время по целому ряду товаров государство фактически занимает жесткую протекционистскую позицию, в ряде случаев делая экономически невыгодным их импорт путем установления высокого уровня таможенных пошлин.
К таким товарам можно отнести, например, легковые автомобили, одежду, обувь, мебель, бытовую технику, отдельные виды продовольствия. При этом зачастую игнорируется решение таких задач, как развитие конкуренции и обеспечение социальных интересов (интересов потребителей), а также снижается эффективность реализации фискальной функции («однонаправленной» с протекционистской). Таким образом, не обеспечивается согласованное решение стоящих задач.
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание тот факт, что в настоящий момент основной задачей таможенных органов является обеспечение максимального поступления денежных средств в доходную част федерального бюджета при оптимальном сочетании с защитной функцией, считаем целесообразным определение следующих приоритетов таможенно - тарифной политики67:
Обеспечение
баланса умеренных
Переход к использованию механизма тарифных квот, предполагающего возможность ввоза части высокооблагаемых товаров по более низким ставкам таможенных пошлин в пределах квот, установленных Правительством.
Увязка вопроса снижения ряда ставок пошлин на отдельные товары с процессом получения торгово-политических уступок при ведении переговоров по вступлению России в ВТО.
Использование «смягчения» тарифного регулирования в качестве стабилизирующего социального фактора, имея в виду его антиинфляционный характер и стимулирующее воздействие на развитие предпринимательской деятельности.
Обеспечение целевого использования дополнительно полученных сумм таможенных платежей, поступивших в федеральный бюджет от роста объема импорта и внутренних налогов от торговли импортными товарами, на разработку и реализацию целевых программ поддержки отечественных производителей 68.
Продуманная таможенная политика способна изменить структуру импорта в пользу качественных и высокотехнологичных товаров, способствовать снижению цен, как на импортную, так и на отечественную продукцию.
Однако, как уже отмечалось, достижение поставленных целей и задач в области таможенной политики во многом зависит от того, насколько успешно таможенные органы реализуют свои функции на практике.
За прошлый год Оренбургской таможней было оформлено 16 017 таможенных деклараций. С февраля 2010 года применяется электронная форма декларирования с использованием сети «Интернет». В настоящее время количество электронных деклараций составляет 55,7 % от общего количества деклараций, а выпущенных с использованием сети Интернет – 52,5 %.
Стоимостной объем товаров, оформленных в Оренбургской таможне за 2010 год, по сравнению с 2009 годом увеличился и составил 3 млрд. 457 млн. долларов США.
При этом экспорт увеличился на 17% и превысил сумму 2,3 млрд. долларов США, а импорт увеличился на 10 % и составил свыше 1,1 млрд. долларов США.
Как и в предыдущие годы, доля экспорта (67 %) во внешнеторговом обороте по Оренбургской таможне значительно превышает долю импорта ( 33 %). При этом практически не претерпели изменений структура товарооборота и его распределение между странами - торговыми партнерами.
В ассортименте вывозимых товаров: продукты питания, машины и оборудование, металлоконструкции и прокат черных металлов, строительные материалы, различного рода промышленные товары.
Торговыми партнерами в регионе деятельности Оренбургской таможни в 2010 году являлось 86 стран (при экспорте – 78 стран, при импорте – 55 стран).
В течение 2010 года в регионе деятельности Оренбургской таможни экспортно-импортные операции осуществляли 1103 участника внешнеэкономической деятельности.
Основные объемы товаров перемещаются железнодорожным транспортом. При перевозках автомобильным транспортом наибольшая активность фиксируется в МАПП “Сагарчин” из-за более удовлетворительного состояния автодороги Оренбург – Актюбинск и относительной близости этих городов. Через МАПП “Орск” товаропоток несколько ниже.
В
настоящее время на российско-казахстанском
участке Государственной
С 30.06.2010 в Оренбургской таможне функционирует телефон «горячей линии» для получения консультаций и разъяснений по вопросам, касающимся таможенных операций в условиях действия Таможенного кодекса таможенного союза. За период работы телефона «горячей линии» в таможню поступило более 400 обращений участников ВЭД.
По итогам первого квартала 2011 года объём таможенных платежей, перечисленных Оренбургской таможней в федеральный бюджет, составил 2 446, 126 млн. рублей, что составляет 100,03% от планового задания. Перечисления по экспорту составили 1 647,3 млн. рублей, по импорту– 740,747 млн. рублей.
Оренбургской таможней оформлено 2 664 декларации на товары, в том числе 1 817 деклараций, оформленные в электронном виде.
За
I квартал 2011 года Оренбургской таможней
зарегистрировано 278 правонарушений, из
них возбуждено 118 дел с проведением
административного
Характерной особенностью прошедшего года стало принятие целого ряда новационных решений, изменяющих идеологию работы таможенных органов. Среди основных - Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, как составная часть Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года69.
Приведенные
данные свидетельствуют об активизации
внешнеэкономической
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По
результатам проведенной работы
можно сделать следующие
Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.
В условиях дальнейшей интеграции России в международную торговую систему при сохранении относительно невысокой конкурентоспособности большинства секторов и отраслей усилится роль таможенно-тарифного регулирования как инструмента структурной экономической политики, обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка, содействия формированию конкурентоспособных отечественных производств. Конкретные предложения по совершенствованию национального таможенно-тарифного регулирования, которое в настоящее время выполняет преимущественно фискальные функции, а таможенный тариф выступает, по сути, дополнительным налогом на потребителей и промышленность.
За истекшее десятилетие Россия сделала важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и правилам. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно-тарифного регулирования.
Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО, с которой Россия ведет переговоры о вступлении в эту организацию (с этой целью по согласованному графику вынуждено снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа). В современных условиях таможенно-тарифная политика может и должна стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в отечественной экономике, а затем – одним из ключевых факторов послекризисного экономического развития.
Основными
направлениями таможенно - тарифной
политики России на
ближайшую и среднесрочную перспективу
должны стать:
соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов мирового сообщества в целом;
сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;
обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;
содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота, улучшению структуры экспорта и импорта;
соблюдения
интересов отечественных
Основными ориентирами работы с импортным тарифом будут являться:
- приведение номинального уровня тарифной защиты в соответствии с ее сегодняшним эффективным уровнем;
- повышение степени эффективности таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки с учетом текущей и желаемой структуры российской экономики;
- повышение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей промышленности за счет установления достаточно высокого уровня импортных пошлин;
- сохранение необходимых уровней тарифной защиты отраслей, являющихся слабо конкурентоспособными;
- поэтапная либерализация доступа товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации;
- либерализация импортного тарифа на товары, которые в российской Федерации не производятся или производятся в недостаточном количестве и которые необходимы для модернизации экономики и снижения общеэкономических издержек.
Необходимо
так же подчинить структуру и
ставки таможенного тарифа РФ целям
и задачам разработанной
Немаловажно,
так же с целью стимулирования
производственно-
Таможенно - тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:
-определение страны происхождения товара;
- определение таможенной стоимости товара;