Особенности таможенного тарифного регулирования внешней экономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:42, дипломная работа

Описание работы

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
3. Обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
4. Внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение 3―7
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
1.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности 8―11
1.2. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ 12―23
1.3. Таможенная пошлина: правовая и экономическая
природа, функции и виды 23―34
1.4. Тарифные методы в системе государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности 34―47
Глава 2. Таможенно-тарифная политика России и зарубежных стран
2.1 Таможенно–тарифная политика зарубежных стран 48―57
2.2 Принципы таможенно-тарифного и налогового
регулирования в Таможенном союзе 57―63
2.3. Система механизмов таможенно-тарифного
регулирования внешней экономической деятельности 64―72
Заключение 73―77
Список использованной литературы 78―80

Работа содержит 1 файл

Диплоп.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

     Консервированные  ананасы, кофе, чай, а также необработанный табак (кроме китайского) ввозятся по преференциальным ставкам в пределах тарифных квот55.

     Схема ОСП применяется ко всем развивающимся  странам. Тем из них, которым предоставлены определенные преимущества, пользуются ими сверх нее.

     Таковыми  являются:

     - льготы 69 странам Африки, Карибского  бассейна и Тихого океана, предоставляемые  в рамках Ломейской конвенции. Из этих стран беспошлинно ввозятся любые товары, кроме некоторых минеральных и аграрных продуктов (рис, кукуруза, говядина, свежих апельсинов). Особый режим существует также для рома, сахара и бананов;

     -льготы  странам Северной Африки и  Ближнего Востока (Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия). Обеспечивается свободный ввоз в ЕС промышленных, а с 1995 г. и традиционных сельскохозяйственных продуктов.

     Кроме того, действуют:

     - соглашения о свободной торговле с Норвегией, Исландией и Швейцарией. Беспошлинно ввозятся любые промышленные изделия и полуфабрикаты, происходящие из этих стран (за исключением некоторых изделий из черных металлов из Исландии). Преференциальный режим распространяется также на ряд видов сельскохозяйственных продуктов и продукты питания;

     - соглашения об ассоциации   с Турцией, Мальтой, Кипром (беспошлинный ввоз промышленной продукции), а также с Польшей, Чехией, Словакией; Венгрией, Болгарией, Румынией;

    - соглашение о свободной торговле промышленной продукцией с Израилем56.

    Схема Общей системы преференций распространена на Россию с 1 января 1993 г.

     Средний уровень ставок импортных таможенных пошлин на российские товары снизился с 1% до 0,3%. Ряд товаров освобожден от пошлин полностью или в пределах тарифных квот.

     Таможенно-тарифная политика Японии. Японский импортный  таможенный тариф содержит четыре вида ставок пошлин - общие, временные, ставки и преференциальные. Общие ставки являются максимальными и реже всего используемыми. Временные ставки установлены Законом о временных тарифных мерах. Общие и временные ставки относятся к категории законодательно установленных ставок.

     Уровень их варьируется от 0% до 55%. Сравнительно высок (40-50%) уровень пошлин на некоторые  мясные и молочные продукты, овощи, фрукты, алкогольные напитки и текстиль. При этом временные ставки, как правило, ниже общих. Законодательно установленные ставки применяются к импорту из стран, которым не предоставлен РНБ (КНДР, Вьетнам, Непал, Ливан, Андорра, Албания, Экваториальная Гвинея, Ботсвана, Лесото и Свазиленд)57.

     Ставки  ВТО - это ставки пошлин, согласованные  на многосторонних торговых переговорах. К товарам из стран, которые пользуются РНБ, применяются либо ставки ВТО, либо временные ставки, если они ниже. Средний уровень ставок с 1992 года составляет 3,4% .

     В рамках тарифных квот установлены пошлины  на мясной крупный рогатый скот, сыр для промышленной переработки, патоку для изготовления спирта, изделия, содержащие какао, для изготовления шоколада, томатное пюре и пасту для изготовления соусов, ананасы в воздухопроницаемых контейнерах, неденатурированный этиловый спирт для изготовления алкогольных напитков, кожу и кожаную обувь. Устанавливаются сезонные пошлины на апельсины, бананы и грейпфруты. Преференциальные пошлины применяются в рамках системы ОСП. Они затрагивают 77 сельскохозяйственных позиций четырехзначной классификации ГС. Преференции распространяются и на все промышленные товары, за исключением 27 позиций по четырехзначной классификации ГС (нефтяные масла, шелк-сырец, шелковая пряжа, желатин и клей из костей и шкур, шелковые ткани, хлопковая пряжа, хлопковые ткани, одежда и ее принадлежности из кожи, фанера, обувь с резиновыми подошвами и верхом и ее части). Треть аграрных продуктов и большинство промышленных изделий, на которые распространяются преференции, ввозятся беспошлинно58.

     Японская  схема ОСП - одна из самых широких  по числу охваченных стран. Она распространяется на 134 государства и 25 территорий. Все  товары из 41 наименее развитых стран  ввозятся беспошлинно без количественных ограничений. Тем не менее, Япония, в отличие от большинства западных стран, не предоставила преференций России, и российские товары облагаются по ставкам РНБ59.

     С 1 апреля 1993 года японская схема ОСП  распространена на Чехию, Словакию и  Словению. В 1995 году рассмотрен вопрос о ее распространении на Украину, Белоруссию, Казахстан, Туркменистан, Армению, Грузию, Молдавию, Латвию, Эстонию, Албанию, Македонию.

     Рассмотренные системы таможенного регулирования  зарубежных стран дают возможность сделать следующие принципиальные выводы. В последние два десятилетия многосторонние торговые переговоры в рамках ГАТТ, завершившиеся созданием ВТО, привели к существенной либерализации торгово-политического режима в мировой торговле и таможенной практике. Эта тенденция послужила базой для целого ряда публикаций и заявлений в отечественной и зарубежной прессе, в которых степень и характер ослабления барьеров в мировой торговле, по нашему мнению, переоцениваются.

     Обзор конкретной ситуации (таможенных режимов  отдельных стран, различных барьеров на путях важнейших торговых потоков, а также модификация самих средств регулирования торговли) показывает, что за средними величинами, которыми охотно оперируют исследователи и международные организации, скрываются существенные ограничения, разноплановые и разнохарактерные, начиная с высоких ставок пошлин на отдельные товары и кончая многочисленными нетарифными ограничениями, появившимися именно в последние два десятилетия, а также системой раздела рынков, осуществляемой посредством деловой ограничительной практики. Все это свидетельствует о серьезных препятствиях, часто дискриминационного характера, которые продолжают использоваться многими, в первую очередь крупнейшими торговыми странами - Соединенными Штатами и Европейским Союзом. Все это необходимо четко представлять при изучении в критическом использовании зарубежного опыта таможенной деятельности. 

     2.2 Принципы таможенно-тарифного и налогового регулирования в Таможенном союзе 

       Таможенный союз является особой  формой международного сотрудничества. Его основные цели - формирование единого экономического пространства стран-участниц, упрощение и унификация таможенных процедур и др. Однако их достижение требует длительной совместной работы органов государственной власти, международных организаций, некоммерческих организаций и представителей бизнеса. Формирование таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана рассчитано на период - до 2012 г. В течение этого срока будут поэтапно проводиться мероприятия, направленные на достижение целей Таможенного союза, в частности, запланировано принятие ряда соглашений по вопросам взаимодействия органов государственной власти, валютного регулирования, регулирования взаимоотношений коммерческих субъектов и др. Отмена таможенного контроля на границе с Белоруссией осуществлена 1 июля 2010 г., а на границе с Казахстаном - 1 июля 2011 г.

     Законодательство  Таможенного союза уделяет особое внимание проведению странами-участницами  единой внешнеэкономической политики. В частности, предусмотрено применение общих ставок ввозных таможенных пошлин (с некоторыми изъятиями согласно Протоколу «Об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа» от 12 декабря 2008 г.), закрепленных в Едином таможенном тарифе Таможенного союза (ЕТТ ТС). Вопрос о применении вывозных таможенных пошлин решается иначе. Основные принципы взимания вывозных таможенных пошлин закреплены в Соглашении «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» от 25 января 2008 г. Согласно ст. 1 этого Соглашения каждая из стран-участниц формирует перечень облагаемых товаров с указанием ставок вывозных таможенных пошлин и передает Комиссии Таможенного союза, которая информирует другие страны-участницы и составляет сводный перечень товаров с указанием ставок вывозных таможенных пошлин. Согласно ст. 4 Соглашения возможно внесение изменений в перечни товаров или в ставки таможенных пошлин по согласованию с иными странами-участницами.

     Основными документами, регулирующими вопросы  взимания НДС и акцизов, являются Соглашение «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе» (25 января 2008 г.), Протокол «О внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года» (11 декабря 2009 г.), Протокол «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (11 декабря 2009 г.) и Протокол «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (11 декабря 2009 г.).

     Для удобства рассмотрения выделим следующие  виды внешнеторговых операций:

     - перемещение иностранных товаров на территорию одной из стран - участниц Таможенного союза (с целью помещения под таможенный режим (процедуру) выпуска для внутреннего потребления) с территории третьей страны (импорт из страны, не являющейся членом Таможенного союза);

     - перемещение отечественных товаров  одной из стран Таможенного  союза на территорию третьей  страны (экспорт за пределы Таможенного  союза);

     - перемещение отечественных товаров  одной из стран Таможенного  союза на территорию другой  страны Таможенного союза (экспортно-импортные операции внутри Таможенного союза).

     При импорте товаров из третьих стран  на территорию Таможенного союза  таможенные органы будут взимать  ввозные таможенные пошлины (по ставкам  ЕТТ ТС) и налоги. При этом таможенный контроль должен будет осуществляться на внешней границе Таможенного союза.

     Если  товар экспортируется за пределы  таможенной территории Таможенного  союза, к нему применяются ставки вывозных пошлин страны, в которой  он был произведен. Взимание пошлин по соответствующим ставкам обеспечивается таможенными органами страны, с территории которой осуществляется фактический вывоз товаров (ст. 3 Соглашения «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран»).

     Таким образом, осуществление таможенного  контроля, взимание таможенных платежей, обеспечение соблюдения таможенного законодательства должно будет полностью осуществляться на внешней границе Таможенного союза.

     Особый  интерес вызывает налоговое регулирование  коммерческих операций между налогоплательщиками  стран-участниц.

     Согласно  ст. 2 Соглашения «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» при перемещении товаров между странами-участницами применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта перемещения.

     Союзное законодательство особое внимание уделяет  вопросам взимания налогов при перемещении  товаров между странами-участницами. Установлено, что налоги подлежат уплате на территории страны-импортера (в которой товар будет находиться в свободном обращении). Налоги в этом случае взимаются налоговыми органами по месту постановки налогоплательщика, приобретающего право собственности на товары, на учет (п. 1 ст. 2 Протокола «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе»). Правило взимания налогов в стране-импортере применяется для всех случаев перемещения товаров между странами - участницами Таможенного союза. Например, согласно п. 1.4 ст. 2 Протокола «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе», если налогоплательщик одного государства - члена Таможенного союза приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства-члена налогоплательщиком другого государства-члена, косвенные налоги по которым не были уплачены, уплата этих налогов осуществляется налогоплательщиком государства, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом (если товары будут реализованы через комиссионера, поверенного, агента). Согласно п. 7 ст. 2 Протокола «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» при ввозе товаров налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (либо срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга).

     При этом в силу п. 5 ст. 2 Протокола «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» суммы налогов исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары. Например, согласно ст. 268 Налогового кодекса Республики Казахстан от 10.12.2008 N 99-IV ставка НДС может составлять 0 или 13%; ст. 102 Налогового кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-3 в зависимости от характера коммерческой операции предусматривает следующие ставки НДС: 0; 0,5; 9,09; 10; 16,67; 20; 24% (при реализации на территории Республики Беларусь и при ввозе на ее таможенную территорию сахара белого). Российское налоговое законодательство предусматривает ставки НДС в размере 0, 10, 18% (ст. 164 НК РФ).

Информация о работе Особенности таможенного тарифного регулирования внешней экономической деятельности