Социальный заказ в воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:36, реферат

Описание работы

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. Следовательно, меняется социальный заказ школе.
В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Возникает потребность в формировании устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника.
В связи с этим, основной функцией школы выступает формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава I. Понятие и сущность процесса воспитания………………...4
Глава II. Цели и задачи воспитания………………………………….6
Глава III. Социальный заказ в воспитании……………………….….9
Заключение……………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………...…17

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Профессиональная педагогика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Тема: «Социальный заказ в воспитании» 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент гр. 6-53-2

Мухачева  Е.Н.

Проверил: преподаватель 

Садилова  И.Л. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ижевск

2011 год 

Содержание

    Введение……………………………………………………………….3

    Глава I. Понятие и сущность процесса воспитания………………...4

    Глава II. Цели и задачи воспитания………………………………….6

    Глава III. Социальный заказ в воспитании……………………….….9

    Заключение……………………………………………………………15

    Список  литературы………………………………………………...…17

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    На  современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. Следовательно, меняется социальный заказ школе.

    В связи с этим, перед общеобразовательной  школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Возникает потребность в формировании устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника.

    В связи с этим, основной функцией школы выступает формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных  готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

    Для достижения указанных результатов в психическом и личностном развитии младших школьников, прежде всего, необходимо координально изменить приоритеты целей начального образования: на передний план поставить цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний, умений, как это было до сих пор, а в воспитании его личности на основе формирования учебной деятельности.

    Поэтому решение главных задач обучения должно обеспечивать: формирование личностного  отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Понятие и сущность процесса воспитания

    Личность  человека формируется и развивается  под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных  и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

    Понятие "воспитание" — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

    В определении понятия "воспитание" заключены некоторые трудности, во-первых, в крайней сложности самого воспитательного процесса, во-вторых, в невозможности выделить процесс воспитания из комплекса жизнедеятельности (из процесса социализации, обучения и психологического формирования личности), в-третьих, в неопределенности самого, результата, воспитания — воспитанности (сложность структуры и неустойчивость). Процесс воспитания — многофакторное явление. Необычное определение воспитанию дано в "Педагогической энциклопедии" автором А. В. Мудриком1. "Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека". В определении отсутствует сам акт педагогического воздействия на воспитуемого и взаимодействия его с воспитателем.

    Воспитание  — суть формирование воспитанности  в условиях всестороннего воздействия  воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а  не само воздействие, является решающим фактором воспитания.

    Важной  категорией педагогической теории воспитания должна стать - "воспитанность".

    Воспитанность — это результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Таким образом, процесс воспитания - это последовательная смена состояний воспитания, входе которой происходит изменение личности воспитанника.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Цели и задачи воспитания

    Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания — формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и на всегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными Но существуют непреходящие ценности, которые не имеют исторических и государственных границ, к ним относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. К ним относятся и такие качества личности как духовность, свободолюбие, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстность и др.

    Духовность  означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. У развивающейся личности это выражается в ее постоянном стремлении к нравственному самосовершенствованию. Свобода есть стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся обязательным признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от ее социального положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежности. Ответственность - обратная сторона и неизменный спутник свободы там, где свобода есть действительно благо для личности. Свобода без ответственности — это безответственность, ответственность без свободы — это рабство. Ответственность также можно рассматривать как внутреннюю готовность человека добровольно брать на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом. Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

    На  ряду с общей целью возникают  и специальные социальные цели воспитания, которые мы в состоянии описать лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить новое поколение инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.

    Таким образом, в структуре воспитательного  процесса цель воспитания является исходным элементом, выступающим как система  задач:

    1) формирование нравственности (обретение  знаний, моральных норм, правил поведения, моральных убеждений, формирование моральных чувств, эмоций, овладение навыками нравственного поведения);

    2) формирование всесторонни и гармонично  развитой нравственной личности, основным качеством которой стала  бы традиционная российская интеллигентность;

    3) формирование художественного ценностного  мира личности;

    4) формирование жизненной позиции  личности, соответствующий традиционно  просоциальной российской идеологии,  осознание прав и обязанностей  в контексте этой идеологии;

    5) развитие социальных потребностей, интересов и ценностей личности вопреки укореняющемуся индивидуализму;

    6) формирование психологических качеств  (интеллекта воли, эмоций, способностей, характера и др.) в контексте  гармонично и всесторонне развитой  личности;

    7) формирование устойчивой нравственной позиции в отношении социальных функций личности: общения, прав и обязанностей ее, экономической и политической системы, труда и вознаграждения за него, будущего общества и т. п.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава III. Социальный заказ в воспитании

 

    Общепризнанно, что воспитание является конкретно-историческим социальным явлением, что предполагает формирование и учет требований общества к молодому поколению (иными словами, социальный заказ общества).

    Социальный  заказ - требования общества, интегрирующие потребности личности и семьи в области общего образования, сформировать у обучающихся умения вести безопасный и здоровый образ жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений; активную жизненную позицию, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики; идеалы равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей; осознание нравственного смысла свободы и её неразрывной связи с ответственностью, развитое правосознание, умение делать осознанный и ответственный личностный выбор.

    Этот  заказ находит свое отражение  в нормативно-правовых документах государства, программах и планах работы различных министерств и ведомств, обращениях и резолюциях различных конференций и собраний. В таких документах формируются требования государства и общества к социальному стандарту гражданина, определяются основополагающие для данного периода развития страны ценности.

    Заказ на воспитание личности определен в  законодательных документах – Конституции  Российской Федерации (РФ), Законе РФ «Об  образовании», Федеральной программе  развития образования, Национальной доктрине образования в России, Концепции модернизации  российского образования до 2010 года и других документах федерального и регионального уровней. В них говорится, о воспитании конкурентоспособной личности. В Концепции модернизации образования уточняется, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание».

    На  первый план в современных условиях выдвигается задача достижения нового, современного качества образования. И в этом вопросе далеко не все просто. В отечественной традиции образование не мыслится без освоения учащимися определенной системы знаний, которые являются фундаментом будущих жизненных успехов человека. При этом образование направлено на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.

    Необходимо  разработать научно обоснованные подходы  к формированию содержания образования  на каждой ступени средней школы  и механизмы его обновления, и  к решению этих задач ученые педагогических вузов должны привлекаться более активно.

Информация о работе Социальный заказ в воспитании