Принцип зеркальности как принцип
познания, как принцип духовно-практического
освоения мира, имел довольно
противоречивую форму. Через
зеркальность человек устанавливал
связь со своим внутренним
миром и с внешними явлениями,
через зеркальность различалось
положительное и отрицательное,
тайное и явное. Примером тайнописи
могут служить письма Леонардо
да Винчи, которые можно было
прочесть только в зеркале,
ибо буквы были перевернуты.
Позднее зеркало использовалось
и как средство самовыражения,
самокритики, иронии, иносказания.
Таково содержание “иносказания
- недоговорки” в китайском языке
- “ “- ни внутри (в зеркале), ни снаружи
(перед зеркалом)не похоже на человека”.
Эта недоговорка - иносказание употребляется
во фразеологическом значении: “ни тем,
ни другим не угодить; ни там, ни сям не
выглядеть человеком; быть кругом виноватым”
(23. с.36).
Историческое развитие самосознания
также имело зеркало своим
модусом, с помощью которого
происходило различение сознания
и самосознания. Если в Античности
происходило зеркальное перенесение
своих телесных человеческих
черт на окружающий человека
мир, поэтому мифологический космос
был пластическим, телесным, осязаемым,…
то в средневековье это отображение
получило персонифицированную форму
- бог, разделившись здесь на
два направления .
Кстати, в современной психологии
различение пространственного сознания
и самосознания самым явным
образом также проявляется через
зеркальное отображение человеком
своего тела. Первая форма телесного,
пространственного самосознания
в индивидуальном развитии человека
происходит через телесное самосознание,
через инверсию, отображение “чужого
тела” как своего. Простейшие
эксперименты по “зеркальному”
отображению “своего тела” в
пространстве, проведенные Ю. Карандашевым,
основанные на этой закономерности,
привели к выводу, что рефлексия
самосознания формируется у ребенка
приблизительно к трем годам
(24.). Вы можете проверить сами: Посадите
2-3 летнего ребенка перед собой и покажите
ему, где у него правая, а где левая рука,
и попросите показать, а где у Вас правая
и левая рука. Если он своей правой рукой
покажет на Вашу левую руку, - у него еще
сознание, пространственная ориентация
тела еще недостаточно развита, но если
он своей правой рукой покажет на Вашу
правую, то у него развитое самосознание,
развита ориентация своего тела в пространстве.
Это же утверждает и Дж. Экклз,
характеризуя один из признаков
психической деятельности - как способность
узнавать себя в зеркале , которая,
по его мнению, отсутствует у
животных. Хотя в книгах о жизни
животных мне встречались и
утверждения о узнавании животными
себя в зеркале: “… А то
зеркало привязывают к куску
дерева и опускают на дно.
Самец каракатицы замечает себя
в зеркале, бросается в драку,
и крепко обнимает приманку. Ее
подтягивают к берегу и быстро
подхватывают сеткой. В Сицилии,
на Мальте и у побережья
Неаполя зеркалом заменяют часто
недостающих каракатиц-самок” (25.).
Кому верить, непонятно, - ученым или практикам?
Зеркало дает осознание не
только телесности в целом,
но и ее движению, его фрагментов
в различных областях искусства:
“Тело становится Лицом нового
молодого варварства, что и входит
стремительно в живопись и
структуру авангарда А. Дейнека,
В. Пакулина и др. В работе
Дейнеки “Обнаженная перед зеркалом”
обнаженная телесность занимает
все пространство холста, центром
его выбрано не лицо, как в прежней
культуре (Брюллов, Венецианов, Серов и
др.), представительствующие духовную
жизнь, а именно женский торс, имеющий
опору формы в трех точках-плечи, грудь
и бедра, очерчивающие смысловое поле
картины” Зеркало
не только отражает определенные ситуации,
но и создает их для смотрящего . Приведем
описание новой ситуации в зеркале у Зинаиды
Гиппиус: “Должна признаться, что я не
слышала ни одного слова из его речи. И
вот почему: Керенский стоял не на кафедре,
а вплотную за моим стулом, за длинным
зеленым столом. Кафедра была за нашими
спинами, а за кафедрой, на стене, висел
громадный, во весь рост портрет Николая
П. В мое ручное зеркало попало лицо Керенского
и, совсем рядом - лицо Николая. Портрет
очень недурный, видно похожий (не серовский
ли?)… Эти два лица рядом, казавшиеся даже
на одной плоскости, так как я смотрела
в один глаз - до такой степени заинтересовали
меня своим гармоническим контрастом,
своим интересным аккордом, что я уже не
слушала речи Керенского. В самом деле,
смотреть на эти два лица рядом - очень
поучительно. Являются самые неожиданные
мысли, - именно благодаря “аккорду”,
в котором, однако, все - вопящий диссонанс.
Не умею этого объяснить, когда-нибудь
просто вернусь к детальному описанию
обоих лиц - вместе”. (26. с.271). Хотя она к
этому не вернулась и зеркалом не заинтересовалась,
что видно из замечания В.Я. Брюсова в его
дневниках: “Я согласно с письмом, явился
к ним в 12 часов. Вхожу и первое, что вижу
- раздетой Зинаиду Николаевну. Разумеется,
я постучался, получил “войдите”, но зеркало
так поставлено в углу, что в нем отражается
вся спальня. - Ах, мы не одеты, но садитесь.
Поговорили из комнаты в комнату, потом
Зиночка /это кажется, ее единственно общепринятое
имя/ вышла…” (26. с. 100).
На основе зеркала происходит
и нравственная оценка, и самооценка
людей. Сервантес в “Дон Кихоте”
отмечает, что комедии “… приносят
великую пользу государству, постоянно
показывая государству зеркало,
в котором ярко отражаются
дела человеческой жизни, и
ничто не обрисует с такой
яркостью как комедия и комедианты,
каковыми мы на самом деле
и каковыми нам предстоит быть”
.
Вспомните А. С. Пушкина “Евгений
Онегин”, как он характеризовал
главного героя:
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.)
Зеркало используют
в самых неожиданных проектах:
И. Гольдин предложил международный
проект “Зеркало для человечества”
- если с помощью технологии
“космических мостов” осуществить
наблюдение за восходом Солнца
одновременно на всех континентах
Земли и делать это регулярно, превратив
в форму объединения людей (28. с.21).
Придумано зеркало релаксации
для кабинета релаксации (З. с.72).
А.М. Котляровский и А.П. Афанасьев
предлагают использовать зеркало
и для снятия усталости и
лечения:… используя закон бинокулярного
зрения, каждый, кто начинает плохо
видеть, может не интуитивно, а
сознательно поставить перед
собой горящую свечку. За ней,
на расстоянии 5- 10 см , расположить
зеркальце и попеременно смотреть
то на пляшущий огонек, то на
его отражение. Живой огонек, особенно
его кончик, будет попеременно
возбуждать рецептивные поля
сетчатки человека и косвенно
клетки лобных долей мозга,
которые, получив информацию от
правого глаза и левого, построят
образ живого огня. Именно этот
образ разгрузит мышцы, нормализует
давление внутри глаза и избавит
от начинающегося расстройства”
(З. с.15-16).
В повседневной жизни мы все
время сталкиваемся с упомянутыми
закономерностями. Общие принципы
педагогики строятся на афоризме:
“Ребенок - это зеркало нравственной
жизни родителей”. Серен Киркегор
заметил, что: “Отец для сына
подобен зеркалу, в котором
он видит самого себя”.
Большая емкость данного понятия
широко используется в средствах
массовой информации, публицистике,
кинематографе (хотя бы фильм “Зеркало”
А. Тарковского . В качестве
примера упомянем предложение С. Величкина
о построении “стереоизображения на экране
компьютера” с помощью зеркал
Патент на зеркало: “В Англии
выдан патент на автомобильное
зеркало заднего вида. Новинка
заключается вот в чем. Зеркальце
устанавливается не на обычном
месте - над водительским креслом,
а у заднего стекла. Но что
же тогда увидит водитель? Все,
что ему положено: изображение
по волоконным световодам передается
на экран, который вмонтирован
в приборную панель. И еще одно
новшество. Зеркало изготовлено
на эластичной мембране, помещенной
в пневмокамеру. Меняя давление
в ней, можно изменять и кривизну
зеркальной поверхности, то есть
расширять или сужать поле
зрения” .
Российская фирма “Turn” разработала
технологию изготовления зеркала
с переменным фокусным расстоянием.
Оно меняется за счет управления
прибором отражающей поверхности
под действием электрического
напряжения.
Создано рентгеновское зеркало,
заметно отражающее мягкое рентгеновское
излучение. Фрейбургская лаборатория
космических исследований ФРГ
создало полимерное зеркало диаметром
1,3 метра для телескопа. М. Е. Герценштейн
и В. В. Клавдиев считают, что зеркала для
телескопов лучше не точить, а надувать
“В 1900 году на Всемирной парижской
выставке большим успехом пользовались
так называемые Дворец иллюзий
и Дворец миражей. Во дворце
иллюзий каждая стена большого
шестиугольного зала представляла
собой огромное полированное
зеркало. Зритель внутри этого
зала видел себя затерянным
в толпе своих двойников. Этот
зал-калейдоскоп был как бы
окружен 468 залами. Во Дворце миражей
был такой зеркальный зал, только
в каждом углу были изображены
картина, и части зеркала с
этими изображениями как бы
перелистывались при помощи скрытых
механизмов. Зритель оказывался
то необыкновенном тропическом
лесу, то среди бесконечных залов
арабского стиля, то в огромном
индийском храме…” (28. с.134).
РЕЗЮМЕ
Завершая обзор “ликов” зеркала,
мы обнаружили, что содержание зеркала
не менее универсально, чем содержание
“отражения”, но это универсальность
другого рода - универсальность предметно-чувственных
образов, эмоционально-чувственных стереотипов
, с помощью которых, проявляясь через
которые, была сформулирована идея отражения.
Так как основы «отражения»
уходят своими корнями в культурно-исторический
феномен “Зеркало”, то их можно
сформулировать как " удвоение
" пространственных характеристик отображаемого
объекта. В будущем, возможно, зеркало
поможет изменить наши представления
о пространстве и времени.
Удвоение человека в зеркале, как порождение
инобытия человека в истории культуры
, трансформировалось в два направления
в современном мире:
1. За счет абсолютизации отдельных
сторон отображения инобытия
человека в зеркале, это направление
породило язычество, мистику,
оккультизм, материализм, марксизм-
ленинизм и т. д. – а исходя
из истории культуры во – многом, мистифицирует
и современную культуру, которая по своим
историческим корням оказалась духовно
нищей, мифологической.
2. Истинное направление воплотилось
в христианстве, а полнее всего,
в православии (ибо все остальное
– искажения в разной степени
священного писания и священного
предания.).
Православная духовность и культура
исповедует прежде всего, Веру
в Пресвятую Троицу; в Иисуса
Христа; в Церковь, ее таинства,
главным из которых является
евхаристия, т.е. исповедь и причастие
тела и крови Иисуса Христа. Ибо через
единение с Богом только и возможно спасение.
Личное спасение и есть цель христианской
жизни в православном исповедовании.
Человеческий мир создан Богом.
Промысел Божий в Сотворении
первого человека предопределило
искажение человека и мира. И
только искупление и освящение
кровью Иисуса Христа падшей
жизни отцов построенной по
печальному опыту, которая была
авторитетна для общественной
жизни древнего мира. и предопределило
возможность спасения - через крещение,
евхаристию и другие таинства
установленные Церковью. Главные
следствия грехопадения человека
в повреждении всей духовной
основы человеческого существа.
Тело, ум, сердце, воля рассечены,
противоречивы, конфликтуют друг
с другом. Отсюда история культуры
есть мирская история, есть
зеркальная жизнь, мнимое смотрение
в самого себя и в мир.
Отсюда существует необходимость
зеркал для отражения многоразличного
инобытия человека, все время
ищущего и находящего только
частности и искажения. "Так
наше лицо делается видимым
в зеркале, оставаясь невидимым
для нас самих" (Григорий Палама).
Во многом это составляет то
мирское, о чем говорили святые
апостолы Иаков и Иоанн
Богослов: «...не знаете
ли, что дружба с миром есть
вражда против Бога?» (Соборное
послание св.ап.Иакова Гл.4.4.);
«Ибо все, что в мире: похоть
плоти, похоть очей и гордость
житейская, не есть от Отца,
но от мира сего. И мир
проходит, и похоть его, а исполняющий
волю Божию пребывает вовек» (Первое
соборное послание Св. Ап. Иоанна. Гл.2.)