Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:36, дипломная работа
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что , помимо особенностей таможенно-тарифного регулирования, мы учитываем специфику и особенности ограничений и запретов, устанавливаемых законодательством о внешнеторговой деятельности , прежде всего в той его части, которая касается ограниченных в имущественном обороте товаров.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и организационно-правовые аспекты, связанные с таможенным оформлением и таможенным контролем перемещаемой продукции военного назначения.
Понятие и содержание рынка вооружений, его характерные черты, особенности и основные факторы, влияющие на его состояние.
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие таможенное оформление и контроль продукции военного назначения.
Тенденции и динамика развития современного российского рынка вооружения и военно-технической продукции.
Глава 2. Анализ практики организации таможенного оформления и таможенного контроля продукции военного назначения, перемещаемой через границу РФ.
2.1 История создания, современное состояние и перспективы развития таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемой через границу стран Таможенного Союза продукции военного назначения.
2.2 Исследование существующей системы контроля и оформления продукции военного назначения.
Глава 3. Основные направления совершенствования системы таможенного оформления и контроля перемещаемой через границу стран Таможенного Союза продукции военного назначения.
3.1 Анализ основных направлений деятельности таможенного союза, связанный с таможенным оформлением и контролем перемещаемой продукции военного назначения.
3.2. Мероприятия по совершенствованию работы по оформлению и контролю перемещаемой через границу стран Таможенного Союза продукции военного назначения, их реализация и эффективность.
Заключение 67
Список литературы 76
- тесная привязка стран-покупателей ПВН к поставщикам;
- специфика ценообразования на ПВН;
-
наличие и регламентирующий
мер по международному контролю над данным процессом.
Мировой рынок оружия, как и обычный товарный рынок развивается под воздействием большого количества различных факторов- политических, экономических, военных, социальных и др. Наибольшее влияние на него оказывают факторы, связанные с изменением военно-политической обстановки, нарушением баланса сил в отдельных регионах, развязыванием региональных вооруженных конфликтов и неотложными первоочередным мерами, принимаемыми правительствами стран с целью обеспечения национальной безопасности. Причем действующие в настоящее время основные факторы, определяющие текущее состояние рынка вооружений военной техники, а также иные услуг военного назначения, можно свести в две основные группы – стимулирующие и сдерживающие.
К стимулирующим относятся:
1)
Наличие региональных и
2) Потребности государств в современном технологическом и наиболее совершенном оружие, диктующиеся неотъемлемым правом каждого члена мирового сообщества на обеспечение своей национальной безопасности.
3) Необходимость переоснащения армий ряда стран, на вооружении которых находиться оружие и техника, чей жизненный период подходит к концу. Причем ведущие экспортеры ВВТ в данной ситуации заблаговременно начинают ориентировать своих потенциальных покупателей на необходимость закупок современной, более дорогой техники или предлагают осуществить модернизацию уже имеющихся образцов вооружения и военной техники, в результате чего боевые характеристики таких ВВТ значительно улучшаются и соответствуют современным требованиям по их боевому применению.
4)
Обязательства стран-участниц
5) Появление на мировом рынке ВВТ новых поставщиков из числа развивающихся стран, государств Восточной Европы и республик бывшего СССР ставших самостоятельными государствами. Все эти страны не только успешно участвуют в мировой торговле оружием, но и постоянно активизируют свою деятельность, стремясь играть все более и более заметную роль на рынке продукции военного назначения.
К сдерживающим относятся:
1)
Изменение военно-политической
2)
Распад СССР, ликвидация ОВД и
СЭВ, обусловившее
3)
Пересмотр военной доктрины
4)
Падение платежеспособности ряда
государств «третьего» мира, вызванное
объективным ухудшением
5)
Удорожание современного
6) Наличие действующей системы регламентации ВВТ как на международном, так и на национальных уровнях. Правовая и политическая основа регламентации продажи оружия, существующая на международном уровне заложена в Уставе и решениях Организации Объединенных Наций, многосторонних и двусторонних межправительственных соглашениях. Общеизвестны международные документы, запрещающие экспорт оружия массового уничтожения, а также распространение ракетных технологий. Вместе с тем, предлагается дополнить существующие национальные законодательства комплексом международных актов, регулирующих объемы поставок, определяющих список стран-получателей, стран контролирующих потоки вооружений и т.п.
Задачам контроля над вооружениями в определенной мере отвечает создание в 1991 году, в соответствии с решениями Генеральной Ассамблеи ООН, Регистра обычных вооружений, в который, начиная с 1992 года , государства регистрируют свой экспорт и импорт вооружений по семи основным категориям: боевые танки, боевые бронированные машины, боевые самолеты и вертолеты, военные суда, ракеты и ракетные комплексы, артиллерия большого калибра.
Кроме того, подобные задачи решают и Вессенаарские договоренности, являющиеся международным механизмом экспортного контроля за поставками обычных вооружений, товаров и технологий двойного назначения, соглашение, договоренность об учреждении которого было достигнуто на заседании 28 промышленно развитых стран (включая Россию, Венгрию, Польшу, Чехию и Словакию) в декабре 1995 года в пригороде Гааги Вассенаарде (Нидерланды).
Стоит также упомянуть, что законодательно установлен список государств, с которыми разрешается осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, определены критерии, запрещающие поставки ВВТ в страны, втянутые в международные конфликты, в которых происходит или назревает внутренний военный конфликт.
Целям сдерживания экспорта вооружения и военной техники служит и более жесткая, осуществляемая в основном в рамах решений ООН, мера – установления эмбарго на поставку ВВТ. Являясь действенным средством оказания воздействия на государство, являющееся объектом воздействия, эмбарго недостаточно эффективно. Как показывает международный опыт, в таком случае резко возрастает объем нелегальных продаж. «Ввод эмбарго в большей степени может иметь значительные косвенные последствия – сокращение рынка и большие потери отдельных стран-экспортеров в связи с прекращением поставок оружия, как это случилось с Россией, присоединившейся к эмбарго ООН на продажу оружия Ливии, Ираку, Югославии и потерявшей при этом, по самым скромным оценкам, свыше 20 млрд.долларов».2
В результате сокращения расходов на закупку вооружения в странах, являющихся ведущими экспортерами продукции военного назначения, более жесткой становиться конкуренция на мировом оружейном рынке. Рынок вооружений уже стал рынком покупателя, который диктует свои условия продавцу. В данных условиях идет жестокая конкурентная борьба за каждый контракт. Все большее распространение получает тендеры, устраиваемые странами-импортерами для определения наиболее благоприятных для них условий закупки, включающие в себя, в некоторых случаях, тендерные испытания ВВТ в стране Покупателя. Но и это не дает уверенности в подписании того или иного контракта на поставку ВВТ. Оружие предпочитают покупать у стратегического партнера или союзника, чтобы надежней гарантировать поставки аналогичных образцов в момент кризиса. Более того, закупая оружие, то и или иное государство демонстрирует лояльность по отношению к экспортеру. Вот почему особенно важным и в настоящее время в мире остаются проверенные временем исторические пути закупок вооружения, и почему особенно сложным становиться поиск новых покупателей, новых рынков сбыта.
Другим экономическим фактором, заставляющим производителей ПВН выходить на мировой рынок вооружений, является практически повсеместной провал программ конверсии оборонных отраслей промышленности и военного производства. Надежды мирового сообщества и правительства ряда государств на то, что высвобождаемые в ходе военного реформирования дополнительные экономические ресурсы могут быть направлены на цели социального развития и повышения благосостояния не оправдались. Как отмечалось в подготовленном Секретариатом ООН «Обзоре экономического и социального положения за 1997 год, в ряде стран зафиксировано появление новых затрат связанных с попытками конверсии предприятий военно-промышленного комплекса в гражданские, остановкой военных заводов, ростом неиспользуемых мощностей и угрозой безработицы. Для России попытки конверсии обернулись резким упадком предприятий ВПК, которые в большинстве до настоящего времени не могут выйти из кризиса. Попытки переориентирования предприятий на выпуск гражданской продукции, резкое сокращение военных заказов привело к сокращению занятости в этой сфере промышленного производства, оттоку высококвалифицированных кадров, потерям связанным со снижением качества выпускаемой продукции.
Вместе с тем, в течении последних десяти лет , по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира – SIPRI, через международный оружейный рынок прошло военной продукции на сумму более 300 миллиардов долларов США.
Расчет
стоимостных показателей
- авиационная техника;
-бронетанковая
техника и артиллерийские
- управляемая ракетная техника;
- боевые корабли;
-
электронные средства сложения,
обнаружения, запуска,
Таким образом, вне учета SIPRI оказывается экспорт и импорт таких видов вооружения, как боеприпасы, стрелковое оружие, артиллерийское вооружение малых калибров, военные катера и т.п., а также весь спектр услуг и запасных частей.
Несмотря на то, что данная методика не в полной мере отражает реальный объем мировой торговли оружием, однако в силу своей обобщенности позволяет производить анализ и сопоставление ее динамики по всем странам участвующим в мировом процессе торговли ПВН.
В целом динамика вышеприведенных объемов торговли ПНВ представлена в Приложениях 1,2.
В качестве основных конкурентов на рынке продукции военного назначения выступают США и Российская Федерация.
Импортерами
техники американского
Для Российской Федерации же, наиболее значимыми являются рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока.
Вследствие
данных показателей можно с
Спад в торговле российским оружием, обусловлен объективными факторами воздействующими на мировой рынок вооружения, так как доступные в настоящее время для России рынки стран-покупателей близки к насыщению, а прорыв на новые весьма сложен.