Человек существо социальное

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

Эти слова знакомы нам еще из школы, из учебника по зоологии. Как известно любые социальные существа объединяются для выживания в стаи, косяки, группы, прайды, колонии, рои, муравейники и т.д. Все эти объединения и есть своего рода толпы. Люди не исключение, они тоже образуют сообщества. Само это слово означает, что люди общаются друг с другом, т.е. «со» - «общаются». При этом во всех видах объединений есть свои определенные законы, которые выполняют все его члены. Почему? А потому, что тогда станет невозможным действовать как единое огромное существо с большими возможностями и выжить, защищаясь от врагов. Любой «отступник» будет отвергнут из «коллектива» и неминуемо погибнет. Это жестокий закон любого объединения живых существ в природе.

Содержание

Человек существо социальное. 2
Как выжить в толпе 8
Механизмы управления толпой 10
Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: 12
ОПЫТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТОЛПЕ 23
ОПЫТЫ С ГРУППОй СТУДЕНТОВ 28

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 50.75 Кб (Скачать)

Оглавление

Человек существо социальное. 2

Как выжить в толпе 8

Механизмы управления толпой 10

Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: 12

ОПЫТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТОЛПЕ 23

ОПЫТЫ С ГРУППОй СТУДЕНТОВ 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек существо социальное. Эти слова знакомы нам еще из школы, из учебника по зоологии. Как известно любые социальные существа объединяются для выживания в стаи, косяки, группы, прайды, колонии, рои, муравейники и т.д. Все эти объединения и есть своего рода толпы. Люди не исключение, они тоже образуют сообщества. Само это слово означает, что люди общаются друг с другом, т.е. «со» - «общаются». При этом во всех видах объединений есть свои определенные законы, которые выполняют все его члены. Почему? А потому, что тогда станет невозможным действовать как единое огромное существо с большими возможностями и выжить, защищаясь от врагов. Любой «отступник» будет отвергнут из «коллектива» и неминуемо погибнет. Это жестокий закон любого объединения живых существ в природе.

Социальная психология раскрывает множество самых разнообразных  форм социальной жизни людей, жизни  в обществе и в коллективе. В  ней рассматриваются как формы  поведения сугубо индивидуализированные, целиком или в значительной степени  зависящие от воли, желаний или  нужд личности, так и такие, в которых  проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей. [ 1 ]

Можно ли считать любое  объединение людей толпой? Можно  ли считать два человека уже толпой или три и более. Чем отличается понятие толпа от других понятий, связанных с объединением людей в различные сообщества: коллектив, бригада, команда, школьный класс, институтская группа, буддисты, депутаты, рота, дивизия, компания друзей, панки, рокеры, садоводческие и другие общества.

Представление о толпе  у человека возникает из личного  опыта. Каждый бывал в толпе и  видел ее поведение. Самое простое - это когда люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей  какое-то событие, поддавшись простому человеческому любопытству. Количество людей увеличивается, заражаясь  общим настроением и интересом. И постепенно люди превращаются в  толпу.

Вот какое определение  толпы дает «Азбука социального  психолога-практика»:

Толпа -- во многом лишенная структуры группа людей, объединенная между собой эмоциональным настроем или предметом внимания, но при этом, как правило, не объединенных четко осознаваемыми общими намерениями и планами, а тем более единой целью и отчетливыми представлениями, каким образом она может быть достигнута. [2]

Гюстав Лебон в своем труде «Психология Толп» под словом «толпа» подразумевается собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание. [3]

Казалось бы, что такого страшного в группе случайно собравшихся  людей. Но психологи и социологи, изучающие объединения людей  заметили, что небольшие группы, состоящих из индивидов, которые  негодуют по определенному поводу, довольно быстро перерастают в достаточно большую группу. При этом возникает  стихийное поведение. Оно может  быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений в  агрессивной форме либо на изменение  ситуации через такие действия как  драка, разрушение, разбой и даже убийства.

Тысячи, сотни тысяч людей  могут в определенные моменты  подпадать одновременно под влияние  некоторых сильных эмоций или  какого-нибудь великого национального  события и приобретать, таким  образом, все черты толпы.

Так преподаватели Мокшанцевы по социальной психологии в своем пособие писали, что толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведения часто становится:

- большая группа людей,  возникающая на основе общих  интересов, часто без какой-либо  организации, но обязательно при  ситуации, которая затрагивает общие  интересы и допускает рациональное  обсуждение;

- контактная, внешне неорганизованная  общность, действующая крайне эмоционально  и единодушно;

- совокупность людей,  составляющих многочисленную аморфную  группу и не имеющих в своем  большинстве прямых контактов  между собой, но связанных каким-либо  общим интересом. Таковыми оказываются  массовые увлечения, массовая  истерия, массовые миграции, массовый  патриотический или лжепатриотический угар. [1]

Огромные толпы, ведомые  одной идеей и охваченные общими эмоциями, вершат историю: бунты, революции, войны, перевороты, кризисы, забастовки и просто массовые беспорядки.

Столетия тому назад политика государств решалась монархами, мнение масс не принималось в расчет даже если таковое на тот момент и сформировалось. В настоящее же время личные склонности президентов и других глав государств уже более не принимаются в расчет. Теперь голос толпы, голос масс определяет политику. Массы диктуют правительству его поведение, и именно к их желаниям оно старается прислушаться. Не склонные к теоретическим рассуждениям, массы склонны к действию, а благодаря организации, толпа получила огромную силу.

Психологи утверждают, что  толпами нельзя руководить посредством  правил, основанных на справедливости, надо произвести на них впечатление  и увлечь их.

Гюстав Лебон приводит такой пример: если, например, какой-нибудь законодатель желает учредить дополнительный налог, то, как ни странно, самый несправедливый налог может в практическом отношении оказаться самым лучшим для масс. Если такой налог не бросается в глаза и кажется наименее тяжелым, он всего легче будет принят массами. Поэтому косвенный налог, как бы он ни был велик, не вызовет протеста толпы, так как он не стесняет ее привычек и не производит на нее впечатления, ибо взимается ежедневно и уплачивается по мелочам при покупке предметов потребления. Но попробуйте заменить этот налог пропорциональным налогом на заработок или другие доходы и потребуйте уплаты этого налога сразу, -- вы вызовете единодушные протесты, хотя теоретически этот налог и был бы в десять раз легче первого. Вместо незаметных копеек, уплачиваемых ежедневно, тут получается сравнительно высокая сумма, и когда ее придется вносить, она покажется огромной и потому произведет ярко отрицательное впечатление. [3]

Этот пример помимо демонстрации воздействия на толпу показывает, что знание законов поведения  толпы, мер воздействия на нее  необходимо экономистам и политикам  при проведении экономических реформ.

Из истории человечества видно, что все политические деятели, основатели религий, выдающиеся государственные  люди и просто руководители (учителя, тренеры, военначальники и т.п.) всегда были бессознательными психологами, чувствующие и понимающими душу толпы.

Поэтому так важно изучать  психологию толпы, ее поведение и  знать методы контроля над стихией  толпы.

Эмоции и разум:Рассмотрим одно из главных свойств толпы - общий эмоциональный настрой. Как утверждают психологи толпа "мыслит эмоциями". В зависимости от внешних факторов и ситуации это могут быть как отрицательные так положительные эмоции.

Таким образом, получается, что если отдельные люди, оказавшиеся  в толпе, пришли с разными настроениями, то через короткое время они окажутся в одном эмоциональном состоянии. Примером может служить ощущения на выпускном школьном балу.

Допустим, вы пришли в плохом настроении: прическа не удалась, макияж не тот, подруга опоздала и т.д. Но находясь среди нарядных и взволнованных  одноклассников, подшучивающих друг над другом и радостных в предвкушении салюта, подарков, дискотеки, среди  торжественно-веселой музыки и моря разноцветных шаров через какое-то время забываешь о своих огорчениях и начинаешь радоваться вместе со всеми.

Возникает вопрос можно ли, находясь достаточно долго в толпе, испытывать эмоции, несовпадающие с  остальными людьми из толпы. Как передаются эмоции от одного человека к другому.

Эмоции это неизведанный объект. На сегодняшний день в психологии эмоции считают предшествующим состоянием перед чувствами. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое-то чувство.

Эмоциями называют реакцию  человека на какой-либо внешний раздражитель окружающей его среды. Если человек  воспринимает предметы и явления  окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, реагирует на них. У каждого человека эта реакция  выражается в различных внешних  проявлениях. Психологи утверждают, что никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники  не способны, во-первых, "читать" эмоциональное  состояние другого, а во-вторых, управлять  своими эмоциями. Понимание своих  эмоций и чувств определяет личность человека.

А учимся мы читать эмоции еще  в младенчестве. Учимся все без  исключения, не зависимо от национальности, религии и прочих различий. Ребенок  изучает все, к чему он прикасается, видит и слышит. Во взаимоотношениях с более взрослыми людьми (сначала  близкими) дети чувствует и ласку, любовь, заботу, гнев, беспомощность, несправедливость. Они добром отвечают на добро и гневом - на обиду. Дети полностью доверяют взрослым, копируют их поведение, ища одобрения. Еще детьми мы осознаем, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной разных эмоций, вызывать разное настроение. Свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания. Эти свойства людей определяет инстинкт выживания, они «зашиты» в нашем подсознании.

Как пишет Гюстав Лебон для того, чтобы понять причины сходности или различия эмоций на одни и те же раздражители, надо вспомнить одно из положений современной психологии: явления бессознательного играют решающую роль как в жизни организма, так и в деятельности ума. Сознательная жизнь ума, пишет Лебон, составляет лишь очень малую часть по сравнению с его бессознательной жизнью. Поэтому наши сознательные поступки вытекают из смеси бессознательного и сознательного, и большинство наших ежедневных действий вызывается скрытыми двигателями, ускользающими от разума. Например, люди самые несходные между собой по своему уму могут обладать одинаковыми страстями, инстинктами и чувствами. Они могут одинаково относится к религии, политике, морали, привязанностям и антипатиям. Между великим математиком и сапожником может существовать огромная разница с точки зрения интеллектуальной жизни, но с точки зрения характера очень небольшая. Они оба любят собак, не верят в буддизм, считают правительство бессильным, обожают блондинок и ненавидят налоги.

Что же будет если такие разные люди окажутся в одной толпе, митингующей против правительства. Они поймут и поддержат друг друга в этом вопросе, то есть станут едины.

Появление такого единства характерно для толпы. Хотя в других условиях оно не наблюдается. В толпе  всякое чувство, всякое действие заразительно. Человек очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. В толпе люди как бы теряют свой неповторимый разум и приобретают, благодаря численности, сознание непреодолимой силы. Психологи заметили, что сознание позволяет человеку поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе люди не склонны обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности совершенно исчезает в толпе вместе с разумом.Итак, приходится признать, что разум не всегда побеждает в борьбе с чувствами и эмоциями в определенных условиях.

Как выжить в толпе

Те, кто хоть однажды попадал  в толпу в метро, на стадионе, на митинге никогда не забудут чувство  страха, безысходности, клаустрофобию. Куда ни посмотри кругом одни головы людей, все тесно прижаты друг к другу  и это сжатие постепенно увеличивается, кажется, что все стоят на месте  и пытаются тебя раздавить. Повезет, если у кого-то не сдадут нервы и  не начнется паника. Главное не упасть, это равносильно смерти. Как же не стать жертвой толпы?

Самое простое стараться в неё не попадать. Вышел из вагона метро, оглянись. Лучше чуть подождать и посмотреть на скорость рассасывания толпы, чем оказаться в ней. Если скопилось много людей и движение происходит очень медленно, надо уехать на другую станцию и добираться наземным транспортом. Никогда не идти против толпы. Если приходится пересечь небольшую толпу, двигаться лучше по диагонали.

Хуже если все одновременно начинают искать пути спасения, то есть началась паника. В любом случае надо принять меры, чтобы выбраться  из толпы, попасть на её периферию, подальше от центра события. В помещении специалисты  советуют запоминать места выхода и  пути к ним, потому что больше шансов спастись у тех, кто знает, где  находится ближайший выход.

Когда началась давка попытка перемещения сквозь толпу смертельно опасна. Надо выждать, пока основной поток схлынет. В узкие проходы советуют устремляться только в случае пожара, во всех остальных случаях надо остерегаться стен и узких дверных проемов. Многие даже ложатся сверху на плотно стоящих людей и ползут по головам, пытаясь выбраться. Детей поднимают на плечи.

До того как вы поняли, что не избежать давки, надо принять  меры от удушения: развязать шарфы, галстуки, снять бусы, кулоны, цепочки, расстегнуть верхние пуговицы. Сумки  или предметы в карманах поднять  наверх во избежание травм при  сжатии.

Информация о работе Человек существо социальное