Зеркало как культурный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Зеркало не только технический, но мировоззренческий прием развертывания композиции в изобразительном искусстве. Хорошо известное в быту зеркало играет довольно парадоксальную и неожиданную роль в изобразительном искусстве, отображая различные формы миропонимания в истории культуры.

Содержание

§ I. Роль зеркала в живописи.
§ 2. Два уровня значения зеркала как предмета культуры.
§ 3. Значение зеркала в мифологическом сознании.
§ 4. Историзм зеркала. Обыденное сознание.
§ 5. Зеркало и православие.
§ 6. Зеркало и философия.
§ 7. Многозначность восприятия зеркала в истории культуры.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 386.81 Кб (Скачать)

       I ЭТАП:

       В рамках мифологического сознания  образ зеркала служит мерой  всеобщей взаимосвязи всех явлений,  которые описываются зеркальным  мышлением, зеркальным отображением  и т.п. Здесь необходимо иметь  в виду специфику мифологического  сознания .   Отметим кратко терминологию древнегреческого языка (аттический диалект), основные термины зеркало: зеркало- точное отображение, признак, видимость.       Аналогична связь с процессом познания, который в мифологическом историческом сознании имел созерцательный характер, например, слово видеть, созерцать, смотреть, познавать и его производные: - видение, призрак, подобие, видимость; отображение, отражение, образ, изображение, мыслимый образ, воображение, грезы,…

       Мимолетный взгляд на выявление  конкретно-чувственного понятия  древнегреческой культуры в “зеркале”  позволяет определить культурно-исторические  предпосылки формирования некоторых  понятий античной философии. Выявляются  предметные корни понятия  -эйдос (у Платона). За счет более конкретного выявления смыслового содержания (через зеркало) понятия “эйдос”, по-видимому, можно уточнить предметно-чувственное содержание и других понятий (“причастность” и т.п.).

       Здесь древнегреческие идеи перекликаются  с восточными, как разные пути  развертывания механизма познавательного  процесса. Если в восточной культуре, в частности, в школе хуаянь, понятие “пустоты” развилось  из образа “зеркала”, причем  сделан акцент на удвоении, повторении, изображении прежде всего “формы”  отображаемого объекта ,т. е. за счет обособления, абстрагирования свойств зеркала от самого зеркала, то в западноевропейской культуре, в частности, в философии Платона, из образа “зеркала” развилось понятие “эйдоса”. Этот процесс уже шел за счет абстрагирования иных свойств зеркала. Это акцент на отражении, т. е. подобие, образ, модель, копия и т.п.       2 ЭТАП:

       В рамках исторического сознания  “зеркальный” механизм познавательного  процесса претерпевает дальнейшие  изменения в механизмах абстрагирования  свойств зеркала. 

       В латинском языке это проявляется  в термине “Spekulum” - зеркало,  образ, подобие. В основном, через  его, а с XVII века, через термин  “Reflectore” - происходило дальнейшее  развитие общественного сознания (reflexus, reflexio).

       В средневековье в религиозном  сознании через зеркало также  осмысливалось отношение человека  к миру. Средневековые мыслители  провозглашали, что “Все творения  мира суть для нас как бы  книга, картина и зеркало”. А.Я.  Гуревич отмечает, что “Аналогия  микрокосмоса и макрокосмоса  лежит в фундаменте средневековой  схоластики, ибо природа понималась  как зеркало, в котором человек  может созерцать образ божий”, т. е. человек смотрит в природу,  как в зеркало, и в то же  время находит ее в самом  себе. В работе Алана Лилльского “Книга о рыдании природы” природа обрисовывалась исключительно в антропологических красках, она есть лишь “зеркало”, отображающее в себе образ человека. Для Алана:

  “все природные  примеры, 

    в отношении людей -

     будто книги и картины

    будто зеркала идей”

  

 Парацельс  утверждал, правда, в другом аспекте  функционирования “зеркала”, что  небосвод человека, его внутреннее  небо “может быть самостоятельным  и основываться только на самом  себе, но при условии, что благодаря  своей мудрости, являющейся также  и знанием, человек как бы  уподобляется мировому порядку,  воспроизводит в себе и таким  образом опрокидывает в свой  внутренний небосвод тот небосвод, где мерцают видимые звезды. Тогда  эта зеркальная мудрость, в свою  очередь, охватит мир, в котором  она размещалась; ее большое  кольцо устремится в глубь  неба и далее; человек откроет,  что содержит “звезды внутри  себя самого”. 

       Развитие “зеркала” в отдельных  религиозных мировоззрениях, имеет  своими корнями мифологическое  восприятие “зеркала”, его характеристики: с “пустотой” (ничто, молчание, пауза, ноль, …); с сознательным характером познания, - “зеркального” мышления, ср. слова “ ” - видеть, созерцать, и “ ” - отражение, изображение и т.п.; и многих других, которые являются предпосылками для формирования новых интерпретаций мировоззренческих понятий, в частности, понятия бога.

       В связи с этим упомянем  Н. Кузанского: “Слово - бог”, “идет от ”, т. е. “вижу”. Бог в нашей области - как видение в области цвета” (15. с.287). Ищущий должен “бежать взором”, чтобы приблизиться к всевидящему богу (15. с.289). Интересно, что для Н. Кузанского понятие “бог” выражает свою сущность только через зеркало:

       - “Все наши мудрые и божественные  учителя сходились в том, что  видимое поистине есть образ  невидимого, и, что творца, таким  образом, можно увидеть по творению  как бы в зеркале и подобии” (15. с.64).  “Бог - форма бытия, и однако, не смешивается с творением?.. многие зеркала по-разному причастны одному и тому же лицу; ведь у творения нет бытия до бытия - от, поскольку оно и есть само это производное бытие в отличие от зеркала, которое уже было зеркалом до того, как приняло образ лица” (15. с.101). Эту мысль Н. Кузанский повторяет и далее (15. с.102,…). По поводу чего в Примечаниях (на с.467 обращают внимание на то, что “Зеркальные” сравнения Николай мог находить у Экхарта, Псевдо-Беды, но образ зеркала, появляющегося вместе с отражением, особенно характерен для него. Ибо также Н. Кузанский рассматривает и “ум”, как “живое зеркало” (15. с.404).

Линия неоплатонизма достигает своего крайнего выражения, так как через зеркало формируется представление о всеобщности мышления “разумного зеркала”, а тем самым формируются и аналогичные стереотипы бога.

       “Ты, конечно, знаешь, - наведу  тебя сравнением, - что формы кажутся  равными себе в прямых зеркалах и ущербленными в кривых. Возьмем высшее сияние нашего начала, славного бога, в каковом сиянии является сам бог, и пусть это будет у нас беспорочное, прямейшее, бесконечное и совершеннейшее зеркало истины, а все творения пусть будут конкретно определившимися и разнообразно искривленными зеркалами. Интеллектуальные природы будут среди них живыми, более ясными и прямыми зеркалами, причем представь, что в качестве живых, разумных и свободных они способны искривлять, выпрямлять и очищать сами себя. И вот я говорю: единая зеркальная ясность разнообразно светится в отражениях этих зеркал, но в первой, прямолинейной зеркальной ясности все зеркала светятся, как они есть (подобное можно наблюдать, поставив вещественные зеркала в круг одно перед другим); а во всех других, ограниченных и кривых, все предстает не как оно есть, но смотря по устройству принимающего зеркала, то есть ущербным из-за отступления этого принимающего зеркала от прямизны. Если теперь какое-то разумное живое зеркало перенесется к прямому зеркалу истины, в котором все без ущерба светится истинно, как есть, то зеркало истины вместе со всеми принятыми в себя зеркалами перельется в живое зеркало и такое разумное зеркало примет в себя зеркальный луч зеркала истины, несущего в себе истину всех зеркал, - конечно примет в своей мере, но в тот момент вечности это живое зеркало, как бы живой глаз, вместе с принятием лучей сияния от первого зеркала в нем же, - увидит все другие зеркала. Чем оно само будет прочнее, свободнее, яснее, чище, прямее, правильнее и истиннее, тем чище, радостнее и истиннее оно будет созерцать в себе божественную славу и всю Вселенную. Так в первом зеркале истины, которое можно назвать также Словом, Логосом, или Сыном божьим, умное зеркало обретает сыновство так, что оно - все во всем, и все - в нем, и его царство - обладание богом и всем в блаженной жизни. Теперь отбрось количественные определения чувственных зеркал и освободи свое понятие от пространства, времени и всего чувственного, поднимаясь к разумным зеркальным ясностям, где наша мысль в чистом смысле отражает истину, - ибо мы исследуем потемки сомнения ясностью разумного зеркала и знаем, что истинно то, что доказывает нам разум, - словом, перенести вышеописанный образ в интеллектуальную область, чтобы возвыситься над нашим плохим примером к созерцанию богосыновства” (15. с.310-311).

      

       3 ЭТАП:

       Дальнейшее развитие познавательных  возможностей человека обусловлено  дальнейшим развитием “зеркальных”  механизмов познавательного процесса.  Важно отметить общую направленность формирования “познавательной” терминологии в определении мышления, отражения, и т.д., которые своими корнями уходят в зеркало.

       Известно, что формирование научной  и философской терминологии связано  с латинским языком. Ибо на  латыни были изложены в философии  до работ И. Канта все основные  западноевропейские сочинения. Аналогично  и в науке. Мощный взрыв культуры  в Эпоху Возрождения и Новое  время связан с терминологическим  процессом, который коснулся и  зеркала. Поэтому к классическому  “Speculum” - зеркало, образ, подобие,  прибавляется “Reflecxus”, воспроизводящий  те же отношения, но сначала  в “механическом” естествознании  ,а затем был перенесен на иные сферы культуры.

       В результате в современной  западноевропейской культуре, например, в английском, французском, немецком  языках можно выделить три  группы терминов , общим для которых  является наличие предметно-чувственного  содержания “зеркала”: 

       а). Первая группа терминов отталкивается от “Speculum”,

       б). Вторая от “Reflexus”,

       в). А в третьей, в основном, присутствует указание на материальное, вещественное содержание зеркала:

       АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК:

       I. “Specular” - зеркальный, подобный, зеркалу; 

       “Speculate” - размышление, 

       “Speculative” - умозрительный, спекулятивный, 

       “Speculum” - зеркало. Толковый английский  словарь разъясняет значение  данного термина, как “рефлектор, металлическое зеркало, зеркало  телескопа,…” .

       2. “Reflectivity” - отражение; “reflection”-  отражение, рефлексия, размышление;  “reflex” - рефлексия, отражение,  образ; 

       “reflect” - толковый английский  словарь разъясняет значение  данного термина, как: “produce image (of) on polished surface, mirror” (зеркало);

       3. “looking - glass” - зеркало; “mirror”  - зеркало - в толковом английском  словаре также присутствуют значения: образ, модель, правдивый образ,…. 

       ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК:

       1. “Speculateurtion” - умозрение, размышление,  спекуляция, расчет;

       “Speculateuriules” - созерцать, размышлять, наблюдать. 

       2. “Reflet” - отражение; “reflechir “-  размышлять.

       3. “glacanto” - зеркало, хрустальное  стекло.

       НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК:

       1. “Spiegel” - зеркало; “spiegein” (sich) - отражаться;

       “Abspieg (e) (lang)” - отражение; 

       2. “Abbildung “- отражение, изображение; 

       3. “Reflektieren “- отражать, рассчитывать, размышлять.

       Аналогичные тенденции встречаются  и в других языках… 

       Религиозное историческое сознание  сформировало в человечестве  две неразрывно связанные стороны.  Во-первых, оно повернуло фундамент  устремлений к человеку, сформулировало  антропоморфизм мировоззрения, и,  во-вторых, определило, что за человеком есть нечто высшее, чем определяется человеческое бытие.  И помогло этим формулировкам - зеркальный механизм становящего человека в его истории.

       В Моисеевой истории сотворения  человек создан по образу Божию.  Для Филона из Александрии  “Божественный Логос” является  отпечатком и образом Бога  и прообразом человека и мира, т. е. Бог создал людей по  образу своему, представляющему  именно Логос. Таких интерпретаций  множество, но суть их едина  - богочеловечность человека ... И  феномен зеркальности помогает  и указывает на тайну, лежащую  за человеком, на возможность,  как бы существующее, что “…  отражение в зеркале, на отшлифованной  поверхности металла или водяной  глади есть виртуальный образ”.

§ 5. ЗЕРКАЛО И  ПРАВОСЛАВИЕ  

      В Библии зеркало употреблено  всего несколько раз: 

       - “Господь есть Дух; а где  Дух Господень, там свобода.  Мы же все, открытые лицом,  как в зеркале, взирая на  славу Господню, преображаемся в  тот же образ от славы в  славу, как Бог Господня Духа” 

       - “Ты ли с Ним распростер  небеса, как литое зеркало”;

       - “Ибо кто слушает слово и  не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты  лица своего в зеркале. Он  посмотрел на себя, отошел - и тотчас  забыл, каков он” .

Информация о работе Зеркало как культурный феномен