Воспитание нового человека, Возрождение, служение социально-корпоративным интересам, идеал гражданственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:54, реферат

Описание работы

ВОЗРОЖДЕНИЕ (реннесанс) – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и центральной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение» его влияния на культуру (отсюда происходит и название всего периода). Вместе с тем культура Возрождения – это переход от средневековья к новому времени. Поэтому в ней так тесно переплелось старое и новое

Содержание

1.Введение…………………………………………………………….2 стр.
2.Эпоха возрождения; воспитание «нового человека»……………2 стр.
3.Семья в эпоху Возрождения……………………………………….10 стр.
4.Костюм в эпоху Возрождения…………………………………......14 стр.
5.Жилье в эпоху Возрождения……………………………………….17 стр.
6.Стол в эпоху Возрождения…………………………………………19 стр.
7.Гражданственность………………………………………………....23 стр.
8.Литература………………………………………………………….35 стр.

Работа содержит 1 файл

Воспитание нового человека.docx

— 62.53 Кб (Скачать)

     Почти с самого начала XVI в. в Италии вырабатывается новый идеал красоты, который  проявляется в характере восприятия человеческого тела и в манере одеваться и двигаться.

     Высокое Возрождение с необходимостью должно было прийти к тяжелым и мягким тканям, широким ниспадающим рукавам, величественным шлейфам и массивным  корсажам с широкими вырезами на груди  и плечах, которые придавали женщинам того времени достойный и значительный вид. Подчеркивание всего “свисающего  и волочащегося” в эту эпоху  делает движения более спокойными и  медлительными, тогда как XV столетие подчеркивало все гибкое и подвижное. Все рыхлое и трепещущее в прическах  уступило место плотному и связанному. Образ довершали новомодный носовой  платок, декоративный “блошиный мех” вокруг шеи, веер из перьев и перчатки, часто надушенные. Именно в это  время появляется новое слово  — “grandezza”, означающее величественную, благородную наружность.

     Античность  стала для итальянских гуманистов идеалом, и они стремились возродить  образы античности в повседневной жизни. Это оказало влияние и на костюм несмотря на то, что в итальянской  культуре сохранялись и элементы средневекового рыцарского идеала. Гармония пропорций, совершенно иной образ человека, стремление подчеркнуть в костюме  индивидуальность человека — все  это стало совершенно новым по сравнению с жестко регламентированным костюмом средневековья. На итальянский  мужской костюм  почти не оказывали  влияние военные доспехи, так  как ведущей общественной силой  в XIV— XV вв. были пополаны (купцы и  ремесленники). Этот костюм был более  объемным, чем в других европейских  странах.  Должностные лица и представители  некоторых профессий (врачи, адвокаты, купцы), как и в других странах, носили длинные одежды. Своеобразие  итальянского костюма заключалось  и в том, что одежда имела разрезы по конструктивным линиям (проймам, локтевым швам, на груди), сквозь которые выпускали белую полотняную нижнюю рубаху, что создавало особый декоративный эффект. Гармоничные пропорции и конструктивные разрезы итальянской одежды будут заимствованы портными других стран в конце XV — первой половине XVI вв.

     Основные  предметы одежды у мужчин и женщин состояли из нижнего и верхнего платья, плаща, головного убора, обуви. Мужчины  носили также штаны или те предметы одежды, которые постепенно превратились в штаны. Нижнее белье еще не было известно. Его до некоторой степени  заменяли рубашки, но и их даже в  гардеробе знати было весьма мало.

     В 1527 г.,  Италия перешла под власть Испании, и постепенно итальянский  костюм стал терять свое своеобразие, подчиняясь испанской моде. Женский  костюм, особенно в Венеции в XVI в., дольше, чем мужской, сохранял индивидуальность и верность представлениям итальянцев о прекрасном: силуэт платьев, которые  носили итальянки, был более объемным, чем у испанок, несмотря на то, что  с конца 1540-х гг. в Италии распространился  металлический корсет. Именно итальянки  первыми стали надевать к платьям  с лифом, заканчивающимся спереди  острым углом (мысом), туфли на высоких  деревянных подставках — цокколи, чтобы  не искажать пропорции фигуры. Нельзя не обратить внимания на усердные старания женщин преобразить себя с помощью  различных туалетных средств.

     Прежде  всего, нужно упомянуть о фальшивых  волосах и подделках из белого и желтого шелка, весьма распространенных в то время. Идеальным цветом волос  считался белокурый и золотистый, и женщины старались добиться его различными способами. Многие верили, что волосы светлеют под влиянием солнечных лучей, а потому женщины  старались долго находиться на солнце. Широко использовались краски и средства для ращения волос. К этому  надо прибавить целый арсенал  средств для осветления кожи лица, пластырей и румян для каждой отдельной части лица, даже для  век и зубов.

     Молодые люди красили иногда волосы и бороду, хотя сами выступали за естественность женщин.

     Италия  стала родиной кружева, появившегося на рубеже XV—XVI вв. До этого существовали различные виды ажурной вышивки, в том числе и вышивка «шов по прорези» — по сетке разреженного полотна, которая и стала прообразом настоящего кружева.

     Помимо  кружев костюм украшали также аппликацией, вышивкой шелком, шерстью, золотой и  серебряной нитью, бусами, бисером, золотой  и серебряной тесьмой, галунами, жемчугом, драгоценными камнями, ювелирными розетками.

     Именно  в эпоху Возрождения широкое  распространение получили очки и  карманные часы, а также вошел  в употребление экипаж. Но это, конечно, были уже явные признаки богатства. 
 

     5.Жилье в эпоху Возрождения. 

     В эпоху Возрождения активно велось жилищное строительство – и  в  первую очередь, в городе и его  округе. Спрос на жилье превышал предложение. Поэтому городские  власти поощряли строительство.

     Оживление строительства объяснялось не только потребностями в жилье, но и тем, что старые дома не удовлетворяли  вкусам и запросам эпохи. Именитые горожане воздвигали новые великолепные дворцы, ради которых сносились целые  кварталы, иногда под снос попадали не только ветхие дома.

     Городская застройка в Европе носила хаотический  характер. Из-за этого в городе были узкие улочки, часто заканчивающиеся  тупиками, дома соприкасались друг с другом крышами. Однако при сносе  старых кварталов городским властям  предоставлялась возможность вносить  элемент регулярности в планировку города. Тогда расширялись и выпрямлялись улицы, появлялись новые площади.

     В городском строительстве эстетические представления переплетались с  практическими соображениями. Города повсеместно в Европе оставались грязными. Мощеные улицы попадались редко. Водопроводами могли похвастаться жители лишь немногих городов. Фонтаны  не только услаждали взор, но и являлись источником питьевой воды. Освещением в ночную и вечернюю пору служила  обычно луна.

     Окна  по-прежнему были небольшими, потому что  была не решена проблема, чем их покрывать. Со временем позаимствовали у церкви одноцветное стекло. Стоили такие  окна очень дорого и не решали проблему освещения, хотя в дом пришло больше света и тепла. Источниками искусственного освещения служили факелы, масляные светильники, лучина, восковые — а  чаще сальные, сильно коптившие —  свечи, огонь камина и очага. Появляются стеклянные абажуры. Такое освещение  затрудняло поддержание чистоты, как  дома, так одежды и тела. 

     Тепло давали кухонный очаг, камин, печи, жаровни. Камины были доступны далеко не всем. В  эпоху Возрождения камины превращались в настоящие произведения искусства, богато украшенные скульптурой, барельефами, фресками. Дымоход у камина был  устроен так, что из-за сильной  тяги забирал много тепла. Этот недостаток пытались компенсировать использованием жаровни. Нередко обогревалась одна только спальня. Обитатели дома ходили тепло одетыми, даже в меха, часто  простужались.

     До XVIII века обстановка жилья ограничивалась небольшим набором: скамьей, столом, табуреткой, дощатой кроватью и тюфяком, набитым соломой. Ванная комната  являлась в то время величайшей редкостью. В XIV появляется паркет и узорчатые  напольные плиты. Масляная и клеевая  краска на стенах уступает место обойным  тканям, а затем бумажным обоям, которые  называли “домино”. При случае стены  обшивали деревянными панелями. Окна делали из витражей, до этого бывших привилегией церковного здания, из проскипидаренной ткани или промасленной бумаги. И только в XVI веке появилось настоящее прозрачное стекло. На смену очагу, расположенному посреди кухни, приходит печь. 

     6.Стол в эпоху Возрождения. 

     В эпоху Возрождения еще не освободилась от страха перед голодом. Были велики различия в питании «верхов» и  «низов» общества, крестьян и горожан.

     Еда была довольно однообразной. Около 60% рациона  занимали углеводы: хлеб, лепешки, разные каши, супы. Главными злаками являлись пшеница и рожь. Хлеб бедняков отличался  от хлеба богачей. У последних  хлеб был пшеничный. Крестьяне почти  не знали вкуса пшеничного хлеба. Их уделом были ржаной хлеб из муки плохого  помола, просеянной, с добавлением  рисовой муки, которой гнушались  состоятельные.

     Важное  дополнение к зерну составляли бобовые: бобы, горох, чечевица. Из гороха даже выпекали хлеб. С горохом и бобами обычно готовили тушеное мясо.

     Благодаря арабам европейцы познакомились  с цитрусовыми: апельсинами, лимонами. Из Египта пришел миндаль, с Востока  – абрикосы. В Европе появились  тыква, кабачки, мексиканский огурец, сладкий  картофель, фасоль, томаты, перец, кукуруза, картофель.

     Пресную пищу в большом количестве приправляли  чесноком и луком. В качестве приправы широко использовали сельдерей, укроп, порей, кориандр.

     Из  жиров на юге Европы больше распространены растительные, на севере — животного  происхождения. В Средиземноморской  Европе потребляли мяса меньше, чем  в Северной. В Центральной и  Восточной ели больше говядины и  свинины; в Англии, Испании, Южной  Франции и Италии — баранины. Мясной рацион пополнялся за счет дичи, домашней птицы. Горожане ели мяса больше, чем крестьяне. Также ели рыбу.

     Долгое  время Европа была ограничена в сладком, так как сахар появился лишь с  арабами и стоил очень дорого, поэтому был доступен лишь состоятельным  слоям общества.

     Из  напитков первое место традиционно  занимало виноградное вино. К его  потреблению вынуждало плохое качество воды. Вино давали даже детям. Высокой  репутацией пользовались кипрские, рейнские, мозельские, токайские вина, мальвазия, позже — портвейн, мадера, херес, малага.

     Главным достоинством еды в средние века было сытность и изобилие. В праздник обязательно нужно было наесться так, чтобы потом в голодные дни  было что вспомнить. Хотя состоятельным  людям не приходилось опасаться  голода, их стол не отличался изысканностью. Эпоха Ренессанса внесла заметные изменения  в европейскую кухню. На смену  необузданному аппетиту приходит изысканно, тонко представленное изобилие.

     К мясным блюдам, как и прежде, приготовлялись самые разнообразные соусы со всевозможными приправами, не жалели дорогих восточных специй: мускатного ореха, корицы, имбиря, гвоздики, перца, европейского шафрана и др. Употребление специй считалось престижным.

     Появляются  новые рецепты. Вместе  с рецептами  растет число перемен блюд. В XV веке  в Италии кондитерские изделия приготовляли ещё аптекари. Это были торты, пирожные, лепешки, карамель и др.

     Важным  стало не только чем накормит гостей, но и как подать приготовленное блюда. Большое распространение получили так называемы «показные блюда». Из различных, зачастую несъедобных  материалов, изготовлялись фигуры реальных и фантастических животных и птиц, замки, башни, пирамиды, которые служили  вместилищем различных кушаний, особенно паштетов. Нюрнбергский кондитер  Ганс Шнейдер в конце XVI века изобрел  огромный паштет, вовнутрь которого прятали  кроликов, зайцев, белок, мелких птиц. В  торжественный момент паштет открывался, и вся живность к потехе гостей разбегалась и разлеталась из него в разные стороны.

     В эпоху Возрождения еще большее, чем прежде, значение приобретали  не только кухня, но и само застолье: сервировка стола, порядок подачи блюд, правила поведения за столом, манеры, застольные развлечения, общение.

     Столовая  посуда обогатилась новыми предметами и стала значительно изящнее. Разнообразные судки объединялись под общим названием «нефы». Встречались  судки в форме сундуков, башен, зданий. Они предназ­начались для  пряностей, вин, столовых приборов. Генрих III Французский в один из таких  нефов клан перчатки и веер, Сосуды для вина назывались «фонтаном», имели  различную форму и обязательно  краны внизу. Подставками для  блюд служили треножники. Почетное место на столах занимали солонки  и конфетницы из драгоценных металлов, камня, хрусталя, стекла, фаянса.

     Плоские тарелки появились в 1538 г. по заказу короля Франциска 1. Сахар был роскошью до середины XVI века. Если в “темные” века праздничные пиры лишь прерывали  однообразие и нехватку повседневного  питания, то начиная с XV века мясо, ранее  считавшееся признаком роскоши, прочно вошло в повседневные рацион среднего европейца. Правда, в XVI—XVII вв. эта норма опять существенно  снизилась, особенно в районах, бедных скотом. За столом и в жизни понемногу  прививались хорошие манеры. Целых 200 лет понадобилась на то, чтобы  научиться пользоваться вилкой.

Информация о работе Воспитание нового человека, Возрождение, служение социально-корпоративным интересам, идеал гражданственности