Зеркало как культурный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Зеркало не только технический, но мировоззренческий прием развертывания композиции в изобразительном искусстве. Хорошо известное в быту зеркало играет довольно парадоксальную и неожиданную роль в изобразительном искусстве, отображая различные формы миропонимания в истории культуры.

Содержание

§ I. Роль зеркала в живописи.
§ 2. Два уровня значения зеркала как предмета культуры.
§ 3. Значение зеркала в мифологическом сознании.
§ 4. Историзм зеркала. Обыденное сознание.
§ 5. Зеркало и православие.
§ 6. Зеркало и философия.
§ 7. Многозначность восприятия зеркала в истории культуры.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 386.81 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального

образования

«ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ»

(ИГТА)

Факультет дизайна и культурного сервиса

Кафедра социально-культурного сервиса и  туризма

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

на  тему

"Зеркало как культурный феномен" 

Автор работы …….………………………… Евстратов А.В

                                     (подпись)

Код работы………………………………. Группа  1Д3

Специальность 100104  

Руководитель  работы …………………………………………Г.К.Белугина 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иваново 2012 
 
 

§ I. Роль зеркала  в живописи.

§ 2. Два уровня значения зеркала как предмета культуры.

§ 3. Значение зеркала в мифологическом сознании.

§ 4. Историзм зеркала. Обыденное сознание.

§ 5. Зеркало и  православие.

§ 6. Зеркало и  философия.

§ 7. Многозначность восприятия зеркала в истории культуры.  

                           § I. РОЛЬ ЗЕРКАЛА В ЖИВОПИСИ

Зеркало не только технический, но мировоззренческий  прием развертывания композиции в изобразительном искусстве.  Хорошо известное в быту зеркало  играет довольно парадоксальную и неожиданную  роль в изобразительном искусстве, отображая различные формы миропонимания  в истории культуры. Парадоксальность зеркала проявляется хотя бы в  том, что изображение в зеркале  всегда на одно измерение меньше, чем  мир, который оно отражает. Так, например, мы никогда не видим себя в зеркале  такими как мы есть на самом деле, т. е. объемными, а всегда плоскими. Наоборот же, зеркало в предмете культуры, - это не только удвоение изображения, а расширение пространства картины  за счет введения дополнительной плоскости  восприятия.

       История искусства дает нам  целый спектр различных приемов  “расширения”, “искривления” визуального  пространства с помощью зеркала. 

       Например, в картинах Диего Веласкеса  “Венера с зеркалом”, “Венера  и амур”, “Менины”; Гойя “До самой смерти”; Эккерсберга “Обнаженная перед зеркалом”; ”; Веласкес “Христос в доме Марии и Марфы”; Тициан “Венера с зеркалом”; П. П. Рубенс “Туалет Венеры” и “Венера с купидоном, держащим зеркало”;

       Нас интересуют исторические корни употребления данных приемов в изобразительном искусстве, в современной культуре, в истории культуры. 
 
 

§ 2. ДВА  УРОВНЯ ЗНАЧЕНИЯ ЗЕРКАЛА КАК ПРЕДМЕТА КУЛЬТУРЫ 

      Функционирование зеркала в мире  культуры можно расслоить на  два уровня отражения зеркалом: через отражение зеркалом предмета и его самоотражение .

       ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ - уровень непосредственного  отражения зеркалом мира,  т.  е. непосредственное, бытовое, обыденное  понятие зеркала. Для отражения  таким зеркалом объектов мира  и характерно снижение размерности   изображения, т. е. в зеркале  объемный мир отображается в  плоскостном, двумерном. 

       Интересно, что в китайском  и японском языках, в иероглифе   “зеркало”, ключ иероглифа   “металл”, ибо первые зеркала были изготовлены из металла (преимущественно из бронзы). Этот ключ-иероглиф имеет двоякое значение: не только металл как вещество, но и металл как стихия в древнекитайской мифологии, подчеркивая “скованность”, “пассивность” и другие стороны зеркала.

       На этом уровне отражения зеркалом  мира и говорят об истории  производства зеркала в истории  культуры, хотя у зеркала есть  и другая история...  Воспроизведем  кратко историю производства  зеркала (2. с.214), (З. с. 14-16)

       Металлические зеркала были известны  во всех культурах до нашей  эры. Круглые ручные и стоячие  зеркала из полированного металла (бронза, серебро) с декоративной ручкой либо подставкой, выполненной в виде фигуры, были известны в эгейской Греции и Великой Греции с древнейших времен. Ручные зеркала производились уже в микенскую эпоху. Ручные зеркала с гравировкой в виде фигур и орнаментов появляются у этрусков. В 5 веке до р. х. в Греции было изобретено складное зеркало. Его зеркальная поверхность нередко защищалась крышкой с украшениями. Античность не знала стеклянных зеркал. Со II века до р. х. были известны выпуклые и вогнутые зеркала и основная геометрия отражения зеркалом предметов.

       С XI века появились первые известные  нам упоминания о зеркалах  из стекла. Сначала стеклом покрывали  полированную пластинку из металла.  В XII-ХIII веках в качестве металла стали использовать свинец (сплав свинца с сурьмою). С XIV века сплав заменили на оловянную амальгаму, которую получали, наливая на лист оловянной фольги (станиоль) ртуть.

       Первый патент на хрустальное  зеркало был взят в 1507 г . Данзало дель Галло. С начала XVII века зеркала стали изготовляться  в цеховых мануфактурах. С XIX века  в качестве металлической основы  под стекло стали использовать  серебро. В последнее время  листовое стекло движется по  конвейеру, где на его поверхность  последовательно наносится из  пульверизаторов раствор соли  серебра и восстановитель, который  осаждает из раствора чистое серебро в тонкодисперсной (коллоидальной) форме; после этого на тонкий слой серебра наносится слой меди, защищавшей пленку серебра, и в заключение оба металла покрываются лаком…

       ВТОРОЙ УРОВЕНЬ - уровень опосредованного  отражения зеркалом мира,  т.  е. когда зеркало сознательно  помещено в объект отражения.  В живописи зеркало помещено  в предмет картины как средство  добиться полноты  восприятия  за счет искривления , а тем  самым и расширения визуального  пространства картины. На данном  уровне визуальное пространство  свертывается, уплотняется, невидимое  становится видимым, актуально  зримым. Визуальное пространство  становится более полным, замкнутым  и завершенным. 

       Это нелинейное зеркальное пространство  можно сравнить с замкнутым  математическим пространством, с  лентой Мебиуса, бутылкой Клейна (замкнутыми одномерными и двумерными поверхностями). Так, если на прозрачной ленте написать букву на равном расстоянии от другой буквы, свернуть ленту в ленту Мебиуса, то противоположные фигуры будут соотноситься как изображение и его зеркальное отражение. Причем “прямая” и “противоположная” буквы находятся на одной стороне ленты, ибо у ленты только одна поверхность (3. с.35).

       Рассматривая различные образцы  изобразительного искусства, когда  зеркало помещено в предмет  визуального восприятия, яркий пример  такого художественного приема  обнаружим в картине “Менины”  Веласкеса. Зеркало в картине  не снижает размерности, как  в обычном восприятии, а увеличивает  размерность визуального пространства  на дополнительную двумерную  плоскость, т. е. рассматривая  зеркало в картине, мы имеем  в виду не трехмерную модель  пространства, проявленную через  двумерную плоскость, а четырехмерную   модель с независимыми параметрами,  связанную сюжетом, композицией  и т.п. Такая модель визуального пространства обладает рядом особенностей, в частности, отображает поверхность Клейна. Отсюда от такой картины ощущение открытой завершенности.  Обычность пространства восприятия компенсирует функцию времени,  функцию истории, ибо время в такой картине дано в 4-х мерной пространственности. Зеркало, помещенное в предмет отражения, например, в картину, раскрывает ее динамику. Художественное пространство такой картины открыто временному фактору, открыто именно благодаря зеркалу. Поэтому зеркало в картине - это процесс развития картины, элемент ее истории, изменчивость и открытость в ее устойчивости.

       Второй уровень опосредования  отражения зеркалом мира и  является предметом исследования - зеркала как феномена истории  культуры.

       Исследуя сновидения П.А. Флоренский  в своем “Иконостасе” подчеркивает: “Разве в этом обратном мире, в этом онтологически зеркальном  отражении мира мы не узнаем  области мнимого, хотя это мнимое  для тех, кто сам вывернулся  из себя, кто перевернулся, дойдя  до духовного средоточия мира, и есть подлинно реальное, такое же как они сами” (4. с.16)

       По поводу картины Пикассо  “Наука и милосердие” (1897) “…  дон Сальвадор внимательнее вгляделся  в картину и обнаружил, что,  возможно, она и отлично выстроена  композиционно, и проникнута истинно  христианскими чувствами, но содержит  детали, которые можно счесть  крамольными: в этой убогой  и нищей комнате совершенно  не место зеркалу, висящему  в изголовье кровати тяжко  больной женщины. Духовное начало  вытесняется плотским при взгляде  на эту пышную резную раму, вызывающую слишком назойливые  и прямые ассоциации с барочным  изображением женского лона. В  наши дни подобная визуальная  метафора не осталось бы незамеченной  и неоткомментированной, но в  те времена Пикассо мог твердо  рассчитывать на непреложность  того обстоятельства, что родственники  его не станут вычленять предмет  из окружающего контекста - зеркало  есть зеркало, и мало ли на  что оно может быть похоже. Зеркало живет в картине вопиющим  противоречием ее сюжету и  символическим предвестием будущих  тем Пикассо” (5. с.216-217).   
 
 
 

      
 
 

§ 3. ЗНАЧЕНИЕ ЗЕРКАЛА В МИФОЛОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ  

      Корни мировоззренческого содержания  образа “зеркала” уходят в  мифологическое сознание, для которого  “зеркальность” была принципом  познания мира, одной из форм  его духовно-практического освоения.

       “Что проявляется внешним образом,  то должно было бы существовать  отвлеченно, испокон веков, в первообразе,  который отражался в так называемом  зеркале maja индийской мифологии,  откуда произошли выражения: “magus”  (маг), “magia” (магия), “magic” (магизм), “image” (образ), “imagination” (воображение), все подразумевающие облегчения  первобытной, живой материи без  образа в определенную форму,  вид или существо. В новейшей  теософии зеркало maja называется  Вечным зеркалом чудес, Девственницей  Софией, вечно рождающей и вечно девственною” (6. с.22). “Происхождение слова Маг - Название: маг происходит от maja, зеркало (П), в котором Брама, по индийской мифологии, испокон веков видит себя и все чудеса своего могущества” (6. с.33). В древнекитайской мифологии: “Зеркало было знаменательной эмблемой всевидящего ока их главного божества…” (6. с.62).

       Так как одной из сторон  зеркала является удвоение пространственных  характеристик отображаемого объекта,  то для мифологического сознания  эта закономерность проявилась, прежде всего, в удвоении человека, я сам, и отображенный я в  зеркале.  Понятие “ двойника  ” есть практически у всех  народов, находящихся на определенной  ступени развития мифологического  сознания, и в Древнем Египте  и в современном Алтае у  шаманов .Но мифологическое сознание зеркала имеет свою специфику, которая отображена в структуре мифологического сознания.

       Так среди образцов скифского  искусства, обращаясь к популярному  сюжету, - сидящая женщина в длинном  одеянии с зеркалом в руках  и стоящий перед ней молодой  скиф, - исследователи обнаружили, что  зеркало не атрибут богини, а,  по-моему, оно является формой  раскрытия “двойника” противоположного  пола в зеркале. Эту особенность  описывает Д.С. Раевский: “… как  женщина держит зеркало: оно  помещено строго в центре композиции, между персонажами как бы для  того, чтобы в него могли смотреться  оба героя сцены. У индийцев, таджиков, персов и других народов,  предки которых были близкими  родственниками скифов, так совершался  свадебный обряд: жених и невеста  должны смотреться в одно зеркало.  Более того, у некоторых народов  именно отраженными в зеркало,  а не непосредственно, они впервые видят лица друг друга” (7. с.41). Аналогично бракосочетание у персов: “При заключении брачного договора выдерживается определенный церемониал, выраженный в следующем: расстилается белая скатерть, на которую ставят зеркало, присланное женихом, и зажигают по обе стороны от него свечи /одну во имя жениха, другую во имя невесты/. Во время заключения договора невеста смотрится в зеркало, при этом все завязки и застежки ее одежды должны быть развязаны во избежание затруднений в супружеской жизни” (8. с.157).

       Мифологические корни зеркала  как принципа жизнедеятельности,  принципа организации бытия, отражены  во множестве примет, гаданий,  верований, так, если “беременная  женщина будет часто глядеть  на себя в зеркало, ребенок  родится похожим на нее” . В  средневековом Китае - разбитое  зеркало - метаформа разлученных  супругов. В качестве примера  приведем рассказ “История барышни  Цуй цуй” Цуй Ю.: “Во время  мятежа Сюй Дэянь, наследник  дана Чень, расстался с женой,  но прежде, чем проститься, они  разломили зеркало надвое, уговорившись  всякий год в пятнадцатый день  первой луны приходить на базар  с этим зеркалом. Однажды Сюй  Дзянь увидел на базаре человека, продававшего за непомерную цену  половину от его зеркала. Так  он нашел жену в гареме Ян  Сух и упросил его вернуть  ее”. 

Информация о работе Зеркало как культурный феномен