- “Теперь мы видим, как бы
сквозь тусклое стекло, гадательно,
тогда же лицом к лицу; теперь
знаю я отчасти, а тогда познаю,
подобно как я познан” (К
Коринфянам.). Здесь слова “сквозь
тусклое стекло” имеют и другой
перевод: “сквозь тусклое зеркало”…
Более точно сказано в тексте
Библии на церковно-славянском
языке: “Видимъ о убо нынъ
яко же зерцаломъ в гадании,
тогда же лицомъ к лицу: ныне
разумъю отчасти, тогда же познаю,
якоже и познанъ быхъ”.
“Не верь врагу твоему… будь
внимателен душой своей и остерегайся
его, и будешь перед ним,
как чистое зеркало, и узнаешь,
что он не до конца очистился
от ржавчины…”
Премудрость “… есть отблеск
вечного света и чисто зеркало
действия Божия и образ благости
Его” (Премудрость Соломона,)
Григорий Петров пишет: “Я
теперь знаю, что есть царство
небесное… Царство небесное есть
созерцание. Сейчас ты лишь тени
вещей видишь… как в зеркале…
А там их первообразы увидишь…
Потому как освободишься от тела
земного…” (16. с.68 )
В Библии зеркальное отражение
употребляется в двух смыслах
в двух слоях понятий:образ, образа,
образец, образом, образу, образца, -цем,
-цу, образы, -зе ; подобен, подобие, подобие,
-бии, -бию, -бия; подобно, подобного, подобное,
подобие, -не, подобный, подобными.
Этого слоя понятий вполне
достаточно, что следует из самой
сущности православия. Как писал
странник в “Откровенных рассказах
странника духовному отцу своему”:
“Всякий час и всякое мгновение
будем всяким хранением блюсти
сердце свое от помыслов, потемняющих
душевное зеркало, в коем надлежит
печатлеться и светописаться
одному Иисусу Христу, который
есть премудрость и сила Бога
Отца” (17. с.153).
Поэтому надобности в “зеркальных”
понятиях, как и в самих зеркалах
в православии не было. М. Забелин
в собрании “Русский народ…”
отмечал, что: “Стенных зеркал
у русских вообще не было. Церковь
не одобряла их употребление.
Особенно духовным лицам. Собор
1666 г . положительно запретил иметь
зеркала в своих домах; благочестивые
люди избегали их как одного
из заморских грехов; только зеркала
в малом формате привозились
из-за границы в большом количестве
и составляли принадлежность
женского туалета” (18. с.480-48I). “Зеркало
держать в комнате грех, по уверению староверов,
потому что оно дано дьяволом и доказывается
следующей легендой” (18. с.265-266). Далее
М. Забылин приводит легенду… И лишь в
начале XX века после известной внутренней
борьбы в православии зеркала получили
ограниченное употребление. Но до сих
пор ни в одном православном храме Вы зеркал
не увидите, ибо иконы и есть зеркала божьи,
в которые мы смотримся как в самого себя
с целью осуществления царства божия внутри
нас.
Кроме икон, зеркалом человека
является и молитва его. Это
было известно с древнейших
времен, ср. Петрарка: “Ибо и слово
- первое зеркало духа, и дух
- главный водитель слова” (18. с.234).
Поучителен переизданный в 1996
г . труд “Диоптра или духовное
зерцало”: “В старое время на
Руси в благочестивых древнерусских
семьях довольно излюбленным
чтением были сборники аскетических
поучений, главным образом составленные
под руководством свято-отеческих
творений, - известные под именем
“Диоптра или Зерцала о презрении
сует мирских”… “так в 1651г. был
напечатан труд, в котором были собраны
поучения и наставления афонских старцев
“Диоптра, сиречь зерцало” (19. с. 10, 8). Наставления
эти очень поучительны: “Если обратишь
зеркало к небу, то увидишь в нем небо;
если же повернешь его к земле, увидишь
в нем отражение земли. Так и душа твоя,
подобно зеркалу, будет иметь отражение
того, к чему ты прилепился столь сильно,
что в зависимости от него будешь полагать
всякое твое благо или зло” (19. с.105); “Зеркало
самое лучшее и светлое от дыхания человеческого
затмевается: так и, кто сообщается с людьми
развращенными, хотя бы был наидобродетельнейшим,
развратится” (19. с.248).
Любопытна иконография Архангела
Гавриила (муж Божий) “Вестник
тайн Божих, Он изображается
держащим в правой руке райскую
ветвь или же фонарь с зажженной
внутри свечой, а в левой зеркало
из зеленой яшмы с красноватыми
пятнами или жилками”), В “Энциклопедии
православной святости” говорится:
“В православной иконографии
архангел Гавриил изображается
с оливковой ветвью в руках
- символом примирения Бога и
творения (в сцене Благовещения
на царских вратах); иногда с
фонарем, внутри которого горит
свеча, в правой руке и с
зеркалом из ясписа, в левой
(символы сокрытых до времен
исполнения судеб Божих, которые
постигаются теми, кто смотрится
в зерцало слова Божия и
своей совести)”
Жизнь парадоксальна и противоречива,
ибо в ней есть тайна выходящая
за пределы человека. Эту парадоксальность
отражает христианство в лице
Павла Флоренского: “Тайны религии
- это не секреты, которые не
следует разглашать, не условные
пароли заговорщиков, а невыразимые
несказанные, неописуемые переживания,
которые не могут облечься
в слово иначе, как в виде
переживания, которые зараз и
“да” и “нет” (4. с.158). Таким образом,
зеркало в православной культуре играло
и играет не малозначительную роль
.Так как в православие главенство имеет
духовное развитие человека и его душа,
а материальная сущность не столь важна,
зеркало как раз и выступает своеобразным
"маяком" души.
§ 6. ЗЕРКАЛО И
ФИЛОСОФИЯ
Зеркало является культурно-исторической
предпосылкой для формирования
принципа отражения. В каком
смысле можно говорить, что зеркало
является культурно-исторической
предпосылкой? Очевидно, только в
том смысле, что всеобщность какого-либо
понятия всецело обусловлена
всеобщностью его исторического
развития.
Историческое развитие понятия
“зеркало” осуществляется от
образа “зеркала”, имеющего связующее
значение в мифологическом историческом
сознании и проявляется в изменении
конкретно-чувственного содержания данного
понятия, в его переходе от конкретных
образов ко все более абстрактному содержанию,
характеризующему более широкие связи
и опосредования.
Кульминацией и логическим завершением
исторического развития понятия
“зеркало” и является изменение
названия понятия при сохранении его
содержания , возникает термин “отражение”
, самостоятельный, но существующий вначале
параллельно с термином “зеркало”, и
лишь в дальнейшем обособляясь и расширяясь
в своем объеме.
Рассмотрим становление термина “отражения”
через “зеркало” в материализме и к чему
это привело…
История вопроса
уходит в Новое время. Лейбниц
утверждал, что всякая монада есть живое
зеркало вселенной, т. е. одарена
внутренней деятельностью, которая
представляет весь мир со своей точки
зрения и так ее урегулировала, как
и сам этот мир. Что же касается
разумной души или духа, то в нем
заключается больше, чем в монадах
или даже в простой душе. Дух
не только зеркало всего мира созданных
вещей, но также образ божий… Эти
идеи Лейбница были высоко оценены
последующей материалистической философией,
ибо они утверждали идею всеобщей
связи - Л. Фейербахом, К. Марксом, В.И.
Лениным.
С конца
ХVIII - начала XIX века идея зеркала
стала применяться для выражения
свойств отражения : во Франции
у Дидро, в Германии у Гегеля.
Любопытно, что образ “зеркала”
является основополагающим при формировании
“спекулятивной” (см. “Speculum” - зеркало)
гегелевской философии. Так, одно из центральных
понятий - это рефлексия. Ранее было отмечено,что
“зеркальные” корни предметно-чувственного
содержания термина “рефлексия”. Латинское
слово “reflexio” означает также и “загибание
назад “, “отклонение назад”, “отражение”,
но в этом же значении Гегель употребляет
и слово “отражение” - термин “ ”, - оно
двусложное: “ ” - назад, обратно… и “werfen”
- бросать, метать…, причем в контексте,
где развертывается именно “зеркальное
отражение” (20. с.135, § 278).
Как Гегель развертывает свои
основные понятия? Стереотипы
здесь просты. Прежде чем “развернуть”
термин “сущность”, как понимает
его Гегель, отобразим его понимание
рефлексии: “Точка зрения сущности представляет
собой точку зрения рефлексии. Мы употребляем
выражение рефлексии (выделено Гегелем
- С. В.) прежде всего по отношению к свету,
когда он в своем прямолинейном движении
встречает зеркальную поверхность и отбрасывается
ею назад. Мы, таким образом, имеем здесь
нечто удвоенное: во-первых, непосредственное,
некое сущее, и, во-вторых, то же самое как
опосредованное, или положенное. Но то
же самое происходит, когда мы рефлексируем
о предмете, или /как обыкновенно говорят/
размышляем о нем, поскольку именно здесь
предмет не признается нами в его непосредственности,
мы хотим познать его как опосредованный”
(20. с.265).
Гегель определяет сущность “как
рефлексия в самом себе” (20.
с.11). “Сущность… выступает как видимость
/scheint/ внутри самой себя, иначе говоря
есть рефлексия…” (20. с.10). В комментариях
есть пояснение слова: “scheinen” - буквально
“светить”, “сиять”, “иметь вид”, “казаться”.
Этот термин у Гегеля тесно связан с понятием
рефлексия в ее объективном значении…
Слово scheinen имеет у автора “Наука логики”
специфическое метафорическое значение.
Оно означает у него “отсвечивать”, “отражать”,
иногда “просвечивать”, “высвечивать”.
Часто Гегель прямо связывает scheinen с термином
schein /видимость/; в таких случаях оно переводится
как “иметь видимость”, “обрести видимость”
(20. с.231). С зеркальных позиций проясняется
установка Гегеля на определение им категории:
“рефлексия в свое иное” как самая характерная
черта категории сущности, - “Сущность
тем самым есть бытие как видимость” (als
Scheinen) в себе самой” (20. с. 264). “Когда мы
говорим о сущности, то мы отличаем от
нее бытие как непосредственное и рассматриваем
последнее в отношении к сущности как
голую видимость (выделено Гегелем - С.
В). Но эта видимость не есть просто ничто,
а есть бытие как снятие… Непосредственно
бытие вещей здесь представляют себе как
корой или завесой, за которой скрывается
сущность” (20. с.265) и т.д.
С этих же позиций “зеркального
отражения” развертывается Гегелем
и суть “основания”: “Основание
есть единство тождества и
различия, оно есть истина того,
чем оказалось различие и тождество,
рефлексия - самое - себя, которая
есть столь же и рефлексия
- в - другое, и наоборот.
… Когда мы спрашиваем об
основаниях вещей, мы стоим
вообще на… точке зрения рефлексии;
мы желаем видеть вещь как
бы удвоенной: во-первых, в ее
непосредственности, и, во-вторых, в
ее основании, где она больше
уже не непосредственна. В этом
заключается простой смысл так
называемого закона достаточного
основания, который высказывает
лишь то, что вещи должны существенно
рассматриваться как опосредованные”
(20. с.281-282). Т. о. довольно здравые мысли,
отражающие различные свойства зеркала
, которые мы видели раньше в истории культуры,
и породили в своем мистифицированном
виде, так называемую, “объективно идеалистическую”
философскую систему.
К. Маркс, чтобы подчеркнуть
факт высшего развития человека
из всей природы, факт отражения
человеком всей материи, в молодости
писал: “Человек есть эхо и
зеркало вселенной”, но, - эта посылка
осталась голословной
§ 7. МНОГОРАЗЛИЧНОСТЬ
ВОСПРИЯТИЯ ЗЕРКАЛА В ИСТОРИИ
КУЛЬТУРЫ
Осознание опосредованного отражения
зеркалом мира формируется постепенно.
Зеркало начинает отражать не
только явления мира, но и их
историю.
В средневековой Европе был
широко распространен определенный
тип зерцал, отражавший социальную
историю: “Королевские зерцала”,
“саксонское зерцало”, “зерцало
монахов”, “каролинское зерцало”
и т.д. Анализ зерцал IX века
в работе Ю.Л. Бессмертного
“Мир глазами знатной женщины”
,говорит об их большом влиянии на последующее
культурное развитие.
В качестве примера дальнейшего
развития историчности зеркала
может служить средневековый
сборник “Speculum exemplorum” напечатанный
в Нидерландах в 1481 г ., который
был переработан иезуитам Иоганном
Майором “Speculum magnum exemplorum”, и в
начале XVII века переведен на польский
язык “ ”, а в 1677 г . с
одобрения царя Алексея Михайловича
на русский язык “Великое зерцало”
(21. с.467).
Важнейшим принципом “Истории”
Карамзина стало стремление ее
автора: “Смотреть в тусклое зеркало
древней летописи”, следуя за
ней в изложении и оценке
события, не украшая вымыслом
или произвольной догадкой свой
рассказ, отмечает Г. М. Фридлендер. Карамзин
так отзывается о древних историках: “Многие
места в их сочинениях суть верные зеркала,
в которых мы себя видим. Сходство так
велико, что оно изумляет и трогает до
глубины души”
Т. е. уже со средневековья
зеркало выражало не только
сам факт непосредственного, но
и опосредованного отражения,
снимавшего в себе предшествовавшее
историческое развитие, - зачастую
зеркало и было ориентировано
на вскрытие истории. Этот факт - историчность
отражения зеркалом истории был осознан
только недавно в нетрадиционных взглядах
по теории отражения, осознан в том положении,
что - “мера отражательных возможностей
соотносима с мерой историчности существования”.
Поэтому в истории культуры
издавна было значимо понятие
“зерцала”, претендовавшее на
воспроизведение определенных ареалов
мира, социальной истории, различных
сфер человеческой жизнедеятельности.