Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:42, дипломная работа
Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
3. Обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
4. Внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Введение 3―7
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
1.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности 8―11
1.2. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ 12―23
1.3. Таможенная пошлина: правовая и экономическая
природа, функции и виды 23―34
1.4. Тарифные методы в системе государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности 34―47
Глава 2. Таможенно-тарифная политика России и зарубежных стран
2.1 Таможенно–тарифная политика зарубежных стран 48―57
2.2 Принципы таможенно-тарифного и налогового
регулирования в Таможенном союзе 57―63
2.3. Система механизмов таможенно-тарифного
регулирования внешней экономической деятельности 64―72
Заключение 73―77
Список использованной литературы 78―80
а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;
в) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины2.
Обычно
таможенный тариф применяется на
национальном уровне, но в тех случаях,
когда ряд стран объединяются
в торгово-экономическую
Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.
Обычно
таможенные тарифы имеют несколько колонок
ставок обложения: колонку максимальных
пошлин, колонку минимальных пошлин и
колонку преференциальных пошлин. Максимальные
пошлины действуют в отношении товаров
тех стран, с которыми нет торговых договоров
и соглашений. Минимальные пошлины действуют
в отношении
товаров тех стран, с которыми действуют
торговые договоры или соглашения, предусматривающие
взаимное предоставление режима наибольшего
благоприятствования. Таможенные тарифы
многих стран содержат также колонку преференциальных
пошлин, которыми облагается импорт товаров
из развивающихся стран. Преференциальные
пошлины промышленно развитых стран для
товаров развивающихся государств входят
в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую
систему преференций3.
Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:
рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
-
обеспечение условий для
В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что таможенный тариф в наилучшей степени выполняет роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку, он не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, так как является, по сути, единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.
Процессе разработки предложений по внесению изменений и дополнений в таможенный тариф Российской Федерации осуществляется Комиссией Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политике. В настоящее время в рамках названной комиссии проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из зарубежных стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.
Другим важным обстоятельством является то, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в современных условиях при определении уровня таможенно - тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:
Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.
Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.
Создание
необходимых предпосылок, стимулирующих
развитие
конкуренции.
Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.
Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.
Мировой стандарт классификации товаров в международной таможенной практике это - основа таможенных тарифов и статистики. На этой основе существует возможность усовершенствовать процедуру взимания Таможенных платежей путем усиления контроля за определением страны происхождения и таможенной стоимости товаров.
Очевидно,
что при разработке мер таможенно-тарифного
регулирования необходим учет всех
перечисленных выше факторов.
1.2 Нормативно-правовые
основы осуществления
тарифного регулирования
в РФ
При
осуществлении
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ «О таможенном регулировании» от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, - законодательством Российской Федерации о таможенном деле5.
Таможенно-тарифное регулирование относится к экономико-финансовому разделу таможенного дела. Правовые основы такого регулирования определяются в ФЗ РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. N 5003-1 с имениями и дополнениями ФЗ от 8.12.2010 №335-ФЗ и в других правовых актах, а также в ФЗ «О таможенном регулировании» от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.
Согласно
Конституции РФ (п. «ж» ст. 71) таможенное
регулирование находится в
Круг общественных отношений, названный в Конституции РФ «таможенное регулирование», включает в себя совокупность элементов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.
Согласно
законодательству государственное
регулирование ВЭД
Система мер таможенного и нетарифного регулирования ВЭД регламентируется Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164 - ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»с изменениями и дополнениями от 08.12.2010 N 336-ФЗ6.
Следующим
звеном правового регулирования
в рассматриваемой сфере
Разработку
соответствующих нормативных
Главное управление тарифного и нетарифного регулирования, непосредственно обеспечивает подготовку предложений о тарифном регулировании и ведении этих мер в действие, а также организует контроль соблюдения запретов и ограничений участниками ВЭД.
Что касается Оренбургской таможни, то она (или, лучше сказать, воссоздана) на основании приказа начальника Главного управления Государственного таможенного контроля № 111 от 5 июля 1989 г. Приступила к практической деятельности с января 1990 г.
Главное внимание в деятельности таможни уделяется в первую очередь на практическую реализацию функций таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.
Оренбургская таможня также принимает в пределах своей компетенции решения: об определении и о контроле таможенной стоимости товаров (отдел таможенного оформления и таможенного контроля); по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России и определению страны происхождения товаров (отдел тарифного и нетарифного регулирования). Кроме этого, Оренбургская таможня организовывает, координирует и контролирует правильность исчисления, полноту уплаты и учет таможенных платежей на счетах таможенных органов. Принимает в пределах своей компетенции решения об обоснованности предоставления льгот по уплате таможенных платежей (отдел таможенных платежей).
Таки образом, таможенное законодательство РФ регулирует отношения: в области таможенного дела; по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; возникающие в процессе таможенного оформления; возникающие в процессе таможенного контроля; возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; по установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
В основу определения места таможенного законодательства в системе российского права через определение понятия «таможенное дело», данное в ст. 2 ФЗ «О таможенном регулировании», законодательно заложена служебная роль таможенного законодательства по отношению к законодательству, регулирующему ВЭД.
Таможенно-тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:
определение страны прохождения товара;
определение таможенной стоимости товара;
определение таможенных платежей.
Принятие решений по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы7.
Вопросы, связанные с определением страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу, являются предметом регулирования «Таможенного кодекса Таможенного союза» и ФЗ «О таможенном регулировании». До этого они регламентировались Законом РФ «О таможенном тарифе».
В соответствии с общепринятым в международной практике определением страны происхождения товара под ней понимается та страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными в статьях главы 10 ФЗ «О таможенном регулировании».