Особенности таможенного тарифного регулирования внешней экономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:42, дипломная работа

Описание работы

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
3. Обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
4. Внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение 3―7
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
1.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности 8―11
1.2. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ 12―23
1.3. Таможенная пошлина: правовая и экономическая
природа, функции и виды 23―34
1.4. Тарифные методы в системе государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности 34―47
Глава 2. Таможенно-тарифная политика России и зарубежных стран
2.1 Таможенно–тарифная политика зарубежных стран 48―57
2.2 Принципы таможенно-тарифного и налогового
регулирования в Таможенном союзе 57―63
2.3. Система механизмов таможенно-тарифного
регулирования внешней экономической деятельности 64―72
Заключение 73―77
Список использованной литературы 78―80

Работа содержит 1 файл

Диплоп.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

     Таможенные  пошлины в условиях высоких и  изменяющихся темпов инфляции и колебаний  курса рубля по отношению к  доллару США и другим СКВ не могут не корректироваться, и такие корректировки могут производиться не реже 1 раза в год, а по некоторым товарам и более часто. Искусственная стабилизация рубля по отношению к доллару США отнюдь не упрощает проблему корректировки пошлин, а, напротив, осложняет ее и создает возможность непредсказуемых изменений в конъюнктуре, которые могут существенно влиять на эффективность системы пошлин.

     Итак, пересмотры системы таможенных пошлин следует производить с учетом следующих факторов:

     - динамики интернациональных издержек;

     - динамики национальных издержек;

     - динамики курса рубля по отношению к доллару и другим СКВ.

     Методология формирования таможенных пошлин и модель их расчета должны учитывать все  эти факторы и систему их взаимодействия44.

     Изменения, происходящие в национальной экономике  и в конъюнктуре мирового рынка, вызывают необходимость пересмотра тарифной системы и всего экономического механизма регулирования внешнеэкономических  связей. Эти изменения могут осуществляться путем массовых пересмотров таможенных пошлин - ввозных, вывозных или одновременно тех и других — путем общей или частичной корректировки тарифных ставок на все товары или отдельные виды и группы товаров.

     Массовые  пересмотры тарифных ставок целесообразны  в исключительных случаях, когда намечаются существенные изменения внешнеэкономической политики и требуется коренное изменение всей тарифной системы. Наиболее приемлемым способом реформирования тарифной системы являются частичные пересмотры ввозных и вывозных пошлин, акцизов, НДС. Такие изменения соответствуют эволюционному пути развития национальной экономики, который исключает, как правило, ее революционные преобразования, а также позволяет своевременно принимать решения о частичном изменении системы тарифов, когда такая необходимость диктуется внутренними и внешними причинами.

     Для частичной корректировки системы  тарифов необходим определенный механизм, который бы своевременно выявил необходимость таких корректировок  и сигнализировал соответствующим  органом о такой необходимости, готовил обоснования для изменения тарифов, прогнозировал результаты таких изменений для отечественного производства, государственного бюджета, внутреннего рынка и системы внешнеэкономических связей РФ. Объективная оценка последствий предполагаемого изменения тарифов требует комплексного системного подхода к данной проблеме и основывается на научных расчетах. Эта оценка должна охватывать и синтезировать интересы всех участников ВЭД, отечественного производства и потребителей продукции, а также государственного бюджета. При обосновании мер по регулированию ВЭД должен обязательно соблюдаться приоритет государственных интересов.

     Таким образом, эффективность тарифного  регулирования зависит, прежде всего, от уровня ставок пошлин.

     Статистика  таможенных правонарушений (В 2010 году Оренбургской таможней возбуждено 1676 дел об административных правонарушениях и 104 уголовных дела45) показывает, чрезмерно высокий уровень ставок толкает большинство импортеров и экспортеров либо на уклонение от уплаты таможенных платежей всеми доступными средствами, либо на сокрытие их части, либо на свертывание торговых операций. Все это приводит к значительным потерям средств, предназначенных для пополнения доходной части федерального бюджета.

     В этой связи вопросы корректировки целесообразного снижения абсолютного уровня таможенных пошлин и других платежей должны находить оперативное решение со стороны федеральных органов исполнительной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 

     2.1 Таможенно – тарифная политика зарубежных стран 

     Для регулирования внешней торговли во всех странах мира используются как тарифные, так и нетарифные меры. В соответствии с требованием Всемирной торговой организации таможенный тариф должен стать основным инструментом регулирования внешней торговли46.

     Необходимо  учитывать, что основным принципом  этой организации является максимальная либерализация мировой торговли путем снижения торговых и таможенных пошлин. Также следует отметить, что самые развитые государства - США, Япония, и, отчасти, Канада - образуют в рамках ВТО так называемый большой квартет. Эти страны, являясь крупнейшими производителями, занимают, соответственно, ведущие места по объемам внешнеторгового оборота. Из этого следует, что необходимо рассмотреть системы внешнеторгового, прежде всего таможенного регулирования крупнейших участников международной торговли.

     Таможенный  тариф США. Импортный таможенный тариф США имеет восьмизначную номенклатуру на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС). Он содержит две колонки ставок пошлины (как адвалорных, так и специфических). Вторая колонка ― это ставки, установленные Законом о тарифе 1930 г. и с тех пор остающиеся неизменными. Эти ставки применяются к товарам, происходящим из стран, которым США не предоставили режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Ими облагался импорт из бывшего СССР, а затем России (до заключения в 1992 г. соглашения о предоставлении РНБ). Эти ставки применялись также (по состоянию на 1992 г.) к товарам Афганистана, Албании, Вьетнама, Камбоджи, КНДР, Кубы, Лаоса, Латвии, Литвы, Монголии, Румынии, Эстонии (данные перечислены в Законе о торговле). Установленные законом ставки составляют, как правило, от 25 до 60 %, но на некоторые товары (например, текстиль) они достигают 90%47.

     Первая  колонка тарифа включает две подколонки. Первая из них содержит так называемые «общие» ставки, применяемые к странам, которым предоставлен РНБ. Для предоставления этого режима по американским законам не требуется заключения каких-либо особых соглашений, им автоматически пользуются все, не поименованные специально в законе государства. Право России на РНБ в соответствии с поправкой Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974г. должно ежегодно подтверждаться, однако президент США внес предложение об отмене данной поправки.

     Средневзвешенный  уровень применяемых ставок пошлин составляет 3% для сельскохозяйственной и 5% для промышленной продукции. Для  некоторых категорий товаров (табак, овощи, керамика, бензольные химикаты, текстиль и одежда) уровень средневзвешенных ставок значительно выше (иногда достигает 20%). Самыми высокими пошлинами на практике оказываются специфические. В 1989г. адвалорный эквивалент специфических пошлин на некоторые изделия табачной промышленности достигал 1775%, на какао и изделия из него - 338%, на некоторые виды наручных и настольных часов- 151%48.

     На  определенные виды товаров (сахар, некоторые  сорта молока, сливок, тунец, зеленые оливки и т.д.) установлены тарифные квоты. При ввозе товаров в пределах этих квот ставки пошлин понижаются на 70-75%.

     Ввоз  молока, масла, некоторых видов овощей и фруктов, произрастающих в США, облагается сезонными пошлинами. Допускается  также временное понижение и  временное увеличение ставок пошлин на некоторые товары, в том числе ввозимые из отдельных стран (как, например, увеличение пошлин на говядину, консервированные томаты, фруктовые соки - из Европейского Союза (ЕС), на кожаные изделия и машины для обработки информации из Японии).

     Вторая  подколонка первой колонки тарифа содержит преференциальные ставки пошлин, применяемые в соответствии с американской схемой Общей системы преференций (ОСП). США применяют ОСП с 1976г. С 1993 года она охватывает около 4100 товарных позиций по восьмизначной квалификации ГС, ввозимые из 131 развивающейся страны и территории (включая 32 наименее развитых государства).

     Страна, пользующаяся преференциями, может  быть исключена из схемы ОСП, если она достигла определенного (установленного американским законодательством) уровня ВНП на душу населения, а также, если наблюдается значительный прогресс в ее экономическом развитии и торговле. Отдельный продукт выводится из сферы действия преференций, если его поставки из данной страны превышают 50% (иногда - 25%) всего американского импорта этого товара, или если стоимость импорта превысила предварительно установленную величину (в 1992г.- 101 млн. долл.)49.

     Перечень  товаров и стран, подпадающих  под режим ОСП, пересматривается ежегодно.

     Начиная с 90-х годов США распространили действие режима ОСП на Россию. Тарифные льготы предоставляются при ввозе в Соединенные Штаты российских товаров, относящихся к 4284 товарным позициям по восьмизначной классификации. Сюда входят в основном изделия обрабатывающей промышленности, некоторые продукты сельского хозяйства и рыбной промышленности. Преференции не распространяются на текстильные изделия и предметы одежды, подпадающие под действие Международного соглашения по текстилю, а также часы, полуфабрикаты и готовые изделия из стекла50.

     Поскольку в рамках СНГ создана сегодня  зона свободной торговли, товары, 35% стоимости которых создано в России и странах СНГ, могут пользоваться в США преференциальным режимом51.

     Чтобы товар, стоимость которого превышает 1500 долларов, мог пользоваться преференциями при ввозе в США, при его таможенном оформлении должен предъявляться в предусмотренный международными соглашениями об ОСП сертификат происхождения формы «А».

     Таможенный  тариф ЕС. Единый таможенный тариф  ЕС ежегодно издается Комиссией Европейского Союза в двух вариантах официальное издание и интегрированное (расширенное) издание, содержащее более полную информацию.

     В основе тарифа с 1 января 1988 г. лежит  восьмизначная номенклатура (хххххх - 6 -значный код товара; хх - дополнительная детализация), сформулированная на основе ГС. В интегрированном тарифе номенклатура расширена до 13 знаков. Девятая цифра, обозначенная в едином тарифе звездочкой, зарезервирована для статистических целей отдельных стран-членов ЕС. Цифры 10-13 детализируют тарифные позиции, обеспечивая возможность регулирования импорта отдельных категорий товаров, не заполняющих целиком всю тарифную позицию.

     Официальное издание тарифа имеет двухколонную структуру. Первая колонка содержит автономные (законодательно установленные) ставки пошлин. Эти ставки являются максимальными и применяются редко. Пошлины на большинство товаров составляют от 4 до 25%, хотя обложение автотранспортных средств достигает 29%,сахара -80%, табачных изделий - 180%. Масличные семена, корм для скота, некоторые животные продукты, минеральные продукты (кроме топлива), дерево, резина импортируются беспошлинно52.

     Во  второй колонке указаны конвенциональные ставки. Эти ставки применяются к  товарам стран, пользующихся РНБ и являющихся членами ВТО, а также стран, с которыми ЕС заключил соглашение о предоставлении данного режима. Практически ставки РНБ применяются к товарам любого происхождения. Эти Ставки для продуктов питания и сельскохозяйственной продукции на 10-13% ниже автономных ставок, а среднеарифметический их уровень составляет 12,4%. Для остальных товаров ставки РНБ составляют от 25 до 70% от автономных, а их средний уровень - 6,4% .

     В интегрированном тарифе приводятся сведения не только о таможенных пошлинах, но и о других регуляторах внешней торговли. В седьмой колонке этого тарифа собраны фактически применяемые ставки пошлин: там, где установлены ставки РНБ, применяются данные ставки, если же на данный товар конвенциональной ставки нет, пошлина взимается по автономной ставке. Ставки РНБ отсутствуют на такие «чувствительные» товары, как мясо, птица, молочные продукты, зерновые, сахар, вино и крахмал53. Кроме того, в данной колонке отмечены те товары, которые облагаются импортными сборами вместе с таможенными пошлинами или вместо них. Наконец, данная колонка содержит ставки пошлин, применяемых к товарам, которые ввозятся в пределах тарифных квот. Пониженные пошлины в рамках таких квот применяются к крупно рогатому скоту, говядине, некоторым видам рыбы, плодам цитрусовых, некоторым фруктам, фруктовой мякоти и сокам, кофе, бобам какао, срезанным цветам и цветочным бутонам, газетной бумаге в рулонах, текстилю, некоторым ремесленным изделиям их железа и стали, а также цветным металлам. Там же указаны временно пониженные пошлины на ряд товаров из некоторых стран54.

     Тарифные  преференции. ЕС имеет шесть схем предоставления преференций. Наиболее общая из них - схема Общей системы преференций (ОСП), предоставляемых  развивающимся странам. Ставки пошлин в ОСП приводятся в восьмой колонке интегрированного тарифа. Происхождение товаров, подпадающих под данную схему, должно соответствовать правилам, определенным соглашением о ОСП, и подтверждаться сертификатом происхождения по форме «А». Необходимо также соблюдение требования прямой отгрузки товара из страны-экспортера ЕС. Таможенными пошлинами не облагаются все произведенные в развивающихся странах промышленные изделия и полуфабрикаты, за исключением некоторых «чувствительных» товаров, выведенных за пределы схемы ОСП (черные металлы, текстиль). Ввоз их ограничивается определенными квотами или может быть предметом ограничений в соответствии с защитной оговоркой (т.е. для защиты национальной экономики). Для 47 наименее развитых стран, а также для Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу, Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Панамы некоторые количественные ограничения не применяются, и преференции действуют в расширенном объеме. Зато для Китая и Гонконга ограничения более жесткие.

     В рамках ОСП пошлины на ввоз из развивающихся  стран ряда аграрных продуктов питания (около 700 тарифных позиций) понижены на величину от 20 до 60%. Импорт этих товаров (около 1400 позиций) из наименее развитых стран осуществляется беспошлинно. Из схемы ОСП полностью или частично исключены животные, мясо, домашняя птица, рыба, молочные продукты, овощи, крупы, масличные семена, сахар, вино, корм для животных. Для наименее развитых стран сделаны определенные послабления в отношении этой группы товаров.

Информация о работе Особенности таможенного тарифного регулирования внешней экономической деятельности