Зеркало как культурный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Зеркало не только технический, но мировоззренческий прием развертывания композиции в изобразительном искусстве. Хорошо известное в быту зеркало играет довольно парадоксальную и неожиданную роль в изобразительном искусстве, отображая различные формы миропонимания в истории культуры.

Содержание

§ I. Роль зеркала в живописи.
§ 2. Два уровня значения зеркала как предмета культуры.
§ 3. Значение зеркала в мифологическом сознании.
§ 4. Историзм зеркала. Обыденное сознание.
§ 5. Зеркало и православие.
§ 6. Зеркало и философия.
§ 7. Многозначность восприятия зеркала в истории культуры.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 386.81 Кб (Скачать)

       - “Теперь мы видим, как бы  сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь  знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан” (К  Коринфянам.). Здесь слова “сквозь  тусклое стекло” имеют и другой  перевод: “сквозь тусклое зеркало”…  Более точно сказано в тексте  Библии на церковно-славянском  языке: “Видимъ о убо нынъ  яко же зерцаломъ в гадании,  тогда же лицомъ к лицу: ныне  разумъю отчасти, тогда же познаю, якоже и познанъ быхъ”.

       “Не верь врагу твоему… будь  внимателен душой своей и остерегайся  его, и будешь перед ним,  как чистое зеркало, и узнаешь,  что он не до конца очистился  от ржавчины…” 

       Премудрость “… есть отблеск  вечного света и чисто зеркало  действия Божия и образ благости  Его” (Премудрость Соломона,)

        Григорий Петров пишет: “Я  теперь знаю, что есть царство  небесное… Царство небесное есть  созерцание. Сейчас ты лишь тени  вещей видишь… как в зеркале…  А там их первообразы увидишь…  Потому как освободишься от тела земного…” (16. с.68 )

       В Библии зеркальное отражение  употребляется в двух смыслах  в двух слоях понятий:образ, образа, образец, образом, образу, образца, -цем, -цу, образы, -зе ; подобен, подобие, подобие, -бии, -бию, -бия; подобно, подобного, подобное, подобие, -не, подобный, подобными.

       Этого слоя понятий вполне  достаточно, что следует из самой  сущности православия. Как писал  странник в “Откровенных рассказах  странника духовному отцу своему”:  “Всякий час и всякое мгновение  будем всяким хранением блюсти  сердце свое от помыслов, потемняющих  душевное зеркало, в коем надлежит  печатлеться и светописаться  одному Иисусу Христу, который  есть премудрость и сила Бога  Отца” (17. с.153).

       Поэтому надобности в “зеркальных”  понятиях, как и в самих зеркалах  в православии не было. М. Забелин  в собрании “Русский народ…”  отмечал, что: “Стенных зеркал  у русских вообще не было. Церковь  не одобряла их употребление. Особенно духовным лицам. Собор  1666 г . положительно запретил иметь  зеркала в своих домах; благочестивые  люди избегали их как одного  из заморских грехов; только зеркала  в малом формате привозились  из-за границы в большом количестве  и составляли принадлежность  женского туалета” (18. с.480-48I). “Зеркало держать в комнате грех, по уверению староверов, потому что оно дано дьяволом и доказывается следующей легендой” (18. с.265-266). Далее М. Забылин приводит легенду… И лишь в начале XX века после известной внутренней борьбы в православии зеркала получили ограниченное употребление. Но до сих пор ни в одном православном храме Вы зеркал не увидите, ибо иконы и есть зеркала божьи, в которые мы смотримся как в самого себя с целью осуществления царства божия внутри нас.

       Кроме икон, зеркалом человека  является и молитва его. Это  было известно с древнейших  времен, ср. Петрарка: “Ибо и слово  - первое зеркало духа, и дух  - главный водитель слова” (18. с.234).

      

       Поучителен переизданный в 1996 г . труд “Диоптра или духовное  зерцало”: “В старое время на  Руси в благочестивых древнерусских  семьях довольно излюбленным  чтением были сборники аскетических  поучений, главным образом составленные  под руководством свято-отеческих  творений, - известные под именем  “Диоптра или Зерцала о презрении  сует мирских”… “так в 1651г. был напечатан труд, в котором были собраны поучения и наставления афонских старцев “Диоптра, сиречь зерцало” (19. с. 10, 8). Наставления эти очень поучительны: “Если обратишь зеркало к небу, то увидишь в нем небо; если же   повернешь его к земле, увидишь в нем отражение земли. Так и душа твоя, подобно зеркалу, будет иметь отражение того, к чему ты прилепился столь сильно, что в зависимости от него будешь полагать всякое твое благо или зло” (19. с.105); “Зеркало самое лучшее и светлое от дыхания человеческого затмевается: так и, кто сообщается с людьми развращенными, хотя бы был наидобродетельнейшим, развратится” (19. с.248).

       Любопытна иконография Архангела  Гавриила (муж Божий) “Вестник  тайн Божих, Он изображается  держащим в правой руке райскую  ветвь или же фонарь с зажженной  внутри свечой, а в левой зеркало  из зеленой яшмы с красноватыми  пятнами или жилками”), В “Энциклопедии  православной святости” говорится:  “В православной иконографии  архангел Гавриил изображается  с оливковой ветвью в руках  - символом примирения Бога и  творения (в сцене Благовещения  на царских вратах); иногда с  фонарем, внутри которого горит  свеча, в правой руке и с  зеркалом из ясписа, в левой  (символы сокрытых до времен  исполнения судеб Божих, которые  постигаются теми, кто смотрится  в зерцало слова Божия и  своей совести)” 

       Жизнь парадоксальна и противоречива,  ибо в ней есть тайна выходящая  за пределы человека. Эту парадоксальность  отражает христианство в лице  Павла Флоренского: “Тайны религии  - это не секреты, которые не  следует разглашать, не условные  пароли заговорщиков, а невыразимые  несказанные, неописуемые переживания,  которые не могут облечься  в слово иначе, как в виде  переживания, которые зараз и  “да” и “нет” (4. с.158). Таким образом, зеркало в православной культуре играло и играет не малозначительную  роль .Так как в православие главенство имеет  духовное развитие человека и его душа, а материальная сущность не столь важна, зеркало как раз и выступает своеобразным  "маяком" души.

      

§ 6. ЗЕРКАЛО И  ФИЛОСОФИЯ  

      Зеркало является культурно-исторической  предпосылкой для формирования  принципа отражения. В каком  смысле можно говорить, что зеркало  является культурно-исторической  предпосылкой? Очевидно, только в  том смысле, что всеобщность какого-либо  понятия всецело обусловлена  всеобщностью его исторического  развития.

       Историческое развитие понятия  “зеркало” осуществляется от  образа “зеркала”, имеющего связующее  значение в мифологическом историческом  сознании и проявляется в изменении  конкретно-чувственного содержания данного понятия, в его переходе  от конкретных образов ко все более абстрактному содержанию, характеризующему более широкие связи и опосредования.

       Кульминацией и логическим завершением  исторического развития понятия  “зеркало” и является изменение  названия понятия при сохранении его содержания , возникает термин “отражение” , самостоятельный, но существующий вначале параллельно с термином “зеркало”, и лишь в дальнейшем обособляясь и расширяясь в своем объеме.

        Рассмотрим становление термина “отражения” через “зеркало” в материализме и к чему это привело…

История вопроса  уходит в Новое время. Лейбниц  утверждал, что всякая монада есть живое  зеркало вселенной, т. е. одарена  внутренней деятельностью, которая  представляет весь мир со своей точки  зрения и так ее урегулировала, как  и сам этот мир. Что же касается разумной души или духа, то в нем  заключается больше, чем в монадах  или даже в простой душе. Дух  не только зеркало всего мира созданных  вещей, но также образ божий… Эти  идеи Лейбница были высоко оценены  последующей материалистической философией, ибо они утверждали идею всеобщей связи  - Л. Фейербахом, К. Марксом, В.И. Лениным. 

   С конца  ХVIII - начала XIX века идея зеркала  стала применяться для выражения  свойств отражения : во Франции  у Дидро, в Германии у Гегеля.

       Любопытно, что образ “зеркала”  является основополагающим при формировании “спекулятивной” (см. “Speculum” - зеркало) гегелевской философии. Так, одно из центральных понятий - это рефлексия. Ранее было отмечено,что “зеркальные” корни предметно-чувственного содержания термина “рефлексия”. Латинское слово “reflexio” означает также и “загибание назад “, “отклонение назад”, “отражение”, но в этом же значении Гегель употребляет и слово “отражение” - термин “ ”, - оно двусложное: “ ” - назад, обратно… и “werfen” - бросать, метать…, причем в контексте, где развертывается именно “зеркальное отражение” (20. с.135, § 278).

       Как Гегель развертывает свои  основные понятия? Стереотипы  здесь просты. Прежде чем “развернуть”  термин “сущность”, как понимает  его Гегель, отобразим его понимание рефлексии: “Точка зрения сущности представляет собой точку зрения рефлексии. Мы употребляем выражение рефлексии  (выделено Гегелем - С. В.) прежде всего по отношению к свету, когда он в своем прямолинейном движении встречает зеркальную поверхность и отбрасывается ею назад. Мы, таким образом, имеем здесь нечто удвоенное: во-первых, непосредственное, некое сущее, и, во-вторых, то же самое как опосредованное, или положенное. Но то же самое происходит, когда мы рефлексируем о предмете, или /как обыкновенно говорят/ размышляем о нем, поскольку именно здесь предмет не признается нами в его непосредственности, мы хотим познать его как опосредованный” (20. с.265).

       Гегель определяет сущность “как  рефлексия в самом себе” (20. с.11). “Сущность… выступает как видимость /scheint/ внутри самой себя, иначе говоря есть рефлексия…” (20. с.10). В комментариях есть пояснение слова: “scheinen” - буквально “светить”, “сиять”, “иметь вид”, “казаться”. Этот термин у Гегеля тесно связан с понятием рефлексия в ее объективном значении… Слово scheinen имеет у автора “Наука логики” специфическое метафорическое значение. Оно означает у него “отсвечивать”, “отражать”, иногда “просвечивать”, “высвечивать”. Часто Гегель прямо связывает scheinen с термином schein /видимость/; в таких случаях оно переводится как “иметь видимость”, “обрести видимость” (20. с.231). С зеркальных позиций проясняется установка Гегеля на определение им категории: “рефлексия в свое иное” как самая характерная черта категории сущности, - “Сущность тем самым есть бытие как видимость” (als Scheinen) в себе самой” (20. с. 264). “Когда мы говорим о сущности, то мы отличаем от нее бытие как непосредственное и рассматриваем последнее в отношении к сущности как голую видимость (выделено Гегелем - С. В). Но эта видимость не есть просто ничто, а есть бытие как снятие… Непосредственно бытие вещей здесь представляют себе как корой или завесой, за которой скрывается сущность” (20. с.265) и т.д.

       С этих же позиций “зеркального  отражения” развертывается Гегелем  и суть “основания”: “Основание  есть единство тождества и  различия, оно есть истина того, чем оказалось различие и тождество,  рефлексия - самое - себя, которая  есть столь же и рефлексия  - в - другое, и наоборот.

       … Когда мы спрашиваем об  основаниях вещей, мы стоим  вообще на… точке зрения рефлексии;  мы желаем видеть вещь как  бы удвоенной: во-первых, в ее  непосредственности, и, во-вторых, в  ее основании, где она больше  уже не непосредственна. В этом  заключается простой смысл так  называемого закона достаточного  основания, который высказывает  лишь то, что вещи должны существенно рассматриваться как опосредованные” (20. с.281-282). Т. о. довольно здравые мысли, отражающие различные свойства зеркала , которые мы видели раньше в истории культуры, и породили в своем мистифицированном виде, так называемую, “объективно идеалистическую” философскую систему.

       К. Маркс, чтобы подчеркнуть  факт высшего развития человека  из всей природы, факт отражения  человеком всей материи, в молодости  писал: “Человек есть эхо и  зеркало вселенной”, но, - эта посылка  осталась голословной  

§ 7. МНОГОРАЗЛИЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ЗЕРКАЛА В ИСТОРИИ  КУЛЬТУРЫ  

      Осознание опосредованного отражения  зеркалом мира формируется постепенно. Зеркало начинает отражать не  только явления мира, но и их  историю. 

       В средневековой Европе был  широко распространен определенный  тип зерцал, отражавший социальную  историю:  “Королевские зерцала”, “саксонское зерцало”, “зерцало  монахов”, “каролинское зерцало”  и т.д. Анализ зерцал IX века  в работе Ю.Л. Бессмертного  “Мир глазами знатной женщины”  ,говорит об их большом влиянии на последующее культурное развитие.

       В качестве примера дальнейшего  развития историчности зеркала  может служить средневековый  сборник “Speculum exemplorum” напечатанный  в Нидерландах в 1481 г ., который  был переработан иезуитам Иоганном  Майором “Speculum magnum exemplorum”, и в  начале XVII века переведен на польский  язык “ ”, а в 1677 г . с  одобрения царя Алексея Михайловича  на русский язык “Великое зерцало” (21. с.467).

       Важнейшим принципом “Истории”  Карамзина стало стремление ее  автора: “Смотреть в тусклое зеркало  древней летописи”, следуя за  ней в изложении и оценке  события, не украшая вымыслом  или произвольной догадкой свой  рассказ, отмечает Г. М. Фридлендер. Карамзин так отзывается о древних историках: “Многие места в их сочинениях суть верные зеркала, в которых мы себя видим. Сходство так велико, что оно изумляет и трогает до глубины души”

       Т. е. уже со средневековья  зеркало выражало не только  сам факт непосредственного, но  и опосредованного отражения,  снимавшего в себе предшествовавшее  историческое развитие, - зачастую  зеркало и было ориентировано на вскрытие истории. Этот факт - историчность отражения зеркалом истории был осознан только недавно в нетрадиционных взглядах по теории отражения, осознан в том положении, что - “мера отражательных возможностей соотносима с мерой историчности существования”.

       Поэтому в истории культуры  издавна было значимо понятие  “зерцала”, претендовавшее на  воспроизведение определенных ареалов  мира, социальной истории, различных  сфер человеческой жизнедеятельности. 

Информация о работе Зеркало как культурный феномен