Социальные установки

Автор: Наталья Рыженко, 14 Сентября 2010 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Социальное в человеке не оторвано от биологического, а индивидуальное начало включено в личность и проявляется в личности. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

Содержание

Введение 2
1 Понятие и особенности формирования социальной установки личности 3
2 Стереотипы и их особенности 6
3 Положительные и отрицательные стороны формирования социальных установок 11
Заключение 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

соц установки.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

    Введение

 

      Социальное  в человеке не оторвано от биологического, а индивидуальное начало включено в  личность и проявляется в личности. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

      Социальное  поведение ориентировано на общественные ценности, и его результаты имеют  общественное значение. Побудители такого рода поведения следует искать в социальной действительности, хотя феноменологически они даны в стремлениях и целях личности.

      Социальное  поведение, как и всякая другая активность, начинается с готовности, установки, в которой, наряду со всеми другими, отражены и социальные стремления, цели, требования и ожидания. При анализе социальной активности человека указанное обстоятельство проявляется в наличии у личности социальных тенденций. Для понимания природы личности совершенно недостаточно знания того, какую информацию имеет индивид о культуре, традициях, идеологии и социальных отношениях. Необходимо также учитывать, какие ориентации, установки имеются у него в отношении указанных явлений.

      Каждый  человек обладает целым рядом  различных социальных установок, что составляет его «статусный набор» и его роль обусловлена конкретным местом  в структуре социальных связей.

    1. Понятие и особенности  формирования  социальной установки личности

     Социальное  поведение ориентировано на общественные ценности, и его результаты имеют общественное значение. Побудители такого рода поведения следует искать в социальной действительности, хотя феноменологически они даны в стремлениях и целях личности.

     Социальное  поведение, как и всякая другая активность, начинается с готовности, установки, в которой, наряду со всеми другими, отражены и социальные стремления, цели, требования и ожидания. При анализе социальной активности человека указанное обстоятельство проявляется в наличии у личности социальных тенденций. Для понимания природы личности совершенно недостаточно знания того, какую информацию имеет индивид о культуре, традициях, идеологии и социальных отношениях. Необходимо также учитывать, какие ориентации, установки имеются у него в отношении указанных явлений.

     Представленные в сознании личности ориентации и знания тесно связаны друг с другом. Если в знании отражены предметы и явления действительности, то в ориентациях выражаются отношения человека к ней. В них задана тенденция действий человека относительно указанных явлений.

     Для оценки знания обычно используется пятибалльная система. Оно может быть оценено от 0 до 5 баллов. Ориентация же биполярна. Она может оцениваться от — 5 до + 5. Закономерности формирования и смены ориентации отличаются от законов приобретения знаний. Указанные ориентации условно могут быть подразделены на два класса: личные и социальные ориентации.

     Личные  ориентации создаются у человека под воздействием индивидуальных потребностей и нужд, тогда как социальные ориентации обусловливаются требованиями других людей.

     Установка (attitude). Этот термин впервые использовал  философ Г. Спенсер, позднее —  Н. Н. Ланге, русский психолог. В 1918 г. У. Томас (американец) и Фл. Знанецкий (поляк) определили социальные установки  как психическое переживание  значения, смысла, ценности социального объекта.

     Понятие установки в понимании Д.Н.Узнадзе  и понятие социальной установки  не являются идентичными. Социальная установка (аттитюд) определяется как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности». Социальная установка характеризуется более сложной структурой (аффективный, когнитивный, поведенческий компонент) и функциями (приспособительная; знания; выражения; защиты) [3; 292-293].

     Установка состоит из трех компонентов: описательное знание; отноше-ние; планы, программы  поведения. Функции установки: адаптивная, защитная, экспрессивная (выражает индивидуальную значимость культурных ценностей), познавательная и функция координации всей познавательной системы психических процессов.

     Занимаясь структурой ценностных ориентации, В. А. Ядов разработал диспозиционную концепцию  личности, в которой отдельные  установки связываются в определенную уровневую систему диспозиций: 

    • элементарные установки (формируются на основе витальных потребностей, в простых ситуациях не осознаваемы);
    • социальные установки (формируются на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций);
    • базовые социальные установки (определяют общую направленность личности);
    • система ценностных ориентации.

     Изменение установки обычно имеет цель добавить знания, изменить отношение, показать последствия изменения взглядов, мнений и т. п. 

     Установки более успешно меняются через  изменение отношения, что достигается, например, внушением. Под гипнозом измененные установки принимают вид твердых убеждений. На формирование установки оказывают влияние родители (важно сходство установки родителей и детей по отношению к социально значимым объектам) и авторитетные личности, а также средства массовой коммуникации.

     На  основе экспериментальных исследований выяснилось, что установка личности к определенным явлениям, ценностям, взглядам, теориям, идеологии может быть выражена посредством шкалы от —5 до +5. Крайне отрицательная установка личности к какой-либо теории, положению, обычаю может быть выражена через —5, крайне положительная - через +5, нейтральная — «нулем», а различные степени положительного или отрицательного отношения — соответствующим числом, отмеченным точкой на шкале между крайними позициями.

     Общим результатом функционирования актуальной установки является то, что под ее воздействием в сознании и поведении личности формируется определенная позиция относительно действительности — «позиционность». Позиционность — существенная особенность психической активности человека.

     В определенной социальной среде в  отношении таких профессий, как, например, учитель, токарь, тракторист, металлург, агроном, существуют различные  ориентации. Социальная группа или  отдельный человек может характеризоваться различной степенью положительной или отрицательной установки к указанным явлениям и ценностям. Их социальная активность значительно определяется именно тем, какие у них имеются социальные ориентации, установки. Поэтому ясно, что знание закономерностей формирования и смены такого рода социальных установок имеет большое практическое значение. [7. c. 176]  

    1. Стереотипы  и их особенности

     Стереотипы  являются одним из видов социальной установки, Знания о людях, накопленные  как в личном опыте общения, так и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представлений — стереотипов. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания. Термин «социальный стереотип» введен в социальную психологию У. Липпманом для обозначения предвзятых мнений и представлений. Таким образом, речь идет, прежде всего, об оценочных стереотипах, а не о поведенческих привычках.

     Стереотипы  — регуляторы поведения. Наиболее изучены национальные стереотипы. Они фиксируют отношения между этническими группами, являются частью национального самосознания, имеют выраженную связь с национальным характером. Стереотипы — духовное образование, сложившиеся в сознании людей эмоционально окрашенные образы, передающие значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания. По мнению известных исследователей, сумма истинных знаний в стереотипе всегда больше суммы ложных знаний, однако в силу своей большой обобщенности они значительной информации не содержат. [5. c. 163-164].

     Проблема  социального стереотипа имеет обширную историографию. В западной психологии, политологии и социологии теории стереотипов разрабатываются, в  основном, на макротеоретическом уровне. В этих исследованиях содержатся различные интерпретации стереотипа, как некоего образования с определенными психологическими механизмами, формирующимися под воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов.

     Впервые термин «стереотип» был введен в  общественные науки  в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и поведения стал американский ученый Уолтер Липпман (Walter Lippman). В своей работе «Общественное мнение» (1922 г.) У.Липпман  утверждал, что это упорядоченные, схематичные детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права [4; 9].

     В своей работе У.Липпман выделил  две важные, на его взгляд, причины, которые оказывают влияние на формирование стереотипов. Первая причина  – использование принципа экономии усилий, характерного для повседневного  человеческого мышления и выражающегося в том, что люди стремятся не реагировать каждый раз по-новому на новые факты и явления, а стараются подводить их под уже имеющиеся категории. Вторая причина – это защита существующих групповых ценностей.

     С тех пор было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие аспекты этого явления.

     Так, Т.Шибутани  определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей» [3; 98].

     Р.Таджури (R.Taguiri) понимает под социальным стереотипом  «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности  и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории» [2; 95].

     Г.Тэжфел (H.Tajfel) суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа:

    • люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;
    • такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени;
    • социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;
    • социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;
    • они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;
    • социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта [2; 95-96].

       В конце 50-х годов в западной  научной мысли наибольшую популярность  получило определение, предложенное  американским психологом и социологом Кимбаллом Юнгом (K.Joung). Стереотип понимался им как «ложная классификационная концепция, с которой, как правило, связаны какие-то социальные чувственно-эмоциональные тона сходства и различия, одобрения или осуждения другой группы» [4; 12-13]. После такого взгляда к стереотипам стали относиться как к чему-то заведомо ложному, неверному. Стереотип стал выступать синонимом ошибочной оценки или предвзятого мнения о явлениях или группах. Лишь с возникновением гипотезы О.Клайнберга стало распространяться суждение о наличии в стереотипах некоего «зерна истины» [4; 242].

     В американской науке существует множество  направлений, которые разрабатывают  социально-бихевиористские (У.Липпман, Р.О.Хара), психологические (Т.В.Адорно, М.Хоркхаймер), символически-интеракционистские (Т.Шибутани, Д.К.Дэвис. С.Дж.Бэран), феноменологические (Э.У. Вайнэки) теории в исследовании стереотипов. 

Информация о работе Социальные установки