Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:58, курсовая работа
Разночинцы начинают играть заметную роль в социальной и культурной жизни России XIX в. с 40-х годов. Их влияние в последующие десятилетия было различным и по интенсивности, и по сферам приложения сил. 60-е годы - это своего рода звездное историческое десятилетие разночинцев. Именами Чернышевского, Добролюбова, Писарева обозначено важнейшее направление в социально-политической жизни России, в литературе, эстетике, философии. В эти годы окончательно оформился и канонизировался особый исторический тип личности, обозначенный в истории литературы как новый человек, реалист, демократ, нигилист, мыслящий пролетариат.
Глава 1.Разночинство как культурно – исторический феномен
Глава 2. Роман Достоевского «Преступление и наказание». Образ студента – разночинца, пространство его жизни.2
2.1. Образ студента – разночинца Родиона Раскольникова2
2.2. Пространство жизни Родиона Раскольникова 2
2.3. Петербург и Омск в художественном сознании Ф.М.Достоевского.
Список литературы 38
«…он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она -- она ведь и жила только одною его жизнью!»
«Да и что такое эти все, все муки прошлого! Всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом. Он, впрочем, не мог в этот вечер долго и постоянно о чем-нибудь думать, сосредоточиться на чем-нибудь мыслью; да он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое.
Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал.
Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: "Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере..."
Она тоже весь этот день была в волнении, а в ночь даже опять захворала. Но она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом...»
В этом городе воздух был чище и легче дышалось по сравнению с Петербургом, описываемом в романе. Улицы широкие, это мы можем судить по Любинскому проспекту. Мы думаем, что и в Омске было жарко, но легче дышалось, ощущалась внутренняя радость созерцания солнца, оно было не испепеляющим дотла жизнь человека, а нежно греющим его душу, будто прощающим все его грехи. Наш город в период описываемых событий в романе начинал только расти и развиваться как политически, так и культурно, а вместе с ним происходило и взращивание души человека, спокойной, а главное прощёной. Степной сибирский провинциальный город, проектировал архитектор по образу Санкт – Петербурга. Внешне несомненное сходство присутствует. Однако внутренний дух покаяния и прощения в нашем городе заложен его жителями по-особенному.
1. Абельтин, Э.А. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики: Учебное пособие/ Абельтин Э.А., Литвинова В.И. - Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 1999. – С.26-30.
2. Базанов В. Новые люди или нигилисты? (К истории русского демократического народоведения) // Русская литература. - 1959. - №2. - С.149 - 174.
3. Баршт, К.А. «Каллиграфия» Ф.М. Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского. - Петрозаводск, 1994. - С.101 - 129.
4. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С.7 - 180.
5. Бахтин, М.М. Проблемы творчества Достоевского/ Бахтин М.М. – Киев, 1994. - С.9-179.
6. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства / Пер. с франц.- М.: РОССПЭН, 2004. – С.18-36.
7. Бирон, В.С. Петербург Достоевского /В.С. Бирон. – СПб.: «Свеча», 1990.-С.25-56.
8. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1980. - Т. 4. - С. 41.
9. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание: роман/ Ф.М. Достоевский. – М.: Худлит, 1998. – 680с.
10. История России XVIII - XIX вв. / Под ред. В.Г. Тюкавкина - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – С.56-58.
11. Канн, П.Я. Прогулки по Петербургу/ П.Я. Канн. - СПб: «Палитра», 1994.-С.24-61.
12. Мочульский, К.В. Гоголь, Соловьев, Достоевский / Мочульский К.В. – М.: «Республика», 1995. – С.31-52.
13. Лотман, Ю.М. О Хлестакове // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М., 1988. - С. 324.
14. Печерская, Т.И. Разночинцы шестидесятых годов XIX века. Феномен самосознания в аспекте филологической герменевтики /Т.И. Печерская. – М.: РОССПЭН, 2002. – С.5-45.
15. Раков, Ю. А. Петербург – город литературных героев / Ю.А. Раков. – СПб.: Химиздат, 2000.-С.18-47.
16. Рыженко, В.Г. Культура Западной Сибири: История и современность: учебное пособие / Рыженко В.Г., Быкова А.Г. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. – С.37.
17. Страхов Н.Н. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание [электронный ресурс] // http://dugward.ru/library/
18. Страницы исторического прошлого Омска (XIX - начало XX вв.): Краеведческий сб. / под ред. А.П. Толочко. - Омск, 1994. – С.55.
19. Флаум, Л.М. Омские перепутья: (Страницы истории) / Л.М. Флаум .- Омск: ОмГПУ , 2001 .- С.44.
20. Фридлендер, Г. Ф.M. Достоевский и его наследие//Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. - Л., 1988. - Т.1.-С.4-12.
21. Шелгунов, Н.В. Из прошлого и настоящего // Н.Г. Чернышевский в воспоминаниях современников: В 2 т. - Саратов, 1958. - Т. 1. - С. 203.
22. Шепелёв, Л.Е. Чиновный мир России: XVIII - начало XX вв. - СПб.: Искусство, 1999. – С.79.
24