Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:17, реферат
Лицом всякого общества, творцом и выразителем его достижений, определяющим конкурентоспособность данного общества и его вклад в мировую цивилизацию является слой, представляющий совокупность лиц, обладающих сравнительно более высоким, чем рядовые члены общества, уровнем информированности (образования) и осуществляющих функции руководства, духовно-культового обслуживания и научно-технологического развития. Качественные характеристики такого слоя во многом обусловливают судьбу страны, ложные ориентиры и представления в этом отношении чреваты самыми тяжелыми последствиями для страны, ибо для исправления положения обычно требуются, как минимум, десятилетия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОГО ОБРАЗОВАННОГО СЛОЯ И ЕГО СОСТАВ. 7-46
§ 1. РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАННОГО СЛОЯ И ИЗМЕНЕНИЕ ЕГО ПОЛОЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ. 7
§ 2. ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО РЕЖИМА В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. 15
§ 3. СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ СОВЕТСКОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СЛОЯ. 34
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВЕТСКОГО ОБРАЗОВАННОГО СЛОЯ И ЕГО МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ. 46-66
§ 1. НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. 46
§ 2. СОВЕТСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Еще одним фактором, влиявшим на формирование студенческого контингента, всегда было репетиторство (опросы в Свердловске в 1973/74 г. 1483 студентов 1-го курса и 1370 выпускного и в 1976/77 г. 1180 студентов выпускного курса показали, что репетиторами пользовались 9,5%, причем 1/4 поступавших в университет и 1/5 - в медицинский институт), также носящее ярко выраженный социальной характер. По некоторые данным (Харьков, 60-70-е годы) репетиторами пользовалась 1/7 абитуриентов, но при этом 69,2% из них - дети специалистов, 20 - служащих , 10,7 - рабочих и 0,1 - колхозников. Но и в целом выходцы из интеллигенции были обычно подготовлены лучше. Наблюдалась, в частности, прямая зависимость между успеваемостью (оценками) школьников и наличием у их родителей высшего образования (%):
В основном 5 | 4 и 5 | 4 и 3 | В основном 3 | Часто 2 | |
Отец | 67 | 38 | 23 | 10 | 5 |
Мать | 53 | 34 | 17 | 10 | 5 |
Выяснилось, что средний балл аттестата, введенный для участия в конкурсе баллов на экзаменах, не препятствует поступлению в ВУЗы выходцев из образованного слоя, поскольку выше, чем у детей рабочих и крестьян: у детей специалистов он составлял 4,2-4,3, у детей служащих - 3,8-4,0 и у детей рабочих и крестьян - 3,5-3,6. Среди абитуриентов высокие оценки аттестата имели 87,1% детей служащих и 79,3% - рабочих. Этот разрыв увеличивался на экзаменах: на 4 и 5 сдали вступительные экзамены 80,1% выходцев из служащих и 69% выходцев из рабочих (почему социологи, озабоченные "стиранием граней" отнеслись к введению "среднего балла" довольно холодно).
Наконец, важнейшим фактором являлся сам конкурс, который всегда сильно варьировался по разным ВУЗам (иногда отличаясь десятикратно), но в большинстве случае не превышая в 60-х годах 2 с небольшим человек на место45. С 1970 по 1977 г. в целом конкурс в ВУЗы упал с 243 до 225 на 100 мест, в т.ч. на дневное отделение с 269 до 245 (при этом для промышленных ВУЗов эти показатели составили 232 и 203, транспортных - 235 и 228, связи - 212 и 196, но здравоохранения - 278 и 302, физкультуры и спорта - 218 и 227, искусства - 319 и 407) - в это время прием рос быстрее, чем число абитуриентов. Соотношение между ВУЗом, техникумом и ПТУ, составлявшее в 1965 г. 1:1,3:1,4, в 1976 выглядело как 1:1,4:2,3. За 70-е годы конкурс в ВУЗы в среднем снизился более чем на 20%. Когда в 1969 г. подготовительным отделениям было отдано 20% приема, ожидалось, что на столько же увеличится и конкурс, однако он, против ожидаемого, снизился вдвое. Причем отмечалось, что массовых повторных попыток поступления в ВУЗ не наблюдается (по материалам Эстонии и Литвы на рубеже 70-80-х таковые составили, в частности, менее 1/10, а третью попытку совершали лишь несколько процентов).
Однако этот прискорбный (с точки зрения качества подготовки специалистов) факт в советском обществе рассматривался на самом высоком уровне как...положительный. Сам министр высшего образования Елютин на собрании актива учебных заведений говорил: "Дело в том, что условия работы высшей школы в 60-70-х гг. свели мероприятия по комплектованию студенчества к исключительно придирчивому отбору лучших претендентов. Теперь условия коренным образом изменились. В этом году, например, снижение конкурса ощутили даже традиционно популярные ВУЗы. И это явление мы обязаны рассматривать не с ведомственных, а с общегосударственных позиций - как знаменующее собой прогресс в расширении доступности высшего образования". Это высказывание объяснялось, впрочем, традиционной социальной задачей, потому что социальный состав студентов обнаруживает прямую зависимость от высоты конкурса - доля выходцев из образованного слоя обычно относительно выше в тех ВУЗах, где был выше конкурс. Между тем конкурс снижался и в 80-е годы46. В 1983 г. на дневные отделения было подано 1176 тыс. заявлений (182 на 100 мест), в 1984 - 1149 (180 на 100), выдержало экзамены 60% (принято 638,5 тыс.), среди которых 20% "стажников" и 10% отличников. Несколько вырос он только с началом "перестройки": в 1987 г. было подано 1288 тыс. заявлений (198,6 на 100), принято 651,3 тыс., в т.ч. медалистов и отличников - 12,7%.
Результатом описанной выше политики стало коренное изменение социального состава студенческого контингента. В истории этих изменений можно выделить несколько основных этапов: 1) от революции до 1928 г. (когда советская власть взялась решать вопрос комплектования учебных заведений наиболее радикальным образом), 2) от начала 1-й пятилетки до войны, 3) послевоенный период до второй половины 50-х годов, 4) конец 50-х - 80-е годы. Следует иметь в виду, что советская статистика учитывала под понятиями "рабочих", "крестьян", и т.д. как лиц соответствующего социального положения, так и их детей, только что окончивших средние учебные заведения. Социальное происхождение, как правило, известно только в отношении студенческого контингента послевоенного периода, когда проводились специальные исследования.
Первые несколько лет социальный состав студенчества не отличался существенно от дореволюционного, так как продолжали учиться и выпускались лица, поступившие в ВУЗы в 1914-1917 гг.47 Но приемы уже первого десятилетия советской власти сильно изменили картину. По всем ВУЗам на 1-й курс было принято (%):
Год | Рабочие | Крестьяне | Служащие и прочие |
1922 | 16,1 | 26,8 | 57,1 |
1923 | 24,2 | 25,4 | 50,4 |
1924 | 35,5 | 29,5 | 35,0 |
1925 | 32,5 | 29,0 | 38,5 |
1926 | 28,7 | 22,2 | 49,1 |
1927 | 34,7 | 24,3 | 41,0 |
Относительно больше (до 60% и более) при этом служащих и прочих было принято в университеты, социально-экономические и художественные ВУЗы.
"Классовый" прием довольно скоро сказался на социальном составе всего студенческого контингента. По всем ВУЗам РСФСР социальный состав студентов изменялся так:
Год | Рабочие | Крестьяне | Служащие и прочие |
1922/23 | 12,1 | 37,0 | 50,9 |
1923/24 | 15,3 | 22,5 | 62,2 |
1924/25 | 21,8 | 25,0 | 53,2 |
1926/27 | 24,5 | 26,0 | 49,5 |
1927/28 | 26,9 | 24,2 | 48,9 |
На Украине, где до окончания гражданской войны, "орабочивания" высшей школы практически не проводилось, после ее окончания доля представителей образованного слоя еще составляла свыше 90%, но к 1925 г. опустилась до 63%. Вообще же в первой половине 20-х годов их среди студентов еще было свыше половины, в 1925 г. по всем ВУЗам страны их удельный вес составил 59,1%, во второй же половине 20-х они стали составлять, как правило, меньшинство. Что касается социального происхождения, то во всех высших и средних специальных учебных заведениях доля детей рабочих и крестьян выросла с 49,4% в 1921-1922 гг. до 55,9% в конце восстановительного периода.
С 1928 г. социальной состав приема в ВУЗы стал меняться еще более резко. Процент только рабочих (без крестьян) в приеме в 1926-1929 гг. рос так: 40,0 - 42,7 - 49,8 - 60,0. Во ВТУЗы Москвы в 1929 г. их было принято 67,7%, по всем ВТУЗам страны в 1930 г. - 76%, причем в отдельные институты еще больше (например, в МММИ 85,5%). По ВУЗам Наркомтяжпрома прием рабочих в 1928-1932 гг. составлял 65-75%. В 1933 г. процент "служащих" в приеме на дневные отделения опустился ниже четверти, представители интеллигенции могли, как правило, поступать на учебу лишь без отрыва от производства (под "служащими" на этих отделениях учтены почти исключительно дети интеллигенции, поступившие работать, чтобы получить возможность получить образование).
Соответственно изменился и состав всего студенческого контингента. Данные различных источников хотя несколько разнятся, но в целом рисуют вполне однозначную картину. В 1928 г. среди студентов ВУЗов доля представителей образованного слоя составила 48,9%, техникумов - 42,9%, в 1930 г. - 30 и 34,2% соответственно. В конце 20-х годов представители особо дискриминируемых сословий (дворянства, духовенства и купечества) были представлены в ВУЗах 0,3% и в техникумах - 0,8%. В индустриальных ВУЗах к началу 1-й пятилетки рабочих было 38,3%, крестьян 14,6, служащих и прочих 47,1%, а уже в 1931 г. рабочих во ВТУЗах числилось свыше 75%. Уменьшение доли представителей интеллигенции вызвано было в эти годы помимо дискриминации еще и тем обстоятельством, что именно тогда прием увеличился в 3-4 раза, и числа ее детей, желающих и могущих по возрасту поступить в ВУЗ, все равно не хватило бы для того, чтобы составить прежний процент в резко увеличившемся приеме. В целом за годы 1-й пятилетки "служащие и прочие" составили в составе студентов от примерно половины в 1928 до менее, чем трети в 1933 г.
С введением в 1932 г. вступительных экзаменов и ослаблением "классового подхода" с середины 30-х годов доля представителей интеллигенции среди студентов снова начала возрастать, но теперь это была уже новая советского интеллигенции - дети тех, кто сам в начале 20-х годов поступал как представитель рабочих и крестьян. К этому времени в силу демографических причин абитуриентов из лиц этой категории стало уже довольно много, и их число продолжало расти. В 1932-1936 гг. удельный вес рабочих снизился даже во ВТУЗах с 65,2 до 38,7% (крестьян - почти не изменился: 6,5 и 6,6%). Во всех ВУЗах служащие и прочие составили 34,7% в 1931 г. и 44,4 в 1938 г., в техникумах - 23,8 и 18,6% соответственно. На территориях, вновь присоединенных в 1939-1940 гг. за короткое предвоенное время произошел тот же процесс, что и на основной части страны за 1917-1930 гг.48
Послевоенный период характеризуется дальнейшим ослаблением тенденции "классового комплектования" ВУЗов, что было связано со значительным ростом среди абитуриентов детей уже советской интеллигенции. Само отсутствие данных о социальном составе студентов за 40-50-е годы в советских публикациях свидетельствует о том, что он в эти годы мало соответствовал желаемому. Зато потом эта проблема стала чрезвычайно беспокоить советских обществоведов (особенно с конца 60-х - начала 70-х годов) и, как следствие, появилось множество публикаций данных, причем не только официальной статистики, но и полученных в ходе специальных исследований, где выяснялось именно происхождение студентов, т.е. положение их родителей (а не "состав" по принципу ВУЗовской отчетности: "рабочих и детей рабочих" и т.д.). Исследований, впрочем было не так много, как публикаций, и большинство ссылок делалось на одни и те же исследования по Свердловской области, Харькову, Минску, Костроме, Киргизии, Ленинграду и данным межрегионального исследования 1977-1978 гг. Обращает на себя внимание, что итоговые данные по всей стране - по всем видам обучения и типам ВУЗов (как по приему, так и всему составу студентов) в открытых публикациях практически отсутствовали. Те данные, которые можно привести, свидетельствуют, что доля представителей образованного слоя в приеме на 1-й курс после резкого падения в 1958-59 гг. (результат постановления 1958 г. о преимущественном приеме "производственников") несколько поднялась к концу 60-х годов (не достигая, впрочем половины), но затем неуклонно снижалась, опускаясь иногда ниже 40%. По ВУЗовской отчетности прием во все ВУЗы страны на дневное отделение выглядел так:
Год | Служащие | Рабочие | Крестьяне |
1959 | 38,7 | 40,3 | 21,0 |
1965 | 43,8 | 36,5 | 19,7 |
1968 | 45,1 | 38,7 | 16,2 |
1970 | 44,0 | 41,7 | 14,3 |
1972 | 40,9 | 47,2 | 11,9 |
1973 | 38,9 | 43,1 | 18,0 |
1975 | 37,6 | 50,8 | 11,7 |
По данным межрегионального исследования доля интеллигенции в приеме (по ВУЗовской отчетности) во все ВУЗы на все отделения по всем исследованным регионам выглядела более значительной, но полностью подтверждала указанную тенденцию:
Год | Служащие | Рабочие | Крестьяне |
1969/70 | 54,4 | 37,1 | 8,5 |
1970/71 | 53,3 | 37,7 | 9,0 |
1971/72 | 50,3 | 39,8 | 9,9 |
1972/73 | 48,8 | 42,4 | 8,8 |
1973/74 | 49,1 | 44,4 | 6,5 |
1974/75 | 48,0 | 45,4 | 6,6 |
1975/76 | 47,0 | 45,5 | 7,5 |
1977/78 | 47,1 | 46,5 | 6,4 |
1979/80 | 46,2 | 47,3 | 6,5 |
Сведения по отдельным учебным заведениям и регионам не противоречат общей картине: в середине 60-х годов доля представителей интеллигенции еще составляет кое-где свыше половины, в 70-е она уже везде меньше 50%. По ВУЗам РСФСР доля представителей образованного слоя в приеме на дневное отделение (по ВУЗовской отчетности) выглядела еще немного более значительной, но также в рамках тенденции к снижению:
Специализация ВУЗа | 1959 | 1968 | 1977 |
Торговля | 52,2 | 53,1 | 40,4 |
Промышленность | 49,1 | 51,5 | 41,9 |
Строительство | - | 47,0 | 46,2 |
Сельское хозяйство | 28,4 | 27,1 | 28,6 |
Просвещение | 47,7 | 45,9 | 36,8 |
Здравоохранение | 52,5 | 59,9 | 51,8 |
Экономика | 60,4 | 57,8 | 42,4 |
Культура и искусство | 65,7 | 61,5 | 57,1 |
Университеты | 57,8 | 53,3 | 44,0 |
Право | 47,4 | 45,6 | 39,8 |
Транспорт | 35,7 | 49,2 | 39,1 |
Связь | 64,3 | 70,0 | 45,4 |
Всего | 54,1 | 49,6 | 49,0 |
Информация о работе Советская интеллигенция в условиях тоталитарного режима