Особенности таможенного тарифного регулирования внешней экономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:42, дипломная работа

Описание работы

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
3. Обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
4. Внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение 3―7
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
1.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности 8―11
1.2. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ 12―23
1.3. Таможенная пошлина: правовая и экономическая
природа, функции и виды 23―34
1.4. Тарифные методы в системе государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности 34―47
Глава 2. Таможенно-тарифная политика России и зарубежных стран
2.1 Таможенно–тарифная политика зарубежных стран 48―57
2.2 Принципы таможенно-тарифного и налогового
регулирования в Таможенном союзе 57―63
2.3. Система механизмов таможенно-тарифного
регулирования внешней экономической деятельности 64―72
Заключение 73―77
Список использованной литературы 78―80

Работа содержит 1 файл

Диплоп.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

     Анализ  действующих ставок таможенного  тарифа позволяет сделать однозначный  вывод о том, что в настоящее время по целому ряду товаров государство фактически занимает жесткую протекционистскую позицию, в ряде случаев делая экономически невыгодным их импорт путем установления высокого уровня таможенных пошлин.

     К таким товарам можно отнести, например, легковые автомобили, одежду, обувь, мебель, бытовую технику, отдельные виды продовольствия. При этом зачастую игнорируется решение таких задач, как развитие конкуренции и обеспечение социальных интересов (интересов потребителей), а также снижается эффективность реализации фискальной функции («однонаправленной» с протекционистской). Таким образом, не обеспечивается согласованное решение стоящих задач.

     Исходя  из вышеизложенного, а также принимая во внимание тот факт, что в настоящий момент основной задачей таможенных органов является обеспечение максимального поступления денежных средств в доходную част федерального бюджета при оптимальном сочетании с защитной функцией, считаем целесообразным определение следующих приоритетов таможенно - тарифной политики67:

     Обеспечение баланса умеренных протекционистских мер, стимулирующих вовлечение российских предпринимателей в международную кооперацию, и мер, способствующих добросовестной конкуренции отечественных и иностранных предпринимателей. В связи с этим на определенный период времени - частичный отказ от протекционистских целей, обеспечиваемых сверхвысокими ставками таможенных пошлин, стимулирующих ввоз и обеспечивающих более высокие поступления денежных средств в бюджет (например, через механизм установления сезонных пошлин).

     Переход к использованию механизма тарифных квот, предполагающего возможность ввоза части высокооблагаемых товаров по более низким ставкам таможенных пошлин в пределах квот, установленных Правительством.

     Увязка  вопроса снижения ряда ставок пошлин на отдельные товары с процессом  получения торгово-политических уступок при ведении переговоров по вступлению России в ВТО.

     Использование «смягчения» тарифного регулирования в качестве стабилизирующего социального фактора, имея в виду его антиинфляционный характер и стимулирующее воздействие на развитие предпринимательской деятельности.

     Обеспечение целевого использования дополнительно  полученных сумм таможенных платежей, поступивших в федеральный бюджет от роста объема импорта и внутренних налогов от торговли импортными товарами, на разработку и реализацию целевых программ поддержки отечественных производителей 68.

     Продуманная таможенная политика способна изменить структуру импорта в пользу качественных и высокотехнологичных товаров, способствовать снижению цен, как на импортную, так и на отечественную продукцию.

     Однако, как уже отмечалось, достижение поставленных целей и задач в области  таможенной политики во многом зависит  от того, насколько успешно таможенные органы реализуют свои функции на практике.

     За  прошлый год Оренбургской таможней было оформлено 16 017 таможенных деклараций. С февраля 2010 года применяется электронная форма декларирования с использованием сети «Интернет». В настоящее время количество электронных деклараций составляет 55,7 % от общего количества деклараций, а выпущенных с использованием сети Интернет – 52,5 %.

     Стоимостной объем товаров, оформленных в  Оренбургской таможне за 2010 год, по сравнению с 2009 годом увеличился и составил 3 млрд. 457 млн. долларов США.

     При этом экспорт увеличился на 17% и превысил сумму 2,3 млрд. долларов США, а импорт увеличился на 10 % и составил свыше 1,1 млрд. долларов США.

     Как и в предыдущие годы, доля экспорта (67 %) во внешнеторговом обороте по Оренбургской таможне значительно превышает  долю импорта ( 33 %). При этом практически  не претерпели изменений структура товарооборота и его распределение между странами - торговыми партнерами.

     В ассортименте вывозимых товаров: продукты питания, машины и оборудование, металлоконструкции и прокат черных металлов, строительные материалы, различного рода промышленные товары.

     Торговыми партнерами в регионе деятельности Оренбургской таможни в 2010 году являлось 86 стран (при экспорте – 78 стран, при  импорте – 55 стран).

     В течение 2010 года в регионе деятельности Оренбургской таможни экспортно-импортные  операции осуществляли 1103 участника внешнеэкономической деятельности.

     Основные  объемы товаров перемещаются железнодорожным  транспортом. При перевозках автомобильным  транспортом наибольшая активность фиксируется в МАПП “Сагарчин” из-за более удовлетворительного состояния автодороги Оренбург – Актюбинск и относительной близости этих городов. Через МАПП “Орск” товаропоток несколько ниже.

     В настоящее время на российско-казахстанском  участке Государственной границы  в регионе деятельности Оренбургской таможни действует упрощённый порядок перемещения товаров Таможенного союза.

     С 30.06.2010 в Оренбургской таможне функционирует  телефон «горячей линии» для получения  консультаций и разъяснений по вопросам, касающимся таможенных операций в условиях действия Таможенного кодекса таможенного союза. За период работы телефона «горячей линии» в таможню поступило более 400 обращений участников ВЭД.

     По  итогам  первого квартала 2011 года объём таможенных платежей, перечисленных  Оренбургской таможней в федеральный  бюджет,  составил 2 446, 126 млн. рублей, что составляет 100,03% от планового задания. Перечисления по экспорту составили 1 647,3 млн. рублей, по импорту– 740,747 млн. рублей.

     Оренбургской  таможней оформлено 2 664 декларации на товары, в том числе 1 817 деклараций, оформленные в  электронном виде.

     За  I квартал 2011 года Оренбургской таможней   зарегистрировано 278 правонарушений, из них возбуждено 118 дел с проведением  административного расследования, без проведения административного  расследования 160 дел.

     Характерной особенностью прошедшего года стало принятие целого ряда новационных решений, изменяющих идеологию работы таможенных органов. Среди основных - Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, как составная часть Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года69.

     Приведенные данные свидетельствуют об активизации  внешнеэкономической деятельности Оренбургской области как со странами Таможенного союза, так и со странами дальнего зарубежья70. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     По  результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы.

     Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики,    проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

     В условиях дальнейшей интеграции России в международную торговую систему  при сохранении относительно невысокой  конкурентоспособности большинства секторов и отраслей усилится роль таможенно-тарифного регулирования как инструмента структурной экономической политики, обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка, содействия формированию конкурентоспособных отечественных производств. Конкретные предложения по совершенствованию национального таможенно-тарифного регулирования, которое в настоящее время выполняет преимущественно фискальные функции, а таможенный тариф выступает, по сути, дополнительным налогом на потребителей и промышленность.

     За  истекшее десятилетие Россия сделала  важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного  регулирования, отвечающей международным  нормам и правилам. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно-тарифного регулирования.

      Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО, с которой Россия ведет переговоры о вступлении в эту организацию (с этой целью по согласованному графику вынуждено снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа). В современных условиях таможенно-тарифная политика может и должна стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в отечественной экономике, а затем – одним из ключевых факторов послекризисного экономического развития.

     Основными направлениями таможенно - тарифной политики России на 
ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать:

     соблюдение  системы приоритетов: обеспечение  интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов мирового сообщества в целом;

     сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;

     обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;

     содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота,   улучшению структуры экспорта и импорта;

     соблюдения  интересов отечественных производителей товаров.

     Основными ориентирами работы с импортным  тарифом будут являться:

     - приведение номинального уровня тарифной защиты в  соответствии с ее сегодняшним эффективным уровнем;

     - повышение степени эффективности таможенного тарифа за счет   его дифференциации по степени обработки с учетом текущей и желаемой структуры российской экономики;

     - повышение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей промышленности за счет установления достаточно высокого уровня импортных пошлин;

     - сохранение необходимых уровней тарифной защиты отраслей, являющихся слабо конкурентоспособными;

     - поэтапная либерализация доступа товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации;

     - либерализация импортного тарифа на товары, которые в российской Федерации не производятся или производятся в недостаточном количестве и которые необходимы для модернизации экономики и снижения общеэкономических издержек.

      Необходимо  так же подчинить структуру и  ставки таможенного тарифа РФ целям  и задачам разработанной Концепции  социально-экономического развития страны до 2020 г. и формируемой на ее основе национальной промышленной политики. Речь, прежде всего, идет о более тщательном учете состояния и специфики отдельных отраслей и производств, по отношению к которым таможенно-тарифное регулирование может в различной степени и комбинации выполнять протекционистские, структурные, стимулирующие или фискальные функции. Положение конкретных отраслей и производств на внутреннем рынке страны определяется, главным образом, уровнем их конкурентоспособности.

      Немаловажно,  так же с целью стимулирования производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний и переноса обрабатывающих производств на территорию РФ ("импорт производств вместо импорта товаров") более последовательно проводить в жизнь принцип эскалации таможенного тарифа, снизив уровень обложения импортных материалов, комплектующих изделий и компонентов, используемых для выпуска готовых изделий в РФ (хотя здесь возможны и исключения, требующие, например, сохранения высокого уровня пошлин на материалы и комплектующие для создания благоприятных условий для развития соответствующих отечественных производств), а также более активно применять специальные таможенные режимы (переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления).

     Таможенно - тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

     -определение  страны происхождения товара;

     - определение таможенной стоимости товара;

Информация о работе Особенности таможенного тарифного регулирования внешней экономической деятельности