Особенности таможенного тарифного регулирования внешней экономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:42, дипломная работа

Описание работы

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
3. Обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
4. Внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение 3―7
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
1.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности 8―11
1.2. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ 12―23
1.3. Таможенная пошлина: правовая и экономическая
природа, функции и виды 23―34
1.4. Тарифные методы в системе государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности 34―47
Глава 2. Таможенно-тарифная политика России и зарубежных стран
2.1 Таможенно–тарифная политика зарубежных стран 48―57
2.2 Принципы таможенно-тарифного и налогового
регулирования в Таможенном союзе 57―63
2.3. Система механизмов таможенно-тарифного
регулирования внешней экономической деятельности 64―72
Заключение 73―77
Список использованной литературы 78―80

Работа содержит 1 файл

Диплоп.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

     Таможенное  законодательство допускает использование  понятие страны происхождения товара в широком смысле слова - как место происхождения товара. В этом смысле могут выступать группа государств, таможенный союз, регион или часть государства. Определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза. При необходимости определения страны происхождения товаров, происходящих из государств - членов Таможенного союза, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, заключенными в рамках зоны свободной торговли Содружества Независимых Государств, если иное не установлено международными договорами государств - членов Таможенного союза.  Страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных Федеральным законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

     В ст. 62 «Таможенного кодекса Таможенного союза» перечислены товары, в отношении которых предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:

     1) если ввозимые на таможенную  территорию таможенного союза товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или транзиту через его территорию в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза;

     2) если товары перемещаются через  таможенную границу физическими  лицами в соответствии с главой 49 данного Кодекса;

     3) если общая таможенная стоимость  товаров, перемещаемых через таможенную  границу, отправленных в одно  и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя не превышает сумму, установленную Комиссией таможенного союза;

     4) в иных случаях, предусмотренных  таможенным законодательством таможенного  союза.

     Главы 31-33 ФЗ «О таможенном регулировании» посвящена критерию переработки. Он используется, когда в производстве товара участвуют две и более страны, и означает, что товар считается происходящим из той страны, в которой он был, подвергнут существенной последней переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.

     Таможенный  орган вправе требовать подтверждения  страны происхождения товара в случае (ч. 1 ст. 62 Кодекса Таможенного союза) если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

     При обнаружении признаков того, что  заявленные сведения о стране происхождения  товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов  и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.

     Документами, подтверждающими происхождение  товаров из данной страны, являются:

     а) декларация о происхождении товара - документ, составленный в произвольной форме, в котором указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товара (ст. 59 Кодекса таможенного союза). В качестве такой декларации могут быть представлены коммерческие и другие документы, относящиеся к товарам и содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаром;

     б) сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий  о стране происхождения товара и  выданный компетентными органами или организациями данной страны вывоза (если в стране вывоза сертификат выдается на основе, полученных из страны происхождения товара) (ст.59 Кодекса таможенного союза).

     Декларация составляется в произвольной форме и содержит сведения, позволяющие определить страну происхождения товара.

     Как правило, в международной практике сертификаты происхождения выдаются неправительственными организациями  и учреждениями. Сертификат может  быть выдан органами и организациями, уполномоченными на это Правительством РФ.

     Выдавший  сертификат орган обязан хранить  его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее  двух лет со дня его выдачи8.

     Особое  место института страны происхождения  товара в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяется тем, что при решении вопроса о таможенных тарифах именно она оказывает определяющее влияние на выбор ставки ввозной таможенной пошлины.

     Следующей операцией правового регулирования  в рассматриваемой сфере является таможенная стоимость товаров.

     Принятый  в 1993 г. Закон Российской Федерации  «О таможенном тарифе» заложил правовые основы для применения в практике российского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости (ТС) ввозимых товаров, установленных (закрепленных) в Соглашении по применению ст. VII («Оценка товаров для таможенных целей») Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) - так называемого Кодекса таможенной стоимости.

     Так же действует ряд нормативных актов, в которых закрепляется распределение Россией компетенций по контролю за таможенной стоимостью, о принятии таможенными органами решений по таможенной стоимости товаров и другие материалы9.

     Система определения таможенной стоимости  включает в себя: Комплекс по таможенной стоимости ВТО/ГАТТ; соглашение о выполнении статьи VII ГАТТ 1994 (г. Марракеш) по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров; Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»; методические положения ГТК РФ по практическому применению порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; организационно-правовые вопросы взаимодействия таможенных органов и декларантов в ходе их решения.

     В ст. 75 Кодекса Таможенного союза РФ определен объект налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ, а также обозначена основа налоговой базы, применяемой при исчислении сумм таможенных пошлин, налогов. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика). Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

     Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество, что соответствует правилам Соглашения о применении ст. VII ГАТТ 1994 г. Таможенная стоимость определяется в зависимости от избранного метода определения таможенной стоимости. В случае обложения товаров таможенными пошлинами по специфическим ставкам (в установленном размере за единицу облагаемых товаров) либо комбинированным ставкам (в процентах к таможенной стоимости товаров в установленном размере за единицу товаров) при определении налоговой базы учитывается количество товаров.

     Порядок определения и заявления таможенной стоимости определен в ст. 64 Кодекса Таможенного союза. В данной установлена процедура определения и заявления таможенной стоимости товаров, являющейся основой налоговой базы при исчислении таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 76 Кодекса Таможенного союза.

     Права и обязанности декларанта при  определении таможенной стоимости товаров определены Постановлений Правительства РФ от 20.10.2006 № 616,от 02.10.2009 № 772 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ». Так, декларант имеет право доказывать достоверность заявленной таможенной стоимости всеми доступными ему способами. При возникновении необходимости в уточнении заявленной декларантом таможенной стоимости товара декларант вправе обратиться в таможенный орган Российской Федерации с просьбой предоставить ему декларируемый товар в пользование под залог имущества, гарантию банка или внесение денежных средств на депозит таможенного органа. Таможенный орган Российской Федерации по письменному запросу декларанта обязан в трехмесячный срок представить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть принята в качестве базы для начисления пошлины. При несогласии декларанта с решением таможенного органа в отношении определения таможенной стоимости товара это решение может быть обжаловано в вышестоящей таможенный орган или в судебном порядке.

     Таможенное  законодательство исходит из того, что процедура принятия решений  при контроле таможенной стоимости  должна проводиться в возможно короткие сроки с целью недопущения  необоснованной задержки выпуска товаров. Таким образом, в вопросе организации контроля таможенной стоимости законодательство обеспечивает баланс интересов государства в лице таможенных органов и декларантов, защищенных от административных проволочек на данной таможенно - программной операции.

     Таможенная  пошлина в соответствии с НК РФ является видом налога и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров. Налог на добавленную  стоимость и акциз, взимаемые  при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, регулируются нормами НК РФ. Уплата таких платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ, а также осуществляется при совершении иных действий, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза, в зависимости от избранного таможенного режима.

     При исчислении таможенной пошлины, налогов  общей налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая  определяется в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза.

     Таможенный кодекс таможенного союза определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов, а также особенности предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных пошлин, налогов. Нормы НК РФ в этих случаях не применяются.

     Таможенные сборы, включенные в перечень видов таможенных платежей, согласно НК РФ имеют правовую природу, нежели налоги. Таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, размер которой соразмерен стоимости оказываемых услуг, что оговорено в правилах Киотской конвенции (гл.1 Генерального приложения). Порядок их исчисления, уплаты, возврата регулируется законодательством РФ о налогах и сборах10.

     Законом «О таможенном тарифе» установлен порядок  предоставления тарифных льгот (тарифные преференции). В частности, при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки и освобождения (в исключительных случаях) от пошлины.

     Принятие  решений по таможенным платежам является заключительной таможенно-программной  операцией. Без четкой организации  и функционирования системы взимания таможенных платежей невозможно успешное проведение таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Бесспорно, в этом процессе возрастает роль каждой таможни как непосредственного исполнителя мер тарифного регулирования.

     Таким образом, есть все основания утверждать, что в России создана и действует  система источников таможенного  права. Основным источником российского таможенного права является Таможенный кодекс Таможенного союза. Он определяет правовые и организационные основы таможенного дела Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области таможенного дела.

Информация о работе Особенности таможенного тарифного регулирования внешней экономической деятельности