Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:17, реферат
Лицом всякого общества, творцом и выразителем его достижений, определяющим конкурентоспособность данного общества и его вклад в мировую цивилизацию является слой, представляющий совокупность лиц, обладающих сравнительно более высоким, чем рядовые члены общества, уровнем информированности (образования) и осуществляющих функции руководства, духовно-культового обслуживания и научно-технологического развития. Качественные характеристики такого слоя во многом обусловливают судьбу страны, ложные ориентиры и представления в этом отношении чреваты самыми тяжелыми последствиями для страны, ибо для исправления положения обычно требуются, как минимум, десятилетия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОГО ОБРАЗОВАННОГО СЛОЯ И ЕГО СОСТАВ. 7-46
§ 1. РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАННОГО СЛОЯ И ИЗМЕНЕНИЕ ЕГО ПОЛОЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ. 7
§ 2. ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО РЕЖИМА В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. 15
§ 3. СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ СОВЕТСКОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СЛОЯ. 34
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВЕТСКОГО ОБРАЗОВАННОГО СЛОЯ И ЕГО МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ. 46-66
§ 1. НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. 46
§ 2. СОВЕТСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
За первый период своего существования рабфаки РСФСР выпустили свыше 43 тыс. чел. (по другим сведениям - свыше 47 тыс. чел.), из которых около 37 тыс. было принято в ВУЗы. Только за 1926-1929 гг. в ВУЗы поступило около 25 тыс. рабфаковцев. За 1931-1934 гг. рабфаки выпустили 198 тыс. чел., а приняли 785 тыс. чел. Однако следует заметить, что если до реорганизации в конце 20-х годов помимо рабфаков в ВУЗы поступало 24,6% всех рабочих, то потом - 59%, а через рабфаки - 41%.
Перед войной рабфаки были упразднены (последний рабфак был закрыт 1 октября 1941 г.), но возродились в 1961 г. в виде "подготовительных отделений" (которые вследствие тождества функций стали в печати именовать по-прежнему - рабфаками). Первоначально по окончании подготовительных отделений надо было держать выпускной экзамен (он же и вступительный, так как рабфаковцы принимались на 1-й курс без экзаменов) и процентов 10-15 наиболее слабых отсеивалось. Для выпускников подготовительных отделений устанавливалась квота в плане приема - не менее 20% (но в ряде ВУЗов - до 50%). Первый из возрожденых рабфаков был создан в ЛГУ в 1961 г., а постановление об их массовом развертывании принято 20.08.1969 г. Уже в первый год в ВУЗовском приеме питомцы рабфаков должны были составить 20%. Из слушателей первого приема к выпускным экзаменам было допущено 87,7%, их которых в ВУЗы принято 84,6%. Среди зачисленных рабочие составляли 62%, колхозники 23 и демобилизованные 15%. В дальнейшем численность рабфаков и процент их выпускников, принятых в ВУЗы, постоянно возрастали:
1969/70 | 1970/71 | 1971/72 | 1972/73 | 1974/75 | 1975/76 | |
Количество подготовительных отделений | 191 | 491 | 524 | 540 | 598 | 619 |
Число учащихся (тыс.) | 20,10 | 60,75 | 68,04 | 73,88 | 87,60 | 96,70 |
В т.ч.(%) рабочих | 67,7 | 53,7 | 49,4 | 49,1 | 46,7 | 46,1 |
- колхозников | 21,4 | 26,3 | 24,2 | 22,5 | 21,0 | 20,3 |
- демобилизованных | 10,9 | 19,4 | 26,1 | 28,3 | 32,2 | 33,6 |
- младшего медперсонала | - | 0,6 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | - |
Допущено к выпускным экзаменам (%) | 87,7 | 88,4 | 90,8 | 93,7 | ||
Из них зачислено в ВУЗ(%) | 84,6 | 88,2 | 91,1 | 93,3 | ||
Доля зачисленных от всех принятых на подготовительные отделения | 74,4 | 76,1 | 82,7 | 93,3 |
Деятельности рабфаков придавалось огромное идеологическое значение: "Опыт показал, что лучший путь приведения социального состава студенчества в соответствие с социальной структурой общества - это расширение сети и улучшение качества работы подготовительных отделений". Было, между прочим, сразу же замечено, что в составе подготовительных отделений доля рабочих и колхозников постоянно снижается за счет демобилизованных (среди которых обычно был выше процент выходцев из интеллигенции). Так, в 1970-1974 гг. доля последних на подготовительном отделении Харьковского университета выросла с 21,1 до 37,6%, снизив долю рабочих с 67,7 до 51,1%. "Отсюда следует, что необходимо улучшить работу по подготовке в ВУЗы непосредственно в производственных организациях". Кое-кто прямо требовал избавить рабфаки от "случайных людей". В некоторые республиках удельный вес рабочих был более высок (РСФСР 54,8%, Литва 64,3, Эстония 67,1), но в целом намечалась тенденция к его снижению. В виде исключения позже был разрешен доступ на подготовительные отделения некоторых категорий "служащих": медсестер и на подготовительные отделения при педагогических ВУЗах - старших пионервожатых со стажем не менее 2-х лет (инструктивное письмо от 17.08.1982), но в обоих случаях масштабы этого ограничивались 40%. С "перестройкой" эта тенденция усилилась, в 1987 г. на подготовительные отделения разрешено было принимать младший медицинский персонал и бухгалтеров, причем весь прием должен был осуществляться только по направлениям предприятий (инструктивное письмо от 2.09.1987), а в 1989 г. - и некоторые другие категории служащих, в частности, педагогов и гидрометеорологов.
Учитывая, что при приеме на рабфаки в числе рабочих выходцы из интеллигенции не подвергались дискриминации, то при конкурсе на подготовительных отделениях 1,8 - 2 человека на место они, обладая, как правило, лучшей подготовкой, имели сравнительно больше шансов поступить. Кроме того, в ходе отсева (а он достигал вначале 22,7%) по той же причине отсеивались опять же по преимуществу выходцы из наименее культурных слоев. Неудивительно, что отсев пытались все время сократить, и к 1975 г. экзамены при выпуске с подготовительных отделений стали пустой формальностью, и в ВУЗ поступали практически все, принятые на рабфаки. В смысле реальной подготовки подготовительные отделения, разумеется, ничего не давали, и их низкую эффективность в этом отношении, особенно в технических ВУЗах, вынужденно признавали и советские авторы, справедливо отмечая, что 10 месяцев явно недостаточно, чтобы восполнить пробелы в знаниях39.
Деятельность рабфаков существенно повлияла на состав студентов. Как с удовлетворением отмечали советского авторы, если до их создания "число рабочих и сельской молодежи составляло примерно треть учащихся, то с их организацией количество производственной молодежи повысилось, так как для нее отводилось еще около 20% от общего плана приема на дневное обучение". (Так в Уральском политехническом институте в 1968 г. ее было принято 38,4%, а в 1972 г., когда подготовительные отделения уже регулярно выполняли свои функции, - 53,3%; в Свердловской области в 1973/74 г. из 17,3% "стажников" 10% поступили через рабфаки, причем 21% в сельскохозяйственный и 17% в политехнический институты.) К 1985 г. на подготовительные отделения вечерней и заочной формы планировалось принимать 56,7 тыс. чел. против 2,6 в 1980 г. До самого конца рабфаки представляли основной канал "орабочивания" высшей школы и наиболее серьезный инструмент политики властей в области социальной мобильности. Даже в 1987 г. на подготовительные отделения приходилось 7,9% приема в ВУЗы (51,8 тыс. чел.).
Немаловажное значение для состава студентов имела и ориентация на высшее образование, поскольку весьма существенно, насколько сами заинтересованные лица (представители образованного слоя) намерены были противостоять мерам властей по ограничению их самовоспроизводства. Естественно, что выходцы из интеллигентской среды на всех этапах получения образование учились в среднем с большим успехом и проявляли наибольшее желание продолжать образование. Не раз отмечалось, что ведущая роль в ориентации на образование принадлежала матерям. Среди детей, хорошо подготовленных к школе, 47,4% имели матерей с высшим образованием, 32,9 со средним, и только 7,9 % с начальным и ниже. В интеллигентских семьях родители значительно чаще желали видеть своих детей специалистами. По данным опроса 1964 г. желание видеть детей специалистами выразили 100% интеллигенции, 86,3% рабочих и 55,6% колхозников, по данным других исследований - 75-80%; хотя такое желание не обязательно касалось конкретной специальности40.
В 1964 г. дети рабочих составляли в 1-м классе 70%, в 8-м - 60, в 9-м - 55 и в 11-м - 44,2%. Причем из тех, кто дошел до 8 класса, окончить школу намеревались 27,7%, пойти в техникум - 32,9, в ПТУ или на работу 36,8%. Среди детей интеллигенции - соответственно 54,6 и 40,9%, и только один собирался в ПТУ. В конце 60-х годов хотели стать специалистами 71% детей интеллигенции, 60% детей рабочих промышленности и строительства, 36% детей рабочих сферы обслуживания и практически никто из колхозников. Реально в ВУЗ поступали 60-75% детей специалистов и 25% детей рабочих.
Ориентация на высшее образования существенно зависела от соотношения выпусков из средних школ и количества мест в ВУЗах. Начиная с 1965 г. темпы выпуска из школ превышали темпы приема в ВУЗы, и шансы на получение высшего образования уменьшались. Если в 1928 г. в ВУЗ поступало 9 из 10 выпускников школы, то в 1940 - 5, в 1950 - 8, в 1960 - 2,5, а в 1972 - чуть менее 2. В 1940 г. 303 тыс. выпуска из школ приходилось на 263 тыс. приема в ВУЗы, в 1953 - 579 на 431, в 1955 - 1247 на 461. В целом в 1960-1976 гг. в ВУЗы поступило 38% выпускников средней школы. В 1976 г. ВУЗы могли принять не более 1/4 выпуска школ или 1/3 дневных, техникумы - 1/5 выпуска школ. Поэтому в Сибири, например, уже в середине 60-х годов привлекательность многих профессий, требующих высшего образования, понизилась. В 1983 г. из 4272, 3 тыс. закончивших полную среднюю школу в ВУЗ в том же году поступило 470,9 тыс. или 11% (всего принято 1075,7 тыс.). Вообще, если в 1960-х годах в ВУЗ после 10 класса собирались поступать 80-90% учащихся, то в 1973 - только 46%. В 1965 г. заявления в ВУЗы подали 80% выпускников, в 1970 - 50, в 1975 - 40 и в 1980 - 34% (причем из непоступивших 80% не выдержало экзаменов и только 20 не прошло по конкурсу). В Москве при этом на ВУЗ ориентировалось в 1980 г. 81,3% выпускников (причем около 60% из них - по желанию родителей), а идти на производство пожелали только 4,1%. Поступило из желавших в ВУЗ 60% (по стране - 14,6, по РСФСР - 18,9)41. Из непоступивших 32,6% поступило работать в НИИ, 15,2% - в ВУЗы и техникумы, 29,9 - в другие учреждения. На производство пошло только 17,4%. В целом соотношение между выпуском дневных школ и приемом в дневные ВУЗы изменялось так:
Год | 1965 | 1966 | 1968 | 1970 | 1975 | 1980 |
% | 2,4 | 6,1 | 4,1 | 3,9 | 4,6 | 4,2 |
Распределение выпускников школы выглядело следующим образом:
|
Социальный состав 1-х и 8-х классов к 1973 г. был почти одинаков: 58,2 и 59,1% детей рабочих, 15,8 и 15,8 - колхозников и 26 и 25,1 служащих (в 1975 г. в населении они составляли 60,9, 17,1 и 22% соответственно). Но в 10 классе детей рабочих было 49,5%, колхозников 14,4 и служащих 36,1%. Ориентация на образование выходцев из семей разного типа по всем исследованиям сильно различалась, причем из тех, чьи отцы имели высшее образование, были ориентированы на ВУЗ в 76,9% случаев. Вообще ориентация на получение высшего образования среди детей интеллигенции обычно составляла не менее 3/4. Кроме того, на ВУЗ ориентировалась и часть выпускников техникумов. В Горьком, например, в 1969 г. таковых было около 45%, причем около 1/4 их них собирались поступить сразу же после окончания техникума (наиболее ориентированы на ВУЗ поступившие после 8 класса). Однако доля выпускников техникумов среди принятых в ВУЗ постепенно снижалась. Различий по происхождению в данном случае почти не просматривается, но так как в самих техникумах преобладали выходцы из рабочих, то в целом это способствовало уменьшению их доли в ВУЗах. Но в ряде ВУЗов (особенно заочных) доля выпускников техникумов оставалась достаточно высокой: из принятых, например, в ВЗПТИ в 1975 г. выпускники техникумов составляли 36%, в 1981 - 54, а на некоторых факультетах - до 74%.
С ориентацией на образование тесно была связана и проблема подготовки. Естественно, что лучше всего были подготовлены к поступлению в ВУЗ выпускники дневных общеобразовательных школ и особенно - разного рода спецшкол (языковых, математических и других), которые помимо профессионального "уклона" обычно отличались еще и повышенным качеством общего образования. Однако социальный состав этих элитных учебных заведений заметно отличался от обычных (здесь 58,5% детей служащих, 34,2 рабочих и 6,1 колхозников против 32,5, 50,5 и 15,3 в обычных), что всегда вызывало крайнюю неприязнь к ним со стороны ревнителей "социальной справедливости". Отмечалось, в частности, что к факторам, действующим в противоположном направлении, чем то, которое воплощают подготовительные отделения, раздельные конкурсы и льготы сельчанам, относятся уровень подготовки в ПТУ и школах (особенно сельских), условия в семье и особенно существование спецшкол, где "состав учащихся весьма специфичен, тогда как получаемая в них подготовка дает существенные преимущества", почему и требуется "изучить сложившуюся сеть и практику комплектования спецшкол"42. Особо подчеркивалось, как важно принимать в ВУЗы из техникумов, вечерних и заочных школ: "через эти каналы ВУЗ получает пополнение, пусть небольшое, но именно из семей рабочих и служащих-неспециалистов"43. С начала 70-х годов проявилась тенденция к свертыванию спецшкол вплоть до полного их упразднения. Только с 1971/72 по 1973/74 учебные годы их число сократилось с 608 до 542. Любопытно, что в связи с пресловутой "реформой школы" за увеличение доли ПТУ высказывались чаще преподаватели школ и ПТУ, учащиеся ПТУ и служащие, реже всего - учащиеся школ и, особенно, спецшкол44.
Информация о работе Советская интеллигенция в условиях тоталитарного режима