Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:58, курсовая работа
Разночинцы начинают играть заметную роль в социальной и культурной жизни России XIX в. с 40-х годов. Их влияние в последующие десятилетия было различным и по интенсивности, и по сферам приложения сил. 60-е годы - это своего рода звездное историческое десятилетие разночинцев. Именами Чернышевского, Добролюбова, Писарева обозначено важнейшее направление в социально-политической жизни России, в литературе, эстетике, философии. В эти годы окончательно оформился и канонизировался особый исторический тип личности, обозначенный в истории литературы как новый человек, реалист, демократ, нигилист, мыслящий пролетариат.
Глава 1.Разночинство как культурно – исторический феномен
Глава 2. Роман Достоевского «Преступление и наказание». Образ студента – разночинца, пространство его жизни.2
2.1. Образ студента – разночинца Родиона Раскольникова2
2.2. Пространство жизни Родиона Раскольникова 2
2.3. Петербург и Омск в художественном сознании Ф.М.Достоевского.
Список литературы 38
«… в сибирке…»
Сибирка – старинная верхняя одежда в виде короткого кафтана в талию, со сборами и стоячим воротником.
«По Подъяческой пошёл,
Свою прежнюю нашёл…»
Возможно, один из городских романсов того времени.[15,с.22]
В лице Раскольникова Достоевский с исключительной силой обрисовал новый для мировой литературы своей эпохи тип молодого человека XIX века, в душе которого сложным образом сочетаются добро и зло, положительное и отрицательное, общественное содержание. Раскольников нравственно непримирим, умён и великодушен, его возмущает общество, в котором «сильные» беспрепятственно пожирают слабых. Он полон смутного протеста против общественного порядка, превращающего человека в ничтожную «вошь», «дрожащую тварь», безропотно переносящую своё унижение.
Прозаическое у Достоевского всегда граничит с фантастическим. Разрыв двух планов у него идет во всех аспектах. Он открыл характернейшие для Петербурга черты – мечтательство и двойничество. Мечтатель всегда живет двойной жизнью – жизнь-греза и жизнь-явь. Двойничество же уже как бы следующая стадия мечтательства, когда жизнь, возникающая в сознании, становится реальностью.
Очень большое значение в романе имеет изображение Петербурга. У Достоевского это не город величественных дворцов и палат, фонтанов. Это город с черными лестницами, облитыми помоями, дворцами-колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. В этом городе невозможно остаться здоровым, он душит и давит. Не случайно в его описании преобладает желтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель в комнате старухи-процентщицы, желтая, «похожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, желтоватые обои в комнате Сони, «мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, желтый цвет обоев в номере гостиницы, где остановился Свидригайлов. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, печали, вызывает чувство подавленности и угнетенности.
Очень часто события происходят вечером, на закате солнца. Солнце у Достоевского как символ тревоги, состояния предзнаменования, знак часа, когда совершаются роковые события. Желто-красный колорит как бы олицетворяет символ золота и убийства.[11,с.27]
Идея Раскольникова органически связана с жизненными условиями, в которых он оказался: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». [9,с.21]
Духота петербургских трущоб – неотъемлемая часть общей атмосферы безысходной атмосферы романа.
В романе изображен центр торговли тогдашнего Петербурга – Сенная площадь, а также прилегающие к ней мрачные улицы и закоулки. Екатерининский канал Достоевский называет «канавой». Во времена Достоевского на Сенной площади находился главный рынок города, поэтому там всегда – с раннего утра и до позднего вечера – толпился народ. В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, известный тем, что там находилось большое количество кабаков.
Раскольников каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криками расходятся из этих кабаков по домам. Ф.М. Достоевский хорошо знал район Сенной площади. Здесь жил он сам, и здесь он поселил героев своего романа.
В романе неоднократно упоминается Юсупов сад. Направляясь к старухе-процентщице и проходя мимо Юсупова сада, Раскольников «даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь». Вероятно, Достоевский приписал Раскольникову собственные мысли, поскольку его очень волновала идея благоустройства города. В Юсупов сад любил заходить друг Раскольникова – Разумихин. Этот сад называет Раскольников в разговоре со Свидригайловым.
Деталями и сценами жизни Петербурга пронизан весь роман: «По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он направился на Сенную. Не доходя до Сенной, на мостовой, перед молочной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный роман».
Бесцельно бродя по городу, Раскольников забрел в один из переулков: «Миновав площадь, он попал в переулок... Он и прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим в Садовую». Особенно его тянуло к этим местам, когда становилось тошно на душе, «чтоб еще тошнее было». Его одолевали мысли о том, как в обществе «обессмыслена человеческая жизнь, какой ужасной, позорной ценой приходится платить» за жалкое существование.[15,с.38]
Таким образом, облик города сливается с самыми черными мыслями Раскольникова, как будто специально для того, чтобы окончательно добить его. В тесной и удушливой атмосфере узких улочек, в перенаселенных квартирах разворачиваются драматические события из жизни униженных и оскорбленных, жизни на позорных, унизительных для человека условиях. Глазами своего героя Достоевский воссоздает особое состояние мира, в котором право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью.
Таким предстает перед читателем Петербург Ф.М. Достоевского. Конечно, город, построенный в болотистой местности и жара до 40 градусов может свести с ума. Обратимся к городу, который в романе явно противостоит Петербургу. Маленький, провинциальный, сибирский городок, по описаниям, скорее всего – Омск.
Основание Омской крепости стало важным историческим событием в освоении Сибири, в заселении свободных до этого степных и лесостепных пространств, благоприятных для сельского хозяйства, в установлении более близких отношений России с казахским населением.
Состав населения Омска был специфичен. Поскольку Омск был центром военной и гражданской администрации, самой многочисленной группой городского населения являлись военные. В середине XIX века их удельный вес в составе населения города достигал 60%. Мир военных был противоречивым и сложным явлением. С одной стороны – военные учения и походы, путешествия и открытия, парады и музыка, с другой – казармы, «шагистика», наказание палками. Военные наложили отпечаток своей культуры на все, что находилось в городе: на его планировку, архитектуру, внешний облик (улицы города были проложены прямо, как строй солдат), на образование и культуру, быт и привычки горожан.
В 1829 году был утвержден план застройки города, разработанный известным петербургским архитектором В.И. Гесте, взявшим за образец город Санкт-Петербург с его широкими проспектами, огромными кварталами, изящными фонтанами, чугунными мостами, изобилием зеленых насаждений. Этот проект предусматривал увеличение кварталов в четыре раза, создание в форштадтах больших площадей и садов, постройку церквей, торговых помещений. Вокруг крепости создавалась замкнутая эспланада. Высочайше утвержденный план придал городу столичный размах. Архитектура казарм и полковых соборов, манежи и караульные будки, благоустройство тротуарной части, перемещение войск в городе, их внешний вид – все это накладывало на облик города яркий и неповторимый отпечаток [19,с.44].
Также во избежание пожара населению запрещалось покрывать крыши домов соломой и дерном; должны были использоваться только тес и железо. Кроме того, не разрешалось строить дома ближе чем на 2 аршина, то есть порядка трех с половиной метров ближе друг к другу.
В это же время в Омске начинает закладываться каторжный острог. Сначала это был военно-каторжный острог, а в 30-х годах открывается внутренняя тюрьма на территории бывшей военной Омской крепости – туда впоследствии стали направлять политических ссыльных.
Ко второй половине XIX века Омск в своем развитии опередил многие степные города и стал не только административным, но и торгово-промышленным центром.
Ф.М. Достоевский, отбывший в омском остроге срок каторжных работ, в 1854 в письме к брату дал Омску такую характеристику: «Омск гадкий городишко. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видал. Городишко грязный, военный и развратный в высшей степени». Однако были и другие мнения относительно Омска. Так, И. Завалишин писал: «Омск прекрасный город и первый в Тобольской губернии по населению, постройке, местности, климату, порядку, благоустройству и удобствам жизни, лучший в целой Сибири во многих отношениях».
К началу Первой мировой войны Омск – цветущий, бурно развивающийся город, имеющий свой неповторимый облик. [19,с.44]
Но несмотря на вышесказанное, совершенно ошибочно видеть в письмах и художественных изображениях Омска у Достоевского только документальное свидетельство или конкретное описание места. Ф.М. Достоевский всегда дает личностный итог, в который слито доминантное ощущение сущностного, главного и индивидуального психологического переживания города.
Пространствопонимание Достоевского - это не литературная и даже не архитектурная категория, а важнейшая категория всей культуры. Часто у Достоевского берег (левый), степь даны с эпитетом "пустынный", это не описательная характеристика, и даже не указание на несудоходность тогда сибирских рек, в культуре пространство осознается как пустынное, когда оно не очеловеченное, не структурировано в смысловом плане. Искусство начинается с особой целостной точки зрения на культуру народа. Пространство у Достоевского дано во всей полноте, в движении, поэтому водная дорога при слиянии двух рек Иртыша и Оми выглядит наиболее выразительно.
Крепость и постройки вдоль реки разворачивают пусть и небогатую пространственную панораму военного города. Выделение вертикалей и горизонталей обнаруживают структурированность "ландшафтного зрения" Достоевского, развивает способности читателей к глубинному созерцанию и вчувствованию в окружающий мир, направляя взгляд и мысль извне вовнутрь, переключая повествование из внешнего во внутренний психологический план.
У Достоевского мысль следует за взглядом, а взгляд формируется пространством обжитого и осмысленного ландшафта. Даль здесь становится синонимом вольного будущего, чаемого выхода из острога на свободу. Переживание цельного гармоничного единства мира открывается лишь творческому началу хозяина, устроителя возделанного пространства. Принципиальный акцент Достоевского не на городские постройки, здания, детали, а на реку, берег, степной простор, свет, обнаруживает цельность панорамного синтетического видения сибирского города у великого писателя, переводящего внешние впечатления во внутреннее пространство духа.
Именно поэтому, учитывая внутренний психологизм города, необходимо сделать акцент на инаковости Омска. Пусть он являлся небольшим военным городком, где отбывали сроки наказания заключённые, ничем не примечательным внешне, я бы даже сказала отпугивающим, но меняющим человека изнутри, его взгляды на жизнь, ценности, да и психологически помогающим ему заглянуть в тайны своего бытия. По существу своему, это город «другой».И мы постараемся это доказать.
Исходя из всего вышесказанного можем заключить весьма парадоксальную мысль: Омск и Петербург в художественном сознании Достоевского разнятся по своему смысловому значению. Повторимся, но если Петербург- это город, в котором происходит преступление, проливается чужая кровь, так как сама обстановка располагает к совершению чего-то пагубного, человек в этом пространстве чувствует себя потерянным, угнетённым, его разум посещают душераздирающие мысли о самоубийстве. В Петербурге он задыхается от собственной ничтожности своего существования, досыта наглатывается желтизны убийственного места, оттого-то он не может там существовать. Человек в этом пространстве изнутри начинает «гнить». В Омске же он обретает духовную свободу, освобождается от «чёрных» мыслей кровопролития, избавляется от мёртвой идеи, человек воскресает душой, и он знает это, чувствует вполне всем обновившимся существом своим. Омск- рубежное пространство, место Голгофы, где человек, пройдя через страдания и преломления в своём внутреннем мире, путем собственных мучений будто заново рождается, становится нравственно чище, умиротворённее, избавляется от внутренней скверны. Но стоит заметить, что город является лишь фоном на котором разворачиваются более глубокие внутренние события и переживания. Полностью осознать свое преступление не только перед людьми и законом, но и перед Богом Раскольникову помогает Соня, выражающая религиозные воззрения и убеждения автора. Именно осознание безмерной любви и благодарности к ней помогают Родиону очиститься. Соня для Раскольникова ангел-хранитель, готовая наставлять его на путь истинный. Любовь между ними, готовая преодолевать все препятствия, ждать, верить, надеться и терпеть словно глоток свежего воздуха в этом городском пространстве. Они любят, а значит живут.
«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута...»