Зеркало как культурный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Зеркало не только технический, но мировоззренческий прием развертывания композиции в изобразительном искусстве. Хорошо известное в быту зеркало играет довольно парадоксальную и неожиданную роль в изобразительном искусстве, отображая различные формы миропонимания в истории культуры.

Содержание

§ I. Роль зеркала в живописи.
§ 2. Два уровня значения зеркала как предмета культуры.
§ 3. Значение зеркала в мифологическом сознании.
§ 4. Историзм зеркала. Обыденное сознание.
§ 5. Зеркало и православие.
§ 6. Зеркало и философия.
§ 7. Многозначность восприятия зеркала в истории культуры.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 386.81 Кб (Скачать)

       Хорхе Луис Борхес упоминает  зеркальные существа Г.А. Джайлса,  в частности, миф о Рыбе:

       “В те времена, в отличие  от нынешнего времени, мир зеркал  и мир людей не были разобщены.  Кроме того, они сильно отличались, - не совпадали ни их обитатели,  ни их цвета, ни их формы.  Оба царства, зеркальное и человеческое, жили мирно, сквозь зеркала  можно было входить и выходить. Однажды ночью зеркальный народ  заполонил землю. Силы его были  велики, однако после кровавых  сражений победу одержали чары  Желтого Императора. Он прогнал  захватчиков, захватил их зеркала  и приказал им повторять, как  бы в некоем сне, все действия  людей. Он лишил их силы и  облика и низвел до последнего  рабского положения. Но придет  время, и они пробудятся от  этой колдовской летаргии.

       Первой проснется Рыба. В глубине  зеркала мы заметим тонкую  полоску, и цвет этой полоски  не будет похож ни на какой  иной цвет. Затем одна за другой  пробудятся и остальные формы.  Постепенно они станут отличными  от нас, перестанут нам подражать.  Они разобьют стеклянные и  металлические преграды, и на  этот раз их не удастся победить. Вместе с зеркальными тварями  будут сражаться водяные. 

       В Юнани рассказывают не о  Рыбе, а о Зеркальном Тигре.  Кое-кто утверждает, что перед  нашествием мы услышим из глубины  зеркал лязг оружия” (10. с.31).

       Афанасьев А.П. приводит взаимосвязь  зеркала и солнца у славян: Сказочные предания: “ о чудесном  дворце, из окон которого видна  вся вселенная, а владеет тем  дворцом прекрасная царевна (Солнце), от взоров которой нельзя спрятаться ни в облаках, ни на суше, ни под водой; о волшебном зеркальце, которое открывает глаза всем - и близкое, и далекое, и явное, и сокровенное. Там, где в русской сказке завистливая мачеха допрашивает волшебное зеркальце, в подобной же албанской сказке она обращается прямо к Солнцу. Народные загадки уподобляют глаза человеческие зеркалам и стеклам: “Стоят вилы (ноги), на вилах короб (туловище), на коробе гора (голова), на горе два стекла (или зеркала-глаза)"; сличи глядильцо - зрачок глаза и гляделка, глядельце - зеркало; то же сродство одноименных понятий обнаруживается и словом зеркало (зерцало, со-зерцать). В древности зеркала были металлические, а потому мифическое представление солнца зеркалом, известное еще греческим философам, совпадало с уподоблением его золотому щиту… Раскольники уверяют, что в зеркало по ночам смотрится нечистая сила, т. е. во время ночи блестящий щит солнца закрывается демонами мрака. Вероятно, и примета, что разбитое зеркало предвещает несчастье или смерть указывает на солнечное затмение, когда, по народному воззрению, нечистая сила нападает на это светило и стремится уничтожить его” (11. с.148).

              У многих народов сохранился  обычай - в доме усопшего закрывать  тканью все зеркала в доме  или поворачивать их к стене.  Афанасьев А.П. отмечал, что “Известны также аналогичные случаи, когда с приходом смерти разбивается зеркало или падает картина…” (11. с.187).

       Вспомните сказку А.С. Пушкина  “Сказка о мертвой царевне  и семи богатырях”: “… ей в  приданое дано было зеркальце  одно. Свойство зеркальце имело:  говорить оно умело. С ним  одним она была добродушна, весела. С ним приветливо шутила и  красуясь говорила: “Свет мой,  зеркальце! скажи, да всю правду  доложи. Я ль на свете всех  милее, всех румяней и белее?”. 

       М. Забылин в собрании “Русский  народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия” описывает  различные формы сохранившихся  гаданий: “Гадание на зеркалах  производят только самые смелые  девушки, которые более осязательно  и более серьезно хотят ознакомиться  со своей будущностью. Гадание  в зеркале, или наведение зеркал, всегда сопряжено с тишиной  и молчанием, а вместе с тем  и безлюдностью, для чего избирается  ночь.

       Средств к гаданию на зеркалах  много, вот некоторые: 

       а) в темном покое ставят  на стол зеркало, а перед  ним зажженную свечу. Гадающая  девушка входит в покой и  смотрит через свечу в зеркало,  где и видит своего суженного.  Когда она скажет “чур меня”,  видение исчезает. Но этому верить  и нельзя, она скорее себя увидит, чем незнакомое лицо;

       б) в Сибири ставят два зеркала  одно против другого; перед  одним девушка ставит 2 свечи на  стол, а другое зеркало уставляет  за собою, т. е. поместившись  между двух зеркал, очерчивается  вокруг себя зажженой лучиной,  которой был зажжен огонь в  сочельник, и глядит внимательно  в поставленное перед собой  зеркало. Тут непременно покажется  суженный, который будет глядеть  через плечо девушки. Нужно  во время зачураться, а не оглядываться;

       в) гадание посредством зеркала,  вероятно, занесено к нам в  Россию, а не русское наше, как  и многие из гаданий. Вечером  берут два зеркала, если можно  равной величины, и если можно  большие, и устанавливают одно  против другого, освещая их  при помощи двух свеч с того  и другого края. Лучше всего  держать зеркало против освященного  стенного зеркала и держать  в руках так, чтобы из направленных  зеркал в стенном образовался  длинный коридор, освещенный огнями…  Особа, севшая гадать, должна смотреть  в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец  представившегося ей коридора, образовавшегося  от двух зеркал, направленных  стеклами одно против другого…”.  М. Забылин там же приводит  описанный пример гадания девушек  на зеркале, во время которого  они увидели в зеркале встречу  в день Тильзитского свидания  двух императоров Александра I и  Наполеона I

       “… с устойчивыми представлениями  о том, что с помощью кристаллов, зеркал, водной поверхности, стеклянных  сфер можно вызвать образные  галлюцинации, несущие информацию, мы встречаемся почти повсюду.  Следы этих представлений мы  находим в Древнем Перу, в Фесте,  на Мадагаскаре, в Сибири, у  индейцев Америки, в Древней  Греции /в работах Павзания/, в  Риме /в трудах Варрона/, в Древней  Индии и в Египте. Всюду с  незапамятных времен считали,  что подобным образом можно  познать и прошлое и будущее”).       Неудивительно частое употребление  зеркал в сказочной культуре, которая, по происхождению имеет  мифологический характер.  В приложении  к книге Льюиса Кэрролла “Алиса  в стране чудес. Сквозь зеркало  и что там увидела Алиса  или Алиса в Зазеркалье).

       В комментариях к книге Льюиса  Кэрролла, Мартин Гарднер пишет:  “В зеркале все асимметричные  предметы (предметы, не совпадающие  по своим зеркальным отражениям) предстают обращенными, “выворачиваются”. В книге много примеров таких зеркальных отражений”. Например, самое начало: “… я тебе расскажу все, что знаю про Зазеркальный мир… там есть комната, которая начинается прямо за стеклом. Она совсем такая же, как наша гостиная, Кстати, только все там наоборот! Когда я залезаю на стул и смотрю в зеркало, она видна мне вся, кроме камина…”, “… Тут Алиса оказалась на каминной полке, хоть и сама не заметила, как она туда попала. А зеркало, и точно, стало таять, словно серебристый туман поутру. Через миг Алиса прошла сквозь зеркало и легко спрыгнула в Зазеркалье.”(12. с.114-118). Ш. Лесли в комментариях пишет, что “Зазеркальная жизнь, в которой все возникает в обратной перспективе, есть символ жизни сверхъестественной”. (12. с.295).. Мысли Льюиса Кэрролла получили большое влияние. Так в стихотворении “Зеркало” (1899) русского поэта С.Г. Фрула (1860-1916) используется прием “зеркального отражения” и множество других примеров

       Из сказок данная тема в  Новое и Новейшее время переходит  в фантастику. Например, в фантастическую  прозу Латинской Америки “Книга  песчинок”, в рассказах Мануэля  Мухика Лайнес “Расстроенное зеркало” , или об отражении зеркалом Вселенной - Хорхе Луис Борхес “Алеф” . Блестящей иллюстрацией волшебного зеркала можно считать популярный сказочный энциклопедический (по скандинавским мифам) роман Джона Рональд Руэл Толкиена “Властелин Колец” - волшебное зеркало Галадриэль, стеклянно-зеркальный палантир.

       И. Знаменская в “Зеркало Галадриэль”  рассматривая тенденции современной  литературы, пишет: “… Зеркало  в ожидании… Зеркало начинает  вести себя. Поверхность подергивается  рябью, затуманивается, мелькают  малопонятные картины, то ли  из будущего, то ли из прошлого, определившее это будущее. Оно  и предсказывает и предостерегает. Зеркало Галадриэли…” 

        Фантастика освоила тему зеркала  по мистическим и оккультным  направлениям, уходящим корнями  в мифологическое сознание.

              Умберто Эко в “Маятнике Фуко”  рассматривает разрушение себя  в зеркало: “засилье зеркал. Если  имеется зеркало, это уже просто, по Лакану: вам хочется посмотреться  в него. Но ничего не выходит.  Вы меняете положение, ищете  такого положения в пространстве, при котором зеркало вас отобразит,  скажет: “вот ты, ты тут”. И совершенно  невозможно примириться с тем,  что зеркала Лавуазье, выпуклые, вогнутые и еще бог весть  какие, отказываются вести себя  нормально, издеваются над вами: отступите на шаг - и вы в  поле зрения, шагнете хоть чуть-чуть - и теряете себя. Этот катоптрический  театрик создавался специально  для разрушения вашей личности, то есть вашего самоощущения  в пространстве… Появляется неуверенность  не только в себе, но и во  всем прочем. Исчезают вполне  реальные вещи, которые вы видите  рядом с собой… нормальное зеркало отражает получаемые из вогнутого лучи таким образом, что собственно предмета, очертаний его в зеркале не видно ощущается нечто призрачное, мимолетное и к тому же перевернутое вверх ногами, где-то в воздухе, вне зеркала. Разумеется, стоит пошевелится, и эффект пропадет… (13. с.13).

Сергей Лукьяненко в “Лабиринте отражения” пишет: “Глубина дала вам миллионы зеркал, дайвер. Волшебных  зеркал. Можно увидеть себя. Можно  взглянуть на мир - на любой его  уголок. Можно нарисовать свой мир - и он оживет, отразившийся в зеркале. Это чудесный подарок. Но зеркала  слишком послушны, дайвер. Послушны и лживы. Надетая маска становится лицом. Порок превращается в изысканность, снобизм - в элитарность, злоба в  откровенность. Путешествие в мир  зеркал - не простая прогулка. Очень легко заблудится…” Олег Авраменко: “Первым признаком установления контакта явилась бы мелкая рябь на поверхности зеркала, затем оно помутнело бы и перестало отражать находящие перед ним предметы… Теперь зеркало стало похожим на матовое стекло… При зеркальной связи источником звука была сама отражающая поверхность, меняющая не только свои оптические, но и акустические свойства. Создавалось такое впечатление, будто твой собеседник находится по ту сторону зеркала”. Владимир Клименко: “Разве Вы никогда не замечали, Мастер, что зеркала не просто отражают? Вернее, не только. Вам никогда не приходилось ощущать посторонний взгляд из, казалось бы, равнодушного стекла? Стесняться в присутствии зеркала, чувствуя, что Вы этот момент не один?”; “любое зеркало как бы впитывает отражения. Некоторые из них навсегда запечатлеваются на амальгаме. Своеобразный фотоснимок на память. Он может храниться вечно, если, конечно, амальгаму не разрушить. Но иногда, когда подобное отражение не бесстрастно и сопровождается сильнейшим эмоциональным напряжением, его воздействие настолько мощно, что проникает за амальгаму и создает свой собственный, похожий на реальный, но совершенно особенный мир”. “… некоторые постоянно заглядывают в настоящий мир через зеркало с помощью заклинаний. Они пользуются зеркалами как окнами…”.

       Горан Петрович в “Атласе,  составленном небом” подмечает:  “Саша нагнулась… и прядь  ее волос упала прямо на  зеркало. То есть она должна  была упасть на зеркало, а  упало в зеркало! Волосы шлепнулись  в эллипс латунной рамы так,  будто шлепнулись в чашку с  водой… Подковник бросил в  зеркало карандаш. Светлая поверхность  пошла легкой рябью, и карандаш  исчез, будто его никогда и  не было…”, “Не смотритесь в  него слишком долго. Если это  действительно проход из одного  мира в другой, то пространство  за поверхностью зеркала бесконечно…  Зеркало действительно опасно, но  ведь опасно любое зеркало” (14. с.80); “… за тысячи лет мир наводнили таким количеством зеркал, обученных мстить своим хозяевам, что этот особый вид совершенно пропал…” (14. с.111). “В нашем доме есть два главных зеркала: Западное и Северное. Оба они находятся в гостиной, висят на стенах, соответствующих этим сторонам света. Западное зеркало служит для наблюдения за ложью и правдой. Ложь и правда в нем разделяются и предстают каждая сама по себе, не смешиваясь, и так их можно ясно рассмотреть. На левой стороне кристаллизуется ложь того, кто находится перед зеркалом, на правой правда… Дольше всего зеркала задерживались в руках тех, кто соткан или из чистой лжи, или из чистой правды… Со временем пользоваться этим зеркалом сделалось для нас гигиеническим навыком - так же… следовало и регулярно анализировать актуальное соотношение лжи и правды в каждом из нас отдельно”… “Северное зеркало… было странным по крайней мере по трем причинам: его поверхность была составлена из трех различных частей, трех кусков с изломанными краями… Первая часть Северного зеркала постоянно запаздывала, она отражала прошлое… Вторая часть была обычной, она отражала настоящий момент… Третья часть Северного зеркала всегда спешила, она отражала будущее… Зеркало… иногда оно скрывало прошлое, иногда утаивало что-то из будущего, а судя по пробелам в отражении, кое-что не существовало и в настоящем …” (14. с.32-33).  

                 § 4. ИСТОРИЗМ ЗЕРКАЛА. ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ  

      С одной стороны, феномен зеркала  был механизмом для формирования  разных мифологических и религиозных представлений, а с другой, иной срез общественного сознания на новом историческом этапе предопределил и новые стороны зеркала.

       Историческое развитие зеркальной  терминологии: зеркало, отражение,  созерцание, мышление,...  покажем на конкретном историческом материале, выделяя различные этапы для удобства усвоения материала. Заметим, что в античности, в рамках мифологического сознания, ни в последующее время, в рамках религиозного сознания, понятия “отражение” как “самостоятельного” не было (был другой спектр понятий). Вернее, оно было, но понималось как “зеркальное отражение”, во всех наименованиях видна неразрывная связь с зеркалом. Зеркальные корни присутствуют в понятиях, описывающих процесс мышления, познания.  Причем не только в древности, но и в современных языках.

Информация о работе Зеркало как культурный феномен