Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:54, реферат
ВОЗРОЖДЕНИЕ (реннесанс) – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и центральной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение» его влияния на культуру (отсюда происходит и название всего периода). Вместе с тем культура Возрождения – это переход от средневековья к новому времени. Поэтому в ней так тесно переплелось старое и новое
1.Введение…………………………………………………………….2 стр.
2.Эпоха возрождения; воспитание «нового человека»……………2 стр.
3.Семья в эпоху Возрождения……………………………………….10 стр.
4.Костюм в эпоху Возрождения…………………………………......14 стр.
5.Жилье в эпоху Возрождения……………………………………….17 стр.
6.Стол в эпоху Возрождения…………………………………………19 стр.
7.Гражданственность………………………………………………....23 стр.
8.Литература………………………………………………………….35 стр.
Почти
с самого начала XVI в. в Италии вырабатывается
новый идеал красоты, который
проявляется в характере
Высокое
Возрождение с необходимостью должно
было прийти к тяжелым и мягким
тканям, широким ниспадающим рукавам,
величественным шлейфам и массивным
корсажам с широкими вырезами на груди
и плечах, которые придавали женщинам
того времени достойный и
Античность
стала для итальянских
Основные предметы одежды у мужчин и женщин состояли из нижнего и верхнего платья, плаща, головного убора, обуви. Мужчины носили также штаны или те предметы одежды, которые постепенно превратились в штаны. Нижнее белье еще не было известно. Его до некоторой степени заменяли рубашки, но и их даже в гардеробе знати было весьма мало.
В 1527 г., Италия перешла под власть Испании, и постепенно итальянский костюм стал терять свое своеобразие, подчиняясь испанской моде. Женский костюм, особенно в Венеции в XVI в., дольше, чем мужской, сохранял индивидуальность и верность представлениям итальянцев о прекрасном: силуэт платьев, которые носили итальянки, был более объемным, чем у испанок, несмотря на то, что с конца 1540-х гг. в Италии распространился металлический корсет. Именно итальянки первыми стали надевать к платьям с лифом, заканчивающимся спереди острым углом (мысом), туфли на высоких деревянных подставках — цокколи, чтобы не искажать пропорции фигуры. Нельзя не обратить внимания на усердные старания женщин преобразить себя с помощью различных туалетных средств.
Прежде всего, нужно упомянуть о фальшивых волосах и подделках из белого и желтого шелка, весьма распространенных в то время. Идеальным цветом волос считался белокурый и золотистый, и женщины старались добиться его различными способами. Многие верили, что волосы светлеют под влиянием солнечных лучей, а потому женщины старались долго находиться на солнце. Широко использовались краски и средства для ращения волос. К этому надо прибавить целый арсенал средств для осветления кожи лица, пластырей и румян для каждой отдельной части лица, даже для век и зубов.
Молодые люди красили иногда волосы и бороду, хотя сами выступали за естественность женщин.
Италия стала родиной кружева, появившегося на рубеже XV—XVI вв. До этого существовали различные виды ажурной вышивки, в том числе и вышивка «шов по прорези» — по сетке разреженного полотна, которая и стала прообразом настоящего кружева.
Помимо кружев костюм украшали также аппликацией, вышивкой шелком, шерстью, золотой и серебряной нитью, бусами, бисером, золотой и серебряной тесьмой, галунами, жемчугом, драгоценными камнями, ювелирными розетками.
Именно
в эпоху Возрождения широкое
распространение получили очки и
карманные часы, а также вошел
в употребление экипаж. Но это, конечно,
были уже явные признаки богатства.
5.Жилье
в эпоху Возрождения.
В
эпоху Возрождения активно
Оживление строительства объяснялось не только потребностями в жилье, но и тем, что старые дома не удовлетворяли вкусам и запросам эпохи. Именитые горожане воздвигали новые великолепные дворцы, ради которых сносились целые кварталы, иногда под снос попадали не только ветхие дома.
Городская
застройка в Европе носила хаотический
характер. Из-за этого в городе были
узкие улочки, часто заканчивающиеся
тупиками, дома соприкасались друг
с другом крышами. Однако при сносе
старых кварталов городским властям
предоставлялась возможность
В
городском строительстве
Окна
по-прежнему были небольшими, потому что
была не решена проблема, чем их покрывать.
Со временем позаимствовали у церкви
одноцветное стекло. Стоили такие
окна очень дорого и не решали проблему
освещения, хотя в дом пришло больше
света и тепла. Источниками искусственного
освещения служили факелы, масляные
светильники, лучина, восковые — а
чаще сальные, сильно коптившие —
свечи, огонь камина и очага. Появляются
стеклянные абажуры. Такое освещение
затрудняло поддержание чистоты, как
дома, так одежды и тела.
Тепло давали кухонный очаг, камин, печи, жаровни. Камины были доступны далеко не всем. В эпоху Возрождения камины превращались в настоящие произведения искусства, богато украшенные скульптурой, барельефами, фресками. Дымоход у камина был устроен так, что из-за сильной тяги забирал много тепла. Этот недостаток пытались компенсировать использованием жаровни. Нередко обогревалась одна только спальня. Обитатели дома ходили тепло одетыми, даже в меха, часто простужались.
До
XVIII века обстановка жилья ограничивалась
небольшим набором: скамьей, столом,
табуреткой, дощатой кроватью и тюфяком,
набитым соломой. Ванная комната
являлась в то время величайшей редкостью.
В XIV появляется паркет и узорчатые
напольные плиты. Масляная и клеевая
краска на стенах уступает место обойным
тканям, а затем бумажным обоям, которые
называли “домино”. При случае стены
обшивали деревянными панелями. Окна
делали из витражей, до этого бывших
привилегией церковного здания, из
проскипидаренной ткани или промасленной
бумаги. И только в XVI веке появилось
настоящее прозрачное стекло. На смену
очагу, расположенному посреди кухни,
приходит печь.
6.Стол
в эпоху Возрождения.
В эпоху Возрождения еще не освободилась от страха перед голодом. Были велики различия в питании «верхов» и «низов» общества, крестьян и горожан.
Еда была довольно однообразной. Около 60% рациона занимали углеводы: хлеб, лепешки, разные каши, супы. Главными злаками являлись пшеница и рожь. Хлеб бедняков отличался от хлеба богачей. У последних хлеб был пшеничный. Крестьяне почти не знали вкуса пшеничного хлеба. Их уделом были ржаной хлеб из муки плохого помола, просеянной, с добавлением рисовой муки, которой гнушались состоятельные.
Важное дополнение к зерну составляли бобовые: бобы, горох, чечевица. Из гороха даже выпекали хлеб. С горохом и бобами обычно готовили тушеное мясо.
Благодаря арабам европейцы познакомились с цитрусовыми: апельсинами, лимонами. Из Египта пришел миндаль, с Востока – абрикосы. В Европе появились тыква, кабачки, мексиканский огурец, сладкий картофель, фасоль, томаты, перец, кукуруза, картофель.
Пресную пищу в большом количестве приправляли чесноком и луком. В качестве приправы широко использовали сельдерей, укроп, порей, кориандр.
Из жиров на юге Европы больше распространены растительные, на севере — животного происхождения. В Средиземноморской Европе потребляли мяса меньше, чем в Северной. В Центральной и Восточной ели больше говядины и свинины; в Англии, Испании, Южной Франции и Италии — баранины. Мясной рацион пополнялся за счет дичи, домашней птицы. Горожане ели мяса больше, чем крестьяне. Также ели рыбу.
Долгое время Европа была ограничена в сладком, так как сахар появился лишь с арабами и стоил очень дорого, поэтому был доступен лишь состоятельным слоям общества.
Из напитков первое место традиционно занимало виноградное вино. К его потреблению вынуждало плохое качество воды. Вино давали даже детям. Высокой репутацией пользовались кипрские, рейнские, мозельские, токайские вина, мальвазия, позже — портвейн, мадера, херес, малага.
Главным достоинством еды в средние века было сытность и изобилие. В праздник обязательно нужно было наесться так, чтобы потом в голодные дни было что вспомнить. Хотя состоятельным людям не приходилось опасаться голода, их стол не отличался изысканностью. Эпоха Ренессанса внесла заметные изменения в европейскую кухню. На смену необузданному аппетиту приходит изысканно, тонко представленное изобилие.
К мясным блюдам, как и прежде, приготовлялись самые разнообразные соусы со всевозможными приправами, не жалели дорогих восточных специй: мускатного ореха, корицы, имбиря, гвоздики, перца, европейского шафрана и др. Употребление специй считалось престижным.
Появляются новые рецепты. Вместе с рецептами растет число перемен блюд. В XV веке в Италии кондитерские изделия приготовляли ещё аптекари. Это были торты, пирожные, лепешки, карамель и др.
Важным
стало не только чем накормит гостей,
но и как подать приготовленное блюда.
Большое распространение
В эпоху Возрождения еще большее, чем прежде, значение приобретали не только кухня, но и само застолье: сервировка стола, порядок подачи блюд, правила поведения за столом, манеры, застольные развлечения, общение.
Столовая
посуда обогатилась новыми предметами
и стала значительно изящнее.
Разнообразные судки
Плоские тарелки появились в 1538 г. по заказу короля Франциска 1. Сахар был роскошью до середины XVI века. Если в “темные” века праздничные пиры лишь прерывали однообразие и нехватку повседневного питания, то начиная с XV века мясо, ранее считавшееся признаком роскоши, прочно вошло в повседневные рацион среднего европейца. Правда, в XVI—XVII вв. эта норма опять существенно снизилась, особенно в районах, бедных скотом. За столом и в жизни понемногу прививались хорошие манеры. Целых 200 лет понадобилась на то, чтобы научиться пользоваться вилкой.