Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:33, курсовая работа
Зеркало не только технический, но мировоззренческий прием развертывания композиции в изобразительном искусстве. Хорошо известное в быту зеркало играет довольно парадоксальную и неожиданную роль в изобразительном искусстве, отображая различные формы миропонимания в истории культуры.
§ I. Роль зеркала в живописи.
§ 2. Два уровня значения зеркала как предмета культуры.
§ 3. Значение зеркала в мифологическом сознании.
§ 4. Историзм зеркала. Обыденное сознание.
§ 5. Зеркало и православие.
§ 6. Зеркало и философия.
§ 7. Многозначность восприятия зеркала в истории культуры.
I ЭТАП:
В рамках мифологического
Мимолетный взгляд на
Здесь древнегреческие идеи
В рамках исторического
В латинском языке это
В средневековье в религиозном
сознании через зеркало также
осмысливалось отношение
“все природные примеры,
в отношении людей -
будто книги и картины
будто зеркала идей”
Парацельс
утверждал, правда, в другом аспекте
функционирования “зеркала”,
Развитие “зеркала” в
В связи с этим упомянем Н. Кузанского: “Слово - бог”, “идет от ”, т. е. “вижу”. Бог в нашей области - как видение в области цвета” (15. с.287). Ищущий должен “бежать взором”, чтобы приблизиться к всевидящему богу (15. с.289). Интересно, что для Н. Кузанского понятие “бог” выражает свою сущность только через зеркало:
- “Все наши мудрые и
Линия неоплатонизма достигает своего крайнего выражения, так как через зеркало формируется представление о всеобщности мышления “разумного зеркала”, а тем самым формируются и аналогичные стереотипы бога.
“Ты, конечно, знаешь, - наведу тебя сравнением, - что формы кажутся равными себе в прямых зеркалах и ущербленными в кривых. Возьмем высшее сияние нашего начала, славного бога, в каковом сиянии является сам бог, и пусть это будет у нас беспорочное, прямейшее, бесконечное и совершеннейшее зеркало истины, а все творения пусть будут конкретно определившимися и разнообразно искривленными зеркалами. Интеллектуальные природы будут среди них живыми, более ясными и прямыми зеркалами, причем представь, что в качестве живых, разумных и свободных они способны искривлять, выпрямлять и очищать сами себя. И вот я говорю: единая зеркальная ясность разнообразно светится в отражениях этих зеркал, но в первой, прямолинейной зеркальной ясности все зеркала светятся, как они есть (подобное можно наблюдать, поставив вещественные зеркала в круг одно перед другим); а во всех других, ограниченных и кривых, все предстает не как оно есть, но смотря по устройству принимающего зеркала, то есть ущербным из-за отступления этого принимающего зеркала от прямизны. Если теперь какое-то разумное живое зеркало перенесется к прямому зеркалу истины, в котором все без ущерба светится истинно, как есть, то зеркало истины вместе со всеми принятыми в себя зеркалами перельется в живое зеркало и такое разумное зеркало примет в себя зеркальный луч зеркала истины, несущего в себе истину всех зеркал, - конечно примет в своей мере, но в тот момент вечности это живое зеркало, как бы живой глаз, вместе с принятием лучей сияния от первого зеркала в нем же, - увидит все другие зеркала. Чем оно само будет прочнее, свободнее, яснее, чище, прямее, правильнее и истиннее, тем чище, радостнее и истиннее оно будет созерцать в себе божественную славу и всю Вселенную. Так в первом зеркале истины, которое можно назвать также Словом, Логосом, или Сыном божьим, умное зеркало обретает сыновство так, что оно - все во всем, и все - в нем, и его царство - обладание богом и всем в блаженной жизни. Теперь отбрось количественные определения чувственных зеркал и освободи свое понятие от пространства, времени и всего чувственного, поднимаясь к разумным зеркальным ясностям, где наша мысль в чистом смысле отражает истину, - ибо мы исследуем потемки сомнения ясностью разумного зеркала и знаем, что истинно то, что доказывает нам разум, - словом, перенести вышеописанный образ в интеллектуальную область, чтобы возвыситься над нашим плохим примером к созерцанию богосыновства” (15. с.310-311).
3 ЭТАП:
Дальнейшее развитие
Известно, что формирование научной
и философской терминологии
В результате в современной
западноевропейской культуре, например,
в английском, французском, немецком
языках можно выделить три
группы терминов , общим для которых
является наличие предметно-
а). Первая группа терминов отталкивается от “Speculum”,
б). Вторая от “Reflexus”,
в). А в третьей, в основном, присутствует указание на материальное, вещественное содержание зеркала:
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК:
I. “Specular” - зеркальный, подобный, зеркалу;
“Speculate” - размышление,
“Speculative” - умозрительный, спекулятивный,
“Speculum” - зеркало. Толковый английский
словарь разъясняет значение
данного термина, как “
2. “Reflectivity” - отражение; “reflection”-
отражение, рефлексия,
“reflect” - толковый английский словарь разъясняет значение данного термина, как: “produce image (of) on polished surface, mirror” (зеркало);
3. “looking - glass” - зеркало; “mirror”
- зеркало - в толковом английском
словаре также присутствуют
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК:
1. “Speculateurtion” - умозрение, размышление, спекуляция, расчет;
“Speculateuriules” - созерцать, размышлять, наблюдать.
2. “Reflet” - отражение; “reflechir “- размышлять.
3. “glacanto” - зеркало, хрустальное стекло.
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК:
1. “Spiegel” - зеркало; “spiegein” (sich) - отражаться;
“Abspieg (e) (lang)” - отражение;
2. “Abbildung “- отражение, изображение;
3. “Reflektieren “- отражать, рассчитывать, размышлять.
Аналогичные тенденции
Религиозное историческое
В Моисеевой истории
§ 5. ЗЕРКАЛО И
ПРАВОСЛАВИЕ
В Библии зеркало употреблено всего несколько раз:
- “Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все, открытые лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как Бог Господня Духа”
- “Ты ли с Ним распростер небеса, как литое зеркало”;
- “Ибо кто слушает слово и
не исполняет, тот подобен